Если вы купили «китайца», то, скорее всего, столкнулись с ловушкой, на которую попадаются владельцы других иномарок: дали скидку на машину, в обмен навязали дополнительные услуги. Далее автовладельцы ищут, как вернуть деньги за допы, которые им по факту были не нужны.
Ничего принципиально нового: маржа с продажи сертификатов, дорожных карт и прочих «помощей» на дорогах кратно выше маржи с продажи автомобилей.
Навязывание дополнительных услуг: что говорит Роспотребнадзор и когда можно вернуть деньги за допы
Позиция Роспотребнадзора однозначна: навязывание дополнительных услуг при продаже автомобиля — это нарушение. Ведомство регулярно напоминает, что если вам навязали допы в автосалоне, это основание для возврата денег и отмены соглашений.
Например здесь, рассказывают о типичных нарушениях дилеров и на что обращать внимание перед покупкой. Вот небольшая выжимка:
- В рекламе или по телефону дилер сообщает заниженную цену на автомобиль. Цель — привлечь покупателя.
- Дилер предлагает подписать предварительный договор с внесением первоначального взноса, который будет удержан при его расторжении. Цель — «запихнуть» допы в основной договор.
- Процентная ставка по автокредиту в договоре превышает ту, что прописана в рекламном буклете.
Здесь акцентируют внимание на навязывании допов в салонах и напоминают о важных изменениях в законе. О них расскажу ниже.
ЗПП о навязывании «допов»: изменения и права потребителя при покупке автомобиля
📜 Часть 2 статьи 16 ЗПП прямо указывает: вас не могут заставить приобретать одни товары и услуги только ради покупки других. А это именно то, что происходит, когда покупателю сначала предлагают скидку, а потом объясняют, что без допов цена выше. В таких случаях люди чаще всего ищут, как оспорить допы и вернуть стоимость допоборудования.
А теперь представьте: вы приобретаете новенький Haval Jolion. Дилер посредством рекламы или менеджеров по телефону сообщил одни условия, а затем выясняется, что процентная ставка без «допов» будет выше, чем с ними. А если берете не в кредит, то стоимость машины увеличивается. В итоге вы подписываете пресловутое соглашение.
Это типичная ситуация, в которой человек потом пытается расторгнуть допы без потери скидки.
Она введена с 1 сентября 2025 года именно из-за большого количества жалоб на навязывание допов в автосалонах. Посмотрим, что появилось:
- Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом.
То есть вам не могут продать автомобиль только на условиях продажи допоборудования или услуг. Например, коврики, сигнализация, карта помощи, доп. гарантия и т.д. И запрет этот распространяется именно на момент до покупки. В противном случае, вы можете вернуть деньги за навязанные услуги.
А если после приобретения машины на условиях, которые не отличаются от заявленных ранее, вы сами изъявили желание приобрести «допы», то, пожалуйста. Но! Это только после совершения сделки купли-продажи автомобиля. Идем дальше.
- Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы.
Вроде понятно: вы можете отказаться от «допов» и получить деньги обратно, однако в связке с предыдущим абзацем появляются дополнительные смыслы: если вы заплатили за допы, которые были обусловлены предоставлением скидки, то это, с одной стороны, основание расторгнуть договор, а с другой — препятствие для дилера отменить предоставленную скидку и взыскать с вас разницу. Требование о возврате дилер должен удовлетворить в течение трех дней. Идем далее — автоматические галочки и отметки:
- Проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) за потребителя такого согласия в ином виде либо формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг), не допускается.
Автоматические отметки о том, что вы уведомлены обо всем на свете, любят проставлять сотрудники при выдаче автокредитов. Дилеры китайских автомобилей решили не отставать. Они подсовывают галочки в соглашениях, как официант счет с блюдами, которые вы даже не заказывали.
Вы ставите подпись, и выходит, что меньше чем за минуту ознакомились со списком условий и последствий на 50 страницах, полностью поняв их смысл. Именно эти галочки потом используются дилерами, когда человек пытается отменить навязанные услуги. Теперь это незаконно.
Автосалон взыскивает скидку из-за расторжения «допов»: позиция суда
Практика судов противоречива. Однако она начинает склоняться в пользу покупателей. Что я имею в виду?
Представьте, вы покупаете Chery Tiggo 7 PRO Max, а дилер сообщает, что скидка составит 200 000, если купите допов на 150 000. Вы соглашаетесь, а затем расторгаете соглашение по дополнительным услугам. В итоге салон возвращает ваши 150 000, но затем требует оплатить 200 000, поскольку скидку предоставил под условие приобретения «допов».
Раньше суды рассматривали такие дела в пользу дилера, сейчас картина изменилась. Суды не признают обоснованности требования всей суммы скидки, указывая на эквивалентность стоимости допов. Кроме того, ВСРФ обратил внимание: «нужно проверять реальность предоставляемой скидки и информирование покупателя».
Скидка от дилера в обмен на допы: а есть ли скидка?
Реальность предоставления скидки — важная формулировка. По сути, никто не предоставляет доказательств ее правдивости. Не знакомит с базовой ценой товара и ее документальным подтверждением. Единственное доказательство — рекламный буклет или картинка на сайте с перечеркнутой ценой.
Поэтому при отказе от навязанных услуг салон не может просто требовать всей суммы предоставленной скидки, ведь мы приобретаем «допы» не потому, что они нам нужны, а из-за условий, которые навязывает продавец. И здесь нам в помощь статья из ГК:
📜 Статья 428 Договор присоединения
- Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора
Итак, если продавец не предоставил реальной скидки, а просто взметнул цену на Haval, Li или Omoda, а затем, перечеркнув ее, поставил в обязательство приобрести «допы», то это не скидка, а нарушение закона. И естественно, что в этой ситуации люди задаются вопросом: как расторгнуть допы без потери скидки.
Подводим итог: когда можно оспорить допы и вернуть деньги без потери скидки
Позиция Роспотребнадзора: навязывание «допов» — нарушение закона. Принятые недавно изменения в закон «О ЗПП» ужесточают требования к дилерам, а судебная практика начинает «переосмыслять» подход к спорам между салонами и покупателями.
Это значит, что если вам навязали допы при покупке автомобиля, вероятность оспорить «помощь на дорогах» и вернуть деньги, выше, чем раньше.
Вместе с тем имейте в виду: практика пока неоднозначна, а изменения в «ЗПП» внесены недавно. На что я бы рекомендовал обращать внимание, так это на реальность предоставления скидки. Даже ВС РФ использует формулировку «условная скидка».
Например, уточнить информацию о базовой стоимости товара, сравнить с аналогичными предложениями других дилеров и попросить документальное подтверждение стоимости (было/стало): когда она изменилась и какие условия этого изменения.
Но главное, конечно, договор купли-продажи и доп. соглашения. То, каким образом он оформлен, будет влиять на дальнейшие перспективы при расторжении.
Немного рекламы от автоюриста
Если вы один из многих, кто, купив Chery, Haval или Geely, обнаружил, что несколько сотен тысяч выброшены на откровенный хлам, — обращайтесь. Я изучу ваши документы и помогу разобраться: определить перспективы, написать претензию, иск или защитить в суде. Контакты ниже, и удачи вам на дорогах!
___________________________________
⚖ Помощь автоюриста при спорах с автосалоном:
- Телефон: 8-961-497-38-55
✅ Консультация и анализ документов — бесплатно!