Найти в Дзене
Марки говорят

История в огне: Марки пожарных машин СССР

Москва, конец XIX века. На переднем плане изображена тройка гнедых лошадей, мчащихся во весь опор по булыжной мостовой. Они в упряжке несут открытую повозку с расчётом пожарных — 12 человек в зелёной униформе и касках сидят рядами спиной к бортам. Два пожарных стоят: один спереди, вероятно, возница, второй сзади — как командир. На заднем плане — узнаваемая Сухаревская башня, построенная в конце XVII века по указу Петра I. Она располагалась на пересечении Садового кольца и Сретенки, на месте современной Сухаревской площади. Башня была не только архитектурным символом эпохи, но и фактически ориентиром восточной части города, рядом с которой в XIX веке действительно размещались пожарные бригады. Она нередко попадала на открытки и гравюры, связанные с Москвой рубежа XIX–XX веков — поэтому и выбрана как фон к сцене с конной пожарной повозкой. Сама Сухаревская башня была снесена в 1934 году по решению советских властей, что делает эту марку ещё и памятью о утраченной Москве. Эта марка из
Оглавление

Филателистическая карточка (серия)

  • Год выпуска: 1988 (частично 1989)
  • Страна: СССР
  • Серия: «История отечественного пожарного транспорта»
  • Номиналы: от 3 до 45 копеек
  • Количество марок: 11
  • Каталоги: Michel SU 5790–5800 / Соловьёв 5820–5830
  • Художник: Б. Илюхин
  • Особенность: Каждая марка изображает конкретный исторический этап развития пожарной техники в России и СССР

По одной — в огонь и в историю

-2

3 коп. — Конная повозка (XIX век)

Москва, конец XIX века. На переднем плане изображена тройка гнедых лошадей, мчащихся во весь опор по булыжной мостовой. Они в упряжке несут открытую повозку с расчётом пожарных — 12 человек в зелёной униформе и касках сидят рядами спиной к бортам. Два пожарных стоят: один спереди, вероятно, возница, второй сзади — как командир.

На заднем плане — узнаваемая Сухаревская башня, построенная в конце XVII века по указу Петра I. Она располагалась на пересечении Садового кольца и Сретенки, на месте современной Сухаревской площади. Башня была не только архитектурным символом эпохи, но и фактически ориентиром восточной части города, рядом с которой в XIX веке действительно размещались пожарные бригады.

Она нередко попадала на открытки и гравюры, связанные с Москвой рубежа XIX–XX веков — поэтому и выбрана как фон к сцене с конной пожарной повозкой.

Сама Сухаревская башня была снесена в 1934 году по решению советских властей, что делает эту марку ещё и памятью о утраченной Москве.

Паровой насос с лошадьми
Паровой насос с лошадьми

5 коп. — Паровой насос с лошадьми (нач. XX века)

Эта марка изображает важный технологический переход: на повозке — первый паровой насос, размещённый на деревянной платформе. Такой агрегат давал мощную струю воды, но требовал предварительного разогрева котла. Возглавляет упряжку четверка лошадей, за которыми следуют четверо пожарных.

На заднем плане показан московский Сокольническое пожарное депо с характерной башней. Оно было построено в конце XIX века и стало одним из первых профессиональных пунктов огнеборцев столицы. Архитектурные черты — вытянутые арки, многоярусная башня — отразились и в образе марки.

Эта сцена подчёркивает момент ранней индустриализации пожарного дела в России: уже не только конные упряжки, но и механика, дежурства, дисциплина — и шаг к системной службе в городе.

10 коп. — Ранний автопожарный экипаж"Фрезе" СПб, 1904 год
10 коп. — Ранний автопожарный экипаж"Фрезе" СПб, 1904 год

10 коп. — Ранний автопожарный экипаж"Фрезе" СПб, 1904 год

Это не просто марка — это дань уважения первому отечественному пожарному автомобилю. Машина создана в Санкт-Петербурге под руководством инженера Петра Фрезе — одного из пионеров российского автомобилестроения.

Красно-чёрный кузов, массивные спицованные колёса, открытая кабина и длинные боковые лестницы — всё в этом дизайне говорит о начале новой эры. На борту — расчёт в касках: около десятка пожарных.

На фоне — очертания Петропавловской крепости и панорамы Санкт-Петербурга, подчеркивающие происхождение машины. Это символический кадр из 1904 года, когда пожарные перестали зависеть от лошадей.

Эта марка важна ещё и тем, что фиксирует момент пересечения ручной отваги и механического прогресса. Переход, где огонь тушит не только вода, но и идеи.
Смена эпох: первые двигатели, деревянные рамы, уязвимость — но скорость.

-5

15 коп. — «Лесснер», Санкт-Петербург, 1904 год


Один из самых элегантных экземпляров в серии — пожарный автомобиль производства завода
Людвига Лесснера, выполненный с характерной тщательностью: аккуратная кабина, лаконичный кузов, боковые лестницы, бочонок с рукавами, насос и звонкий медный колокол.

В кабине — водитель и насосник. На платформе — пожарный расчёт в униформе начала века. Это уже не просто телега с мотором, а профессиональный спецавтомобиль, сделанный по заказу петербургской городской управы.

В левом фоне — Ростральная колонна на Стрелке Васильевского острова, подчёркивающая петербургскую прописку марки. Именно в этих местах проходили первые парады пожарной техники.

Эта машина с «Лесснера» — не только инженерная гордость, но и символ становления профессии: когда форма, строевая выучка и техосмотр стали неотъемлемыми для бойца с огнём.
Детально прорисованная сцена из 1920-х. Красный кузов, блестящий насос — символ нового времени.

1ода АМО, и на его основе на ленинградском заводе «Промет» в 1926 г. создали первую отечественную пожарную машину – так называемую «пожарную линейку» с насосомxn--b1ae4ad.xn--p1ai. На марке показан красный автонасос АМО-Ф-15 с выдвижной лестницей на борту, вокруг него работают пожарные с рукавами. В левом верхнем углу марки – эмблема пожарной охраны (шлем и топоры). Такая машина оснащалась моторным насосом и могла доставлять к очагу пожара боевой расчёт из 7–8 человек. В 1926–1929 гг. в Москве и Ленинграде изготовили около 145 пожарных авто на шасси АМО-Ф-15polymus.rudenisovets.ru. Появление этих машин ознаменовало начало серийного производства советской пожарной техники.

20 коп. «Руссо-Балт» (1913 г.)

«Руссо-Балт» (1913 г.)
«Руссо-Балт» (1913 г.)

Марка 20 копеек посвящена пожарному автомобилю «Руссо-Балт» D-24/40 (1913) – первому и единственному пожарному авто, изготовленному Русско-Балтийским вагонным заводом. Эта машина была построена на рижском заводе РБВЗ по заказу Петровского добровольного пожарного общества в Риге и принята на службу в 1913 году Пожарный «Руссо-Балт» оснащался бензиновым двигателем (40 л.с.), коловратным насосом и имел экипаж из 10 человек. На борту размещались два скатных рукава, выдвижные лестницы и прочий противопожарный инвентарь общим весом около 720 кг Полная масса с бойцами составляла ~4 т, скорость достигала 40 верст/час (около 43 км/ч). В августе 1914 г., с началом Первой мировой войны, рижский «Руссо-Балт» переоборудовали в санитарный автомобиль для эвакуации раненых. После войны машину вернули пожарным и она ещё долго служила, пока в середине 1920-х не была списана и укрыта. Спустя десятилетия, в 1976 г. остатки уникального автомобиля были обнаружены в Латвии и впоследствии бережно отреставрированы. Сейчас восстановленный пожарный «Руссо-Балт» 1913 г. – ценный экспонат Рижского Моторного музея. На марке автомобиль изображён на фоне старой Риги, что подчёркивает место его службы.

3 коп. Автомобиль АМО-Ф-15 (1926 г.)

-7

Марка 1985 года номиналом 3 копейки открывает вторую серию и изображает первый советский пожарный автомобиль на шасси АМО-Ф-15 образца 1926 года. Этот грузовик (1.5 т) был базовой моделью Московского автозавода АМО, и на его основе на ленинградском заводе «Промет» в 1926 г. создали первую отечественную пожарную машину – так называемую «пожарную линейку» с насосом. На марке показан красный автонасос АМО-Ф-15 с выдвижной лестницей на борту, вокруг него работают пожарные с рукавами. В левом верхнем углу марки – эмблема пожарной охраны (шлем и топоры). Такая машина оснащалась моторным насосом и могла доставлять к очагу пожара боевой расчёт из 7–8 человек. В 1926–1929 гг. в Москве и Ленинграде изготовили около 145 пожарных авто на шасси АМО-Ф-15. Появление этих машин ознаменовало начало серийного производства советской пожарной техники.

5 коп. Автонасос ПМЗ-1 (1933 г.)

-8

Марка в 5 копеек показывает советский пожарный автонасос ПМЗ-1 на удлинённом шасси ЗИС-11 (модификация грузовика ЗИС-5. Этот автомобиль, выпущенный в 1933–1934 гг. московским Пожарно-механическим заводом (ПМЗ), стал первой массовой пожарной машиной СССР. На марке виден красный автонасос ПМЗ-1 с открытой деревянной кабиной и внешними боковыми скамьями для бойцов (экипаж: 2 в кабине + 12 на наружных сиденьях). За кабиной установлены три катушки со скатками рукавов и выдвижная лестница, сзади – насос центробежного типа и небольшой бак на 360 л воды. ПМЗ-1 оснащался 6-цилиндровым двигателем (73 л.с.) и развивал до 60 км/ч, что позволяло оперативно прибывать на тушение. Эта модель стояла на вооружении пожарных команд в 1930–1940-х гг., активно применялась во время Великой Отечественной войны для защиты городов в тылу и на промышленных объектах. ПМЗ-1 положил начало целому ряду советских пожарных авто, построенных на шасси ЗИС и ЗИЛ.

10 коп. Автоцистерна АЦ-40(130) (1960-е)

-9

Марка номиналом 10 копеек изображает типичную советскую пожарную автоцистерну АЦ-40(130) модель 63Б на шасси ЗИЛ-130 (1960-х годов). Этот пожарный автомобиль оснащён цистерной вместимостью ~2,3 м³ воды и баком на 165 л пенообразователя, а также насосом производительностью 40 л/с (2400 л/мин). На марке виден красно-белый пожарный ЗИЛ-130 с номером части «10» на дверце; боковые отсеки кузова открыты, демонстрируя уложенные пожарные рукава и оборудование, рядом стоят пожарные. АЦ-40(130) могла перевозить расчёт из 7 человек (включая водителя) и одновременно подавать два-четыре ствола воды или воздушно-механической пены. Эта модель (индекс 63Б) выпускалась с конца 1960-х гг. на различных заводах противопожарного машиностроения (в т. ч. Прилукский завод в Украине) и стала самой массовой пожарной машиной в СССР – её можно было встретить почти в каждом городе и посёлке. Надёжные и простые, автоцистерны на базе ЗИЛ-130 прослужили десятки лет; многие экземпляры эксплуатировались вплоть до 2000-х годов.

20 коп. Автолестница АЛ-30(131) (1970 г.)

Автолестница АЛ-30(131) (1970 г.)
Автолестница АЛ-30(131) (1970 г.)

Марка 20 копеек посвящена пожарной автолестнице АЛ-30(131) – 30-метровой выдвижной лестнице на шасси ЗИЛ-131 (трёхосный 6×6) образца ~1970 г. На марке изображён красный лестничный подъёмник с индексом «2» на борту, развернутый для спасательных работ; на фоне справа угадывается силуэт высотной городской застройки. Автолестница АЛ-30 могла поднимать спасателей и стволы на высоту до 30 м (примерно 9–10 этажей). Конструкция лестницы – телескопическая трёхколенная с дополнительным выдвижным звеном, в некоторых модификациях оснащалась救platformой (люлькой) грузоподъёмностью ~180 кг для эвакуации людей. На базе ЗИЛ-131 эти автолестницы выпускались с начала 1970-х (модель ПМ-506Д) и состояли на вооружении крупных городских пожарных частей, позволяя оперативно проводить спасательные работы на верхних этажах зданий. Полный привод и высокая проходимость шасси ЗИЛ-131 делали возможным применение АЛ-30 даже в условиях бездорожья. Данная техника значительно повысила эффективность тушения пожаров в многоэтажных домах и на промышленных объектах советской эпохи.

45 коп. Аэродромный автомобиль АА-60(7310) (1978 г.)

Аэродромный автомобиль АА-60(7310)
Аэродромный автомобиль АА-60(7310)

Марка высшего номинала (45 копеек) завершает серию, изображая тяжёлый аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 на шасси МАЗ-7310 «Ураган» (8×8). Эта грозная машина (вес ~30 т) предназначена для тушения авиационных аварий и пожаров на лётном поле. На марке показан красно-белый АА-60 с поднятым лафетным стволом на крыше, на фоне видны силуэты взлетающих самолётов. Модель АА-60(7310) поступила на вооружение в 1978 г. (заменив прежние на шасси МАЗ-543) и оснащалась двумя двигателями: основной (МАЗ) для движения и дополнительный ЗИЛ-375 (180 л.с.) для привода насоса Автомобиль нес огромный запас огнегасящих средств: цистерна 12 000 л воды и бак 900 л пенообразователя. Специальный насос ПН-60 обеспечивал подачу 60 л/с (3600 л/мин), а ствол-брандспойт мог выбрасывать струю воды или пены на дальность до 100 м. АА-60 оснащён двумя лафетными стволами (на крыше и бампере) и способен одновременно подавать воду и пену. Благодаря полному приводу и мощным шинам, он быстро прибывал к месту аварии по перрону и грунту. Эти «пожарные монстры» служили на военных и гражданских аэродромах СССР, защищая взлётно-посадочные полосы и стоянки самолётов. АА-60 на базе МАЗ-7310 – один из самых узнаваемых пожарных аэродромных автомобилей в мире, символ могущества советской противопожарной техники конца XX века.

Неофициальная (утраченная) существует устная легенда о дополнительной марке, посвящённой пожарному катеру, но официально она в серию не вошла.

История: Почему две марки задержались

Весь набор планировали выпустить в 1988 году. Серия уже была утверждена, и даже некоторые конверты были напечатаны заранее. Но две марки — с лестничным МАЗом (20 коп.) и аэродромной машиной (45 коп.) — появились только в следующем, 1989 году.

Причина была не в печатном браке и не в экономике. Всё гораздо тише — и трагичнее.

В конце 1987 года в одном из союзных аэродромов произошла серьёзная авария. При тушении пожара на самолёте погиб весь расчёт аэродромной пожарной машины. Пятеро молодых бойцов. Из-за взрыва топлива.

А чуть позже, зимой, во время испытаний новой вышки на базе лестничного МАЗа — в другом городе — рухнула стрела, унеся жизнь водителя и техника. Это были реальные прототипы тех самых машин, изображённых на двух последних марках.

В министерстве тогда решили: выпуск отложить. Не ради цензуры — ради уважения. И только через год, после пересмотра надписей и уточнений на изображении, марки вышли. Без помпезности. Просто — как должны были.

Главное в этих марках — не техника

Эта серия — не просто иллюстрация. Это портрет профессии, где будничное может стать последним. В каждой из этих машин — риск. За каждой из них — история, которая не попала в газеты.

Пожарные всегда были рядом, но остаются в тени. Даже на марках. Но здесь — они на переднем плане. Они — в центре. И это главное.

Если у вас в семье были пожарные — расскажите. Эти марки — тоже память. И, может быть, кто-то из изображённых там — это чей-то дед, чей-то брат, чей-то герой.