Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

Комментированное чтение классики. Лев Толстой. Война и мир. (Материал 20)

Материал 20 Том 2, часть 4, главы 1- 8 Комментарий Четвёртую часть романа Толстой начинает с рассуждения о праздности: «Библейское предание говорит, что отсутствие труда – праздность – было условием блаженства первого человека до его падения». В этом смысле праздность считается грехом. В первом томе, характеризуя старого князя Болконского, Толстой именно так рассматривал праздность: «Он (то есть князь) говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но во втором томе писатель даёт иное толкование этого многозначного понятия и уточняет, что если в праздности человек мог бы быть «полезным и исполняющим свой долг», то он был бы счастлив, «нашёл бы одну сторону первобытного блаженства». «Николай Ростов испытывал вполне это блаженство, после 1807 года продолжая служить в Павлоградском полку, в котором он уже командовал эскадроном, принятым от Денисова. Ростов сделался загрубелым, добрым малым… который был
Лев Николаевич Толстой в мундире подпоручика. Придворный фотограф Сергей Львович Левицкий. 1856
Лев Николаевич Толстой в мундире подпоручика. Придворный фотограф Сергей Львович Левицкий. 1856

Материал 20

Том 2, часть 4, главы 1- 8

Комментарий

Четвёртую часть романа Толстой начинает с рассуждения о праздности: «Библейское предание говорит, что отсутствие труда – праздность – было условием блаженства первого человека до его падения». В этом смысле праздность считается грехом.

В первом томе, характеризуя старого князя Болконского, Толстой именно так рассматривал праздность: «Он (то есть князь) говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».

Но во втором томе писатель даёт иное толкование этого многозначного понятия и уточняет, что если в праздности человек мог бы быть «полезным и исполняющим свой долг», то он был бы счастлив, «нашёл бы одну сторону первобытного блаженства».

«Николай Ростов испытывал вполне это блаженство, после 1807 года продолжая служить в Павлоградском полку, в котором он уже командовал эскадроном, принятым от Денисова.

Ростов сделался загрубелым, добрым малым… который был любим и уважаем товарищами, подчинёнными и начальством и который был доволен своей жизнью. В последнее время… он чаще в письмах из дому находил сетования матери на то, что дела расстраиваются хуже и хуже и что пора бы ему уже приехать домой, обрадовать и успокоить стариков родителей.

Он чувствовал, что рано или поздно придётся опять вступить в тот омут жизни с расстройствами и поправлением дел, с учётами управляющих, ссорами, интригами, связями, с обществом, с любовью Сони и обещанием ей».

Комментарий

Николай приехал в Отрадное, где жила семья Ростовых.

Толстой описывает тёплые, доверительные взаимоотношения в этой семье. Наташа рассказала брату о своих чувствах к Болконскому; Соня встретила Николая с радостью, но без всяких требований и ожиданий; родители надеялись на помощь сына в хозяйственных делах.

Николаю удалось уличить управляющего Митеньку в воровстве и присвоении средств Ростовых.

Толстой уже касался проблемы нечестности управляющих в дворянских имениях, когда описывал попытки Пьера улучшить положение крепостных. Все выделяемые им деньги на строительство школы, больницы для крестьян присваивались старостами и управляющими.

Не только Толстой, но и другие русские писатели обращались к вопросу расслоения крестьян в условиях крепостничества. Так, Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» посвятил этой проблеме главу «Крестьянский грех».

В 4-6 главах «Войны и мира» дано описание охоты, которая считалась важным занятием дворян. «Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 сентября, собрался сам тоже выехать». В значение слова «охота» входило многое: правил ведения охоты, знание природных условий, поведения животных; содержание собак, необходимого инвентаря и пр. Это было в ведении не только помещика, но и большого количества слуг.

После охоты молодые Ростовы поехали в гости к дядюшке Илагину.

«Дядюшка во всём околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он всегда упорно отказывался…

Из коридора ясно слышны стали звуки балалайки…

- Это у меня мой Митька-кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю…

- Вот в это колене не то делает… Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать.

- А вы разве умеете? – спросила Наташа. Дядюшка, не отвечая, улыбнулся.

Анисья Фёдоровна… принесла гитару.

Дядюшка… взял один звучный аккорд и мерно, спокойно, но твёрдо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню «По улице мостовой». Враз, в такт с тем степенным весельем… запел в душе у Николая и Наташи мотив песни.

- Прелесть, прелесть, дядюшка! Ещё, ещё! – закричала Наташа, как только он кончил.

Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню.

За холодной ключевой,

Кричит, девица, постой! –

Играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.

- Ну, племянница! – крикнул дядюшка, взмахнув Наташе рукой, оторвавшей аккорд.

Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приёмы?.. Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно,.. что Анисья Фёдоровна, которая тотчас подала ей необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную… в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Комментарий

Граф и графиня Ростовы по-прежнему беспокоились о материальных делах семьи, даже поговаривали о продаже московского дома. Илья Андреевич вышел из предводителей дворянства, так как должность требовала больших расходов.

Для справки

Предводитель дворянства был вторым должностным лицом после губернатора. Жалованья за свою службу он не получал, напротив, требовались расходы со стороны самого предводителя для проведения дворянских собраний и т.д.

В обязанности предводителя входило посредничество в конфликтах между помещиками, между помещиками и крестьянами; разбирательство жалоб людей разных сословий; составление характеристик дворянам при их поступлении на службу и т.п.

У Николая Ростова заканчивался срок отпуска. Князь Андрей сообщил в письме, что у него открылась рана и он из-за необходимого лечения вынужден отложить отъезд в Россию.

Наташа после четырёх месяцев разлуки стала чувствовать сильную грусть, с которой ей трудно было справиться. «Ей жалко было самоё себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжении которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой».