В начале ноября Московскому планетарию исполнилось 96 лет. В тот же день здесь состоялась премьера первого спектакля в возрождённом «Научном звёздном театре».
Три «научных» театра, три разные истории
Как мы знаем, первый «Научный звёздный театр» появился в 1937 году. Просуществовать ему было суждено совсем недолго — до 1941 года выпустили всего три спектакля: «Галилей» (1937), «Джордано Бруно» (1938) и «Коперник» (1939). Главная тогда задача — театрализация лекций, которых в планетарии было много. Интересно, что в постановках принимали участие сотрудники: астрономы, методисты, профессора, а также большую роль в развитии театра сыграл первый директор планетария Константин Шистовский. После войны, в 1950-х годах, создали новый любительский театр ПХУТЭМ (Планетарский художественный театр эстрадных миниатюр), и просуществовал он до 1975 года. Актёрами снова стали сотрудники планетария, но добавились и приглашённые артисты из московских театров, а помогал и консультировал участников сам Аркадий Райкин.
В конце 1980-х появился «Планетариум–театр», или «Фантастический театр». На этот раз организаторами и артистами были уже выпускники театральных вузов. Сценой стал Купольный зал, декорациями — звёздное небо. Театр пользовался успехом, но закрылся в 1994 году. Архивные фотографии первых спектаклей можно увидеть в экспозиции Музея Урании.
Четвёртый театр. Новый «Коперник»
Спустя 88 лет в Планетарии снова возрождают научный театр. По счёту он четвёртый, но для всех нас, свидетелей этого события, как будто первый. История его только начинается, но начинается с самых истоков: по сути, с того самого «Коперника», показанного в 1939 году, но с большими оговорками.
Режиссёр Дмитрий Мышкин поясняет: «Была же постановка, если вы знаете, в 30-х годах. И мы, естественно, читали эту пьесу. Конечно, она совсем не похожа на нашу, разве что тем, что и там, и там есть Николай Коперник и ещё некоторые персонажи. Я считаю, что театр должен говорить языком современным. Мы-то не знаем на самом деле, как было тогда. Есть какие-то гипотезы, какие-то записи остались. А тут и XVI век, и 30-е годы. А мы ведь даже 30-е плохо знаем. Поэтому у нас Коперник сегодняшний».
Что же заставило сотрудников планетария вновь обратиться к этому опыту сейчас? Дело в том, что год назад в Российском государственном архиве литературы и искусства нашли текст и сценографию первого спектакля; позже было принято решение о возрождении театра в планетарии.
«Для этой сложной задачи мы стали искать режиссёров, художников, композиторов. И нам посчастливилось встретить молодую команду “Эскизы в пространстве”, которая ставит спектакли в необычных местах: на пароходах, в лесу, в поле — и вот теперь под звёздным куполом», — говорит Ирина Мельникова, продюсер «Научного звёздного театра», руководитель направления развития стратегических проектов и коммуникаций Московского планетария.
Актёры — кто?
По задумке, каждый спектакль будет делать новая команда. «Коперник» покорился «Эскизам в пространстве» — первооткрывателям, хочется верить, постоянного теперь «Научного звёздного театра». Режиссёры-постановщики Дмитрий Максименков и Дмитрий Мышкин, художники-постановщики, композитор, режиссёр по свету, актёры объединения и артисты цирка соединили историю (и науки, и самого планетария), место и время в одном Большом Звёздном зале. А полнокупольная видеопроекция, созданная видеохудожником Дарьей Мальцевой при поддержке Студии кинопроизводства Московского планетария, порадует тех, кто любит современные технологии и уже не мыслит театр без них.
Помимо актёров творческого объединения, активно включёнными в спектакль оказались ещё два персонажа, неодушевлённых, но без которых точно не удалось бы добиться той атмосферы, которая царила в зале.
Первый необычный актёр — «Универсариум М9» — самый совершенный оптоволоконный проектор звёздного неба последнего поколения, установленный в Большом Звёздном зале Московского планетария. Он может воспроизвести 9 100 звёзд, оснащён проекторами фигур созвездий и ярких туманностей, к тому же способен передать точный вид звёздного неба в диапазоне около 10 тысяч световых лет. И всё это мы видим во время спектакля на огромном куполе, который называют ещё одним необычным актёром. Можно сказать, купол в Большом Звёздном зале — самый главный герой. Но действие разворачивается и на куполе, и на сцене одновременно.
«Планетарий — это не театральное пространство, оно специфическое, но оно располагает к тому, чтобы здесь что-то сделать. Была небольшая борьба с куполом, потому что он довлеет над всем, здесь всё ради него — и он здесь хозяин. Он и актёров наших пытался примять, сказать: “Здесь буду я”. Ну а мы пытались выстроить с ним диалог. Так и строилась работа: где подчеркнуть его, где, наоборот, подчеркнуть актёра, потому что театр — это все-таки актёр», — продолжает режиссёр Дмитрий Мышкин.
В этом спектакле необычные не только актёры и декорации, но и реквизит. Например, во второй части спектакля на сцене появляется колесо Сира — это цирковой реквизит, который представляет собой единственный обруч без ручек. Пластические артисты держатся за колесо Сира руками и ногами, массой тела раскручивают обруч и, находясь внутри него, исполняют различные трюки: парят, отрываются от земли, подобно небесным сферам, и крутятся вокруг своей оси.
«Я не астролог, я астроном»
То и дело повторяет сегодняшний Николай Коперник. Он горяч, верен своей цели, он не останавливается перед запретами и опасностями. Только такой человек мог смело заявить в «прогрессивный XVI век», что именно Земля крутится вокруг Солнца. Этому посвящена книга, над которой он работал всю свою жизнь и которая увидела свет благодаря его ученику. Об этом, по сути, спектакль. А по ходу действия мы узнаём главного героя, изучаем дом — место, где он проводит свои наблюдения, — его отношения с близкими: отзывчивость к бедам других людей и главное — веру в судьбу и предназначение.
«Наша цель — вдохновить зрителя на свершение. Прежде всего быть верными своим идеям, своим убеждениям и своему призванию», — подчёркивает Ирина Мельникова, продюсер «Научного звёздного театра».
Земля, Солнце и новая система мира
На втором этаже Музея Урании можно увидеть огромного размера книгу — это макет того самого фундаментального труда Коперника, который он создавал на протяжении всей своей жизни. Тщательным образом, на основании изучения небесных тел и математических расчётов, он сделал вывод, что в центре Вселенной — Солнце, а не Земля. Сам Коперник назвал свою книгу «О вращениях». Издатель добавил два слова: о вращениях небесных сфер. В этой книге учёный подробно изложил гелиоцентрическую систему, в которой вокруг Солнца вращались, помимо Земли, ещё шесть планет. Уран и Нептун будут открыты позже, уже после Коперника.
Пройти путём Коперника…
…сможет каждый зритель. Перед спектаклем у вас будет время на изучение этого маршрута. Возрождённый в четвёртый раз театр предлагает зрителю не просто провести час с небольшим в уютных креслах Большого Звёздного зала, но и попробовать изучить пространство и предметы, так или иначе связанные и с личностью Коперника, и с его открытиями.
«Для зрителей мы специально приготовили маршрут «Коперника» перед спектаклем. И если открыть этот маршрут, карту-путеводитель к спектаклю, то можно совершить путешествие по двум этажам классического музея Урании», — поясняет Ирина Мельникова, продюсер «Научного звёздного театра». Отыскать секстант, заглянуть в кабинет астронома и найти армиллярную сферу, узнать, как устроена Солнечная система, полистать старинные книги и карты неба и многое другое.
Спектакль, который меняет
Нельзя не согласиться со словами режиссёра Дмитрия Мышкина: «Любой спектакль должен менять мир. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы каждый наш спектакль его тоже менял и непременно к лучшему. Я сравниваю это со строительством дома. Фундамент только заложен, но по фундаменту уже можно понять, какой будет этот дом. Наш дом будет вместительным. И мне кажется, люди будут его любить. Нам он тоже дорог. Мы создаём определённую картину для зрителя, который сегодня к нам приходит. А приходит зритель зачем? Чтобы меняться. Или просто время провести хорошо. Но театр точно что-то должен менять, иначе зачем он нужен?»
Автор текста — Юлия Максимова