Найти в Дзене
Бах Михалыч

Нашли блиндажи времен войны в глухом лесу под Калугой. Эта повесть о жизни, о войне, о необъяснимом и о бордер колли.

Приветствую Дорогие читатели! Этим летом мне довелось какое-то время работать в Серпухове, и я был вынужден перевезти собаку из нашего большого дома с участком в скромную однокомнатную квартиру. Это были временные трудности, но Бах не просто их переживал, все-таки, даже животные плохо привыкают к дискомфорту. На выходные я решил сделать ему подарок и вывезти на природу. Пообщавшись с коллегами, я получил множество наводок на места время провождения, но один из вариантов больше всего подогревал мой интерес, тем более он предполагал туристический отдых в дикой природе на границе с Калужской областью. Леса там суровые, местами болота и, к счастью, я тогда еще не знал о скоплении диких медведей под Калугой, о которых стали писать буквально незадолго после нашего путешествия. Есть мнения, что медведи мигрировали в эти места из Курской области в силу известных событий. Если бы мы знали про медведей, то не решились бы на поездку, потому что в последствии я понял, что мы сильно рисковали. В о

Приветствую Дорогие читатели!

Этим летом мне довелось какое-то время работать в Серпухове, и я был вынужден перевезти собаку из нашего большого дома с участком в скромную однокомнатную квартиру. Это были временные трудности, но Бах не просто их переживал, все-таки, даже животные плохо привыкают к дискомфорту. На выходные я решил сделать ему подарок и вывезти на природу. Пообщавшись с коллегами, я получил множество наводок на места время провождения, но один из вариантов больше всего подогревал мой интерес, тем более он предполагал туристический отдых в дикой природе на границе с Калужской областью. Леса там суровые, местами болота и, к счастью, я тогда еще не знал о скоплении диких медведей под Калугой, о которых стали писать буквально незадолго после нашего путешествия. Есть мнения, что медведи мигрировали в эти места из Курской области в силу известных событий. Если бы мы знали про медведей, то не решились бы на поездку, потому что в последствии я понял, что мы сильно рисковали.

В общем, один из моих коллег, рассказал, что не далеко от г. Жуков в плотном лесном массиве, в удалении от населенных пунктов, сохранилась система блиндажей времен Великой Отечественной Войны спустя более 80 лет, что для меня по началу казалось фантастикой и я эмоционально разогретый представленной мной картиной уговорил коллегу сопроводить нас с Бахом в эту интереснейшую экспедицию. План заключался в том, что мы должны были доехать рано утром до г. Жуков, пересесть в Ниву к нашему экскурсоводу и доехать до какого-то пункта, дальше которого перемещение на колесах становилось невозможным, после этого мы должны были пересечь порядка 5км лесного массива, периодически сбиваясь с маршрута обходя болота. По итогу, мы должны были оказаться на точке, погулять там, осмотреть блиндажи и вернуться обратно.

Итак, мы с Бахом дождались выходных, утром я его оповестил о предстоящей поездке, Бах обрадовался, мы собрались, взяли рюкзак, воду, перекусить ему и мне, резиновые сапоги, заранее заготовленные брызгалки от вредных насекомых, сменное белье на всякий случай, термос с кофе, прочую полезную ерунду и выдвинулись в Жуков. Вид у нас был такой будто мы лесники и отправились на охоту, и картина могла быть полной если бы мы с Бахом загрузились в какой-нибудь УАЗ. Но, так как УАЗом не обзавелись, загрузиться нам пришлось в обычный Лексус, в котором нажали кнопку, двигатель V6 приятно уркнул, мы немного прогрелись и двинули. Мне очень нравится романтика маленьких городов, проехали Серпухов, который в субботнее утро был практический пустой, что было непривычно после суетливых дорог в Москве, мимо нас пронеслись исторические дома, памятники и через буквально 10 минут мы вышли на трассу. Бах большую часть городской дороги обозревал окрестности Серпухова, встав на подлокотник, и время от времени в знак своего большого собачьего почтения, лизал мне правое ухо. Ехали аккуратно, так как нас предупредили о пересекающих магистраль животных, это олени и как правило лоси. В общем минут за 40 мы уже добрались до места слета в Жукове и перегрузились в автомобиль, более соответствующий нам по виду и целям.

Едем, Бах обычно встает передними лапами на подлокотник и смотрит на дорогу через лобовое стекло.
Едем, Бах обычно встает передними лапами на подлокотник и смотрит на дорогу через лобовое стекло.

Если честно, я никогда не считал отечественную инженерию передовой в отрасли автомобилестроения, то ли дело американские машины или японские. Но есть НИВА и этим все сказано, всю дорогу я восхваляю геометрическую проходимость этого малыша, мы с легкостью преодолеваем промоины, слякоть, лужи. В этих местах долго шли проливные дожди, лес сырой, дорог практически нет. Нива впереди планеты всей. «Вырасту и обязательно куплю себе еще и НИВУ»- думаю я.

-2

Итак, мы на стоянке, выходим, одеваю капюшон, переобуваюсь, щедро поливаю себя отравой от насекомых, мой коллега уже готов выходить в поход, Бах изучает местность. Вперед.

Время и природа берет свое, по дороге Костя мне увлеченно рассказывает о событиях периодах Великой Отечественной Войны, где стояли наши, а где враги, где наступали и где отступали, а я в свою очередь не могу соотнести представленную картину с окружающим нас буреломом и даже не верится, что леса в 1941г. здесь не было, земля была перепахана танковыми траками, дороги вытоптаны солдатскими сапогами и каждый метр этой земли был и сейчас является свидетелем той тяжелой войны.

В октябре и декабре 1941г. двигаясь на Москву немецкие войска оккупировали территорию, прилегающую к г. Жуков (до 1974 город назывался «Угодский Завод» и был переименован в честь Г.К. Жукова, который родился неподалеку в деревне Стрелковка). Эти события сопровождались большими потерями среди наших солдат и мирного населения, много объектов гражданской и хозяйственной инфраструктуры было разрушено. Именно в период оккупации враг выстроил систему блиндажей, которые сегодня выступают объектом нашего исследования. Скорее всего, в ходе Калужской наступательной операции, которая длилась с 17 декабря по 5 января, немцы, отступая, сдали эти позиции практически без боя, думаю, что по этой причине свидетели войны в этих угрюмых лесах станут доступны нашему взору.

Точных данных о гибели наших солдат и мирного населения в районе Жукова, я в открытых источниках не нашел, но в Битве за Москву потери наших солдат составили около 1,8 млн. человек. По мирному населению точных цифр нет, но так как фронт подвергался постоянным бомбардировкам, обстрелам, то потери среди мирных людей были очень-очень большие. В пути, я много думаю об этом, о человеческих жизнях, о том какую цену заплатил наш народ за Великую Победу и о том какой Великий Подвиг совершили наши предки. Есть Память, которой не будет забвенья, и есть Слава которой не будет конца!

Есть необъяснимая энергия в этих местах. Я уже раньше обращал внимание на то, что места Славы, пропитанные кровью большого количества людей особенные и отличаются от других мест. Я не могу сказать, что энергетика таких мест тяжелая, также как и не могу объяснить собственные чувства, но если бы мне требовалось их описать, то я бы обратился к истории подъема танка Т-34 со дна р. Добрая Суровикинского района Волгоградской области, который был подбит в бою и является реальным участником сражения в Сталинградской Битве. Тогда один из поисковиков, участвующий в подъеме танка, описал свои эмоции следующим образом, он сказал: «Хочется на колени встать пред этой броней». Я испытываю ровно такие же чувства.

Бывали моменты, когда чувства казались мне противоречивыми, например, я объяснял себе их тем, что человек, находящийся в определенном информационном поле сам активизирует собственный эмоциональный фон и тем самым предвосхищает свое восприятие окружающего. Но так было до определенного момента. В районе села Семеновское под Москвой, в местах, где с осени 1941г до весны 1943г. наши войска обороняли Минское шоссе ценой гибели более 10 тыс. наших солдат, мы остановились почтить Память Героев и в отдалении от мемориала, в поле, сорвали красивые цветы после чего машина на которой мы приехали отказалась заводиться, моргала приборка, горел чек, машина троила и не хотела никуда ехать. И так с нескольких попыток глушить и заводить машину. Багажник, в который мы положили цветы не открывался и был вскрыт из салона. Необъяснимо, но факт, все в машине заработало только тогда, когда мы извлекли цветы и вернули их на поле. Машина была новая из салона, а ситуация, которую я описываю произошла лично со мной, и я убежден в том, что причины сбоя моей машины были не технические. Но верить этому или нет, дело персональное каждого, я верю.

Обелиск в районе Семеновского Можайского района Московской области.
Обелиск в районе Семеновского Можайского района Московской области.

Задумавшись обо всем, я упустил из внимания Баха, остановился и крикнул протяжно с эхом на весь лес «БАААХ!» и в этот же момент дополнил скороговоркой «БАХБАБАХ!!!» Михалыч долго себя ждать не заставил и уже в следующие секунды со скорость "Бурана" Бах достиг орбиты. Идем дальше, Бах ловко демонстрирует барьер через ветроломы. Ветроломы - это деревья, поваленные ветром, часто их очень много в лесах, за которыми не ухаживает лесничество. Нам с Костей они создают некоторые проблемы, а Михалычу они в забаву.

Бах летит.
Бах летит.

Баха мы иногда зовем Михалыч, или же по полному Бах Михалыч, потому что его папу назвали Мишка. Думаю, что родителю Баха дали такое имя, потому что он был очень мохнатым и достаточно крупным для бордер колли и Бах все эти особенности перенял в наследство. Периодически Бах находит в лесу большие коряги и провоцирует нас на игру с ним. Несколько раз он спотыкается об меня палкой и хоть я к этому привык, корягой достается в том числе и Косте.

«Мы уже близко, по идеи это уже здесь, но правее» - говорит Костя. Решаем остановится, достаем термос, разливаем чай, курим. Бах обследует стоянку, видно, что пес довольный. Он рад, и я радуюсь, потому что очень люблю этого медведя. Хорошо, что мы организовались и смогли выбраться.

«Природа свое берет» - думаю я, осматривая котлован, который ранее служил кому-то домом и надежным укрытием. Первый блиндаж который мы увидели был изрядно подмыт и кроме алюминиевых банок от рыбных консервов, которые поставлялись в рационах немецкого пайка вермахту, смотреть было нечего. Вероятно, где-то рядом раньше была помойка, куда сбрасывали хозяйственно бытовые отходы. Часто о таких помойках грезят черные археологи, но я думаю, что все их вычистили еще в 90е годы.

В следующих блиндажах можно было встретить уже военные артефакты, различные ржавые ящики от боеприпасов, остатки колючей проволоки.

Я обратил внимание на то, что рядом с некоторыми блиндажами находились уцелевшие бочки, в которых обычно хранят моторное масло и топливо, переделанные под блиндажные печи. Ранее, я считал, что для этих целей в армии используются специальные блиндажные печи, но в случае, конкретно этих блиндажей, все печки были сделаны из бочек. Скорее всего, немцы, планируя захватить Москву до наступления холодов, попросту не обеспечили фронт печами. Повторюсь, что большинство бочек находились рядом с блиндажами, вероятно они были выкопаны искателями сокровищ в надежде на то, что, отступая, немцы сбрасывали в такие печи предметы амуниции и ценные вещи, но при этом некоторые бочки все-таки остались на своем месте и версия о сбросах сокровищ в печь не нашла у энтузиастов своего подтверждения.

Не далеко от остова одного из блиндажей Костя глазами нашел немецкую пехотную кирку, позже мы нашли гвозди и какое-то зубило. Кругом лежало, рваное железо, гильзы, иногда на деревьях встречались какие-то цепи.

Система блиндажей была достаточно длинной, мы не стали исследовать ею полностью, потому что общая картина в принципе была однотипной, и мы тронулись в обратном направлении. По дороге встретили оленя, который шел где-то параллельно с нами и издавал громкие и кричащие вопли характерные для брачного сезона этих животных. К моему удивлению, Бах интереса к оленю не проявлял, и мы с течением какого-то времени разошлись с ним.

В Жукове, мы пересели в Лексус, переоделись в обычную одежду и поехали в Щелковский район в направлении дома. Бах всю дорогу спал, я слушал любимую музыку и время в дороге для нас пролетело быстро.

Дома ждал заслуженный отдых.

Помылись, посушились, поели, отдыхаем)
Помылись, посушились, поели, отдыхаем)

Дорогие читатели, я надеюсь на то, что эта история Вам понравилась и Вы отметите ее своими реакциями. Всем желаю Добра и огромной Удачи!