Маркс писал, что капитализм вызвал как из-под земли гигантские производительные силы. И вопрос о его выживаемости лежит в борьбе за рынки сбыта производимых товаров, так как главной «болезнью» капитализма того периода было перепроизводство товаров. Ситуация на мировом рынке зависит от пошлин на импортируемые товары. И когда к средине 19 века пошлины упали до менее 10%, сформировался глобальный свободный рынок, на котором доминировала Британия, который она отстаивала, как безумная. Она продавала, предоставляя для покупки иностранцам кредиты, тем самым концентрируя свои усилия на том, что приносило ей самые большие прибыли. Экспортируя свою технику, машины, они помогали американцам и европейцам производить продовольствие, которое они покупали, а прибыли, которые получали иностранцы от продажи продовольствия Британии, давали им возможность покупать все больше британских товаров. Сторонники свободной торговли считали, что только на пути либерализации можно добиться успеха. Однако оказалось, что это не совсем так.
Еще молодые промышленные государства в средине 19 века – Германия и Соединенные штаты ограждали свою молодую промышленность от британской конкуренции, проводя протекционистский курс. К концу 19 века весь Запад уже связан воедино финансовой системой. Его разные валюты имели фиксированный курс, привязанный к золоту, благодаря чему торговля была более предсказуемой, а правительства обязались соблюдать правила свободного рынка.
Но было не все так просто, Запад раздирали противоречия. Консерваторами, пытались «сдать назад», церкви выступали против социализма, материализма и науки. Землевладельческое дворянство защищало свои привилегии, антисемитизм и рабство опять подняли свои головы. Конфронтация проявлялась в различных, даже жестких формах. Карл Маркс и Фридрих Энгельс отразили все эти противоречия в «Манифесте коммунистической партии» в 1848 году, потому что революции потрясли в это время почти каждую европейскую столицу. Казалось, что час апокалипсиса капитализма вот-вот наступит. Они считали, что Запад был похож на «волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями».
Крепостное право, гильдии и другие правовые ограничения людей, рухнули. Потребовалась война, чтобы покончить с рабством в США в 1865 году, в других странах оно было ликвидировано на законодательном уровне.
В конце 19-го, в начале 20 веков началась экспансия капитализма на новые территории в виде его распространения в колониальные и зависимые страны в эпоху империализма. На смену вывоза товаров приходит вывоз капитала. В результате Второй Мировой войны, колониальная система империализма рухнула, но империализм «перестроился» и продолжает эксплуатировать эти страны в условиях «неоколониализма». В погоне за дешевым сырьем и рабочей силой, для увеличения своих прибылей, монополии переносят производство из метрополий в бывшие колониальные и слаборазвитые страны.
Эта безумная погоня за прибылью привела к развитию промышленности в мире и появлению новых индустриальных государств. К 70-м годам 20 века вырывается вперед в экономическом развитии Япония. По удельному весу в мировом промышленном производстве Япония заняла второе место, уступив только США. Она стала лидером по производству промышленных роботов, бытовой электроники, автомобилей, танкеров.
В группу индустриальных развитых стран вошли «молодые тигры» Юго-восточной Азии - Южная Корея, Тайвань. Их опытом воспользовались еще ряд государств ЮВА - Тайланд, Филиппины, Индонезия.
Однако емкость мировых рынков, оказалось, не безгранична. Уже к концу 90-х годов 20 века увеличилось число стран выпускающих однотипную продукцию. Это привело к обострению конкуренции на мировых рынках, перепроизводству и обострению ситуаций в этих странах и политическим кризисам. Ответом на это стало ускорение интеграционных процессов стран ЮВА.
Реформы конца 80-х годов в КНР ускорили ее экономическое развитие. Создание свободных экономических зон, в которых были созданы льготные условия для деятельности иностранных предпринимателей, позволили Китаю развиваться самыми устойчивыми и высокими темпами в мире – от 7 до 15% в год. К концу 20 века возросла степень участия Китая в системе международного разделения труда. Он вступил в ВТО, что привело к открытию внутреннего рынка для иностранных товаров и способствовало продвижению китайской продукции в зарубежные страны. С 90-х годов Китай стал крупнейшим объектом вложения иностранного капитала. В рамках правительственных программ ежегодно привлекалось около 50 млрд. долларов в год. Его экономика стала экспортно - ориентированной. По ряду показателей объем производства Китая к концу 90-х вышел на первое - второе в мире. При этом 74% китайского экспорта составляли трудоемкие промышленные товары. (В 1975 году их доля в экспорте составляла лишь 36%). Именно Китай сегодня является «мастерской мира». Сегодня по общему ВВП Китай занимает ведущее место в мире.
Но в нулевые производители в Китае обнаружили, что даже самые богатые страны не могут позволить себе покупать все, что он экспортирует. Сегодня Китай фактически дает странам Запада деньги в кредит, так как это делала Великобритания в 19 в., чтобы они смогли и продолжали покупать его товары. Он делает это, инвестируя часть своего огромного сальдо по текущим операциям в ценные бумаги. В США - это казначейские облигации. Покупка сотен миллиардов долларов поддерживает китайскую валюту дешевой относительно валюты США, что делает китайские товары еще менее дорогими для людей Запада. На Западе даже появилось выражение «китайская цена».
Эти отношения, по мнению экономистов, похожи на брак, при котором один супруг занимается сбережениями и инвестициями, а другой тратами. И никто из них не может позволить себе развода. Если бы Китай прекратил покупать доллары, американская валюта, возможно, испытала бы коллапс, в результате чего те 600 – 800 млрд. долларов, которые еще вложены в облигации, потеряли бы свою ценность. С другой стороны, если бы американцы перестали покупать китайские товары, их жизненные стандарты ухудшились, и их легкий кредит иссяк бы. Американский бойкот мог бы ввергнуть Китай в промышленный хаос, но Китай смог бы отомстить - выбросить на рынок в большом количестве казначейские облигации и доллары и обрушить тем самым всю экономику США.
В результате американцы вынуждены печатать доллары и закупать почти все потребительские товары. Государственный долг США составляет 120% - около 37 трлн. долларов. Сложился дефицит во внешней торговле США, своих товаров они продают в Китай на 200 млрд. долларов, а закупают почти на триллион. Такая же ситуация складывается и в торговле с ЕС.
Не отстает от Китая и Индия, которая также в конце 20-го, в начале 21 века, осуществила модернизацию своей экономики. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей компьютеры, моделирующие процессы, происходящие при ядерном взрыве. К концу 90-х Индия по абсолютному объему ВВП приблизилась к показателям России. Уверенно ее экономика развивается и в начале 21 века.
Сейчас президент США Д. Трамп с помощью высоких пошлин на ввоз индийских импортных товаров пытается возродить производство в своей стране. Пытается заставить Индию отказаться от закупки российских энергоносителей. Трамп хочет сделать Америку «Снова Великой». И у американцев есть единственный, дважды проверенный на практике путь к процветанию США - война, желательно в Европе и желательно без участия США, хотя бы на первом этапе.
Даже насосавшись золота, крови и пота народов за счет организованной Золотой Элитой второй мировой войны, США оказались неспособными поддерживать относительно высокие стандарты массового потребления без милитаризации экономики и без постоянной подпитки извне, обеспеченной системной эксплуатацией остального мира все послевоенное время.
Еще в 1940 году знаменитый американский экономист Джон Мейнард Кейнс заявил американцам: "...Военные приготовления не только не потребуют от вас жертв. Наоборот,они явятся тем стимулом к увеличению индивидуального потребления и росту жизненного уровня,который не смогли бы дать вам ни победа.ни поражение "Нового курса..."
"Экономический патриотизм" Трампа призывает к глобализации, основанной на интересах простых американцев, а не на той ее неограниченной версии, что в последние 40 лет разрушала экономическую и социальную структуру Соединенных Штатов. Он проводит, кажется безумную, истеричную политику разрушения мирового рынка с помощью заоблачных торговых пошлин. На продукцию стран Европейского Союза он ввел торговые пошлины в 50%, потом сбросил до 15%, но заставив их приобрести продукцию ВПК США на 750 млрд. долларов. Против Китая грозится ввести на все его товары 50% пошлины. Это ни что иное, как торговая война, которая только разгорается. В следующей статье попытаемся рассмотреть различные сценарии развития событий. Но крах концепции «свободной торговли» уже очевиден.
Вывод: Где магия рынка не работает эффективным оказывается гонка вооружения, сила оружия.!