Найти в Дзене
ЧИТАТЬ ПОЛЕЗНО!

«Цветы запоздалые» Чехова и «Последний лист» О. Генри

Нашего Чехова и американского О. Генри часто сравнивают по некоторым совпадениям в биографиях и в творчестве. Они почти ровесники: Чехов родился в 1860, а Генри – в 1862; оба были медиками (один – врач, другой – фармацевт); и тот и другой болели туберкулёзом и умерли до 50 лет. Чехов и О. Генри считаются мастерами короткого рассказа, с тонким юмором, психологизмом, неожиданным финалом. Но у обоих писателей есть произведения, разные по содержанию, по жизненным обстоятельствам и по объёму, но схожие по идеям. Идеи важные и актуальные - переоценка ценностей и деятельное участие в судьбе людей ради спасения их жизней. В пору создания коротких юмористических рассказов, в 1882 году, когда Чехов был ещё очень молод, он написал повесть «Цветы запоздалые». Её герой тоже молодой человек, врач, поставивший цель поскорее сколотить капитал. У доктора Топоркова сложилась хорошая практика и для полного счастья он искал богатую невесту. В качестве возможного варианта даже рассмотрел кандидатуру молод

Нашего Чехова и американского О. Генри часто сравнивают по некоторым совпадениям в биографиях и в творчестве. Они почти ровесники: Чехов родился в 1860, а Генри – в 1862; оба были медиками (один – врач, другой – фармацевт); и тот и другой болели туберкулёзом и умерли до 50 лет.

Чехов и О. Генри считаются мастерами короткого рассказа, с тонким юмором, психологизмом, неожиданным финалом.

Но у обоих писателей есть произведения, разные по содержанию, по жизненным обстоятельствам и по объёму, но схожие по идеям. Идеи важные и актуальные - переоценка ценностей и деятельное участие в судьбе людей ради спасения их жизней.

В пору создания коротких юмористических рассказов, в 1882 году, когда Чехов был ещё очень молод, он написал повесть «Цветы запоздалые». Её герой тоже молодой человек, врач, поставивший цель поскорее сколотить капитал.

У доктора Топоркова сложилась хорошая практика и для полного счастья он искал богатую невесту. В качестве возможного варианта даже рассмотрел кандидатуру молодой княжны Приклонской – дочь своих прежних хозяев, у которых в детстве чистил барские самовары.

Положение князей Приклонских с тех пор изменилось. Пришло разорение, молодой князь Егорушка совершенно опустился, княгиня умерла, а княжна Маруся заболела. Единственной радостью для неё стала любовь к Топоркову. Маруся собирала деньги на очередную консультацию доктора, потому что меньше пяти рублей за визит он не брал.

На одном из приёмов Маруся призналась Топоркову в любви. И тогда он вспомнил многое.

«В университете голод и холод ради труда… Трудная дорога! Наконец он победил, лбом своим пробил туннель к жизни, прошёл этот туннель и… что же? Он знает превосходно своё дело, много читает, много работает и готов работать день и ночь… Топорков искоса поглядел на десяти- и пятирублёвки, которые валялись у него на столе, вспомнил барынь, от которых только что взял эти деньги, и покраснел…

На следующий день он повёз Марусю на южный берег Франции, хотя прекрасно сознавал, что никакое лечение ей уже не поможет.

«Он всё отдал бы теперь, если бы хоть в одном лёгком этой девушки не слышались проклятые хрипы!»

Шаг для человека делового, расчётливого, каким был Топорков, совершенно неожиданный, но небесполезный. Да, «не спасло солнце от мрака и… не цвести цветам поздней осенью!» Но всё же доктор Топорков успел подарить Марусе, пусть слишком короткое, но всё же - счастье…

В рассказе О. Генри «Последний лист» (1907 г.) больной оказалась тоже молодая девушка. Художница Джоанна, Джонси, подхватившая пневмонию. Отчаявшись, она не хотела жить, смотрела в окно и ждала, когда упадёт последний лист с плюща, растянувшегося на кирпичной стене. Ни доктор, ни заботливая подруга Сью не могли убедить Джонси отказаться от мрачной фантазии.

Старый художник Берман, живший по соседству, прослыл неудачником. «Он всё собирался написать шедевр, но даже и не начал его. Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. Он пил запоем, но всё ещё говорил о своём будущем шедевре».

Он возмутился не на шутку, когда Сью ему сообщила о смирении Джонси перед смертью: «Возможна ли такая глупость – умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща!»

У Бермана мгновенно сработала готовность выручить, спасти Джонси. Произнесённые слова – «Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да!» - только подтвердили решимость Бермана помочь умирающей девушке обрести веру в жизнь.

А утром, после ненастной ночи и сильного ветра «на кирпичной стене ещё виднелся один лист плюща – последний!» Лист остался и днём. Он не улетел!

Даже те, кто не читал рассказ, догадались, что произошло, и удалось ли Берману создать свой шедевр.

А.П. Чехова и О. Генри, по выходе этих произведений из печати, обвиняли в излишней сентиментальности. Справедливо ли это?

Известно, что сентиментальность - это чувство, то есть восприятие проявлений действительности не разумом, а ощущениями. Сначала - чувство, а потом подключается разум. Ведь так и происходит на самом деле. Но, наверное, у каждого человека разным бывает время между возникновением чувства и проявлением разума.

Главное, чтобы это время стало временем осознания истинных ценностей. Это и показали нам русский Чехов и американец О. Генри.