У меня двое детей: сын 5,8г и дочь 2,4г. Иногда они меня очень радуют, я вижу, что они хорошенькие, умненькие дети, у них большие перспективы. А иногда мне кажется, что они просто необучаемы и наш потолок - это коррекционная школа со справкой вместо аттестата.
Вопрос в заголовке статьи, на самом деле, риторический - он не требует ответа. Это скорее мой крик души. Потому что мне правда уже хочется орать от того, что эти вещи дети не могут понять. Точнее, они как будто бы понимают их теоретически, но к жизни эти знания никоим образом не применяют. И мне интересно, это все дети такие или только мне так повезло?
1. Глобально этот пункт можно назвать "Сила притяжения"
Конкретнее он выражается в следующем.
1.1. Если наклонить предмет, в/на котором что-то есть, то это что-то просыпется/прольётся.
Ну вот казалось бы, что может быть проще? Если наклонить чашку - вода выльется. Наклонишь тарелку - еда с неё упадёт. Наклонишь бутылку с мыльными пузырями - пузыри будут на земле. И так со всеми вещами.
Но неееет. Дети эту мысль просто не усваивают. Никак. И каждый раз всё проливается, просыпается.
1.2. Ставить всё на край
Мне кажется, даже если перед ребёнком будет стоять гигантский пустой стол и он сможет выбрать любое место для своей чашки, он всё равно поставит её на край. И обязательно смахнёт и прольёт. И будет удивляться, как же так вышло!
1.3. Неравномерное поедание продуктов
Тут нужна картинка. Вот сосиска на вилке⬇️
Вместо сосиски может быть что угодно. Главное, что оно держится на вилке. Взрослый человек будет есть это что угодно равномерно, откусывая то с одной, то с другой стороны. Дети, если им ничего не говорить, почему-то всегда едят с одной стороны, обкусывая до самого края вилки, после чего сосиска, естественно, падает, ибо держаться ей не на чем. Ребёнок расстраивается, удивляется, но ни к каким выводам не приходит и в следующий раз ест точно так же.
2. Есть над тарелкой
Куда упадёт сосиска из предыдущего пункта? Разумеется, на пол! Потому что что? Потому что есть над тарелкой - невыполнимая задача. Если не делать ребёнку замечаний и не обращать его внимание на то, как он ест, то его голова и ложка/вилка с едой будут абсолютно где угодно, но не над тарелкой. Как будто над тарелкой у детей образуется какое-то особое энергетическое поле, которое просто не позволяет им приближаться к ней.
Сколько раз я объясняла детям, что вот тарелка, вот границы тарелки. Если вы будете есть над тарелкой и у вас что-то упадёт, то оно упадёт В ТАРЕЛКУ, а не на пол! Еда останется целой, и не будет мусора, не надо будет ничего мыть.
Вот, от краёв тарелки как будто бы идёт невидимая стена. Она прямая. Надо оставаться в этих границах, и всё будет чисто и аккуратно!
Но если в очередной раз не напомнить, то нет - голова и еда снова оказываются в любой другой точке.
Справедливости ради уточню, что с сыном эта проблема частично решилась, когда он начал убираться сам. Несколько долгих, мучительных, масштабных уборок, когда ему пришлось самостоятельно мыть весь стол, стул и пол, несколько вразумили ребёнка - он-таки начал стараться не быть свиньёй.
3. Не хочешь убираться - не мусори
Почему-то понимание взаимосвязи своих действий и последующей уборки пока пришли только за столом. На другую территорию это знание не распространяется🤷
Каждый день сын вынужден убираться. И ему это жутко не нравится. Просто ужасно не нравится! И я каждый раз повторяю одно и то же: если ты не будешь устраивать бардак, тебе не придётся убираться! Не хочешь наводить порядок - просто не раскидывай игрушки!
Ещё одна мысль-помощник, которую мы пытаемся ребёнку привить и которую он всячески от себя отталкивает - это убирание сразу после игры. Т.е поиграл в роботов, надоели, захотелось паззлы пособирать - сначала убери роботов, а потом достань паззлы. Так у тебя в конце дня не будет завала, который страшно разгребать, и играть удобнее, потому что места будет достаточно.
Нооооо неееет. Видимо, без устраивания cpaчa жизнь не мила. А потом надо ходить и страдать, что убирать это всё не хочется.
4. Вы не в вакууме
Иногда ощущение, что дети реально не понимают, что они не сами по себе в каком-то вакууме, где нет больше никого и ничего, а в реальном мире, где есть другие люди, животные и довольно много предметов.
И что ни в людей, ни в зверей, ни в вещи врезаться нельзя. А для этого, прежде чем куда-то бежать или чем-то махать, надо посмотреть вокруг и хотя бы немножко оценить обстановку. Если ты собрался бежать, а на пути кто-то стоит, то этого кого-то надо обогнуть. Если ты хочешь махать каким-то предметом, то надо прикинуть длину этого предмета и расстояние до ближайших точек - поместится он тут или собьёт всё.
И это же только на словах звучит сложно. В реальности мозг просчитывает это автоматически за пару секунд. Но кажется, детям и этих пары секунд жалко. Надо же скорее бежать, махать, падать, врезаться. Время не ждёт!
Сын у меня в этом плане вообще мастер. Ничего человек не видит! Даже после того как врезался или сбил что-то/кого-то. Если ему самому больно не было, он не заметит.
У дочки с этим получше вроде. Ну или она просто ещё маленькая и везде помещается 😅
________________________________________
Наблюдая за детьми, прихожу к выводу, что всё это связано не с непониманием, ибо теоретически они как раз всё понимают, а с расстановкой приоритетов. Т.е ребёнку в моменте что-то интересно, он чем-то увлечён, поглощён, и ему не хочется отвлекаться и следить за тем, как он держит колбу с пузырями, из которой уже весь раствор вылился на землю. Не хочется думать о том, врежется он теми же пузырями в спину прохожему или можно махать свободно. Ну и т.д.
Это ж скучно, неинтересно.
Но когда-то же детский мозг должен начать обрабатывать такую информацию автоматически и подавать сигналы своему владельцу. У взрослых всё это происходит само в фоновом режиме, и мы от этого не страдаем.
Или нет никакого "автоматически" и ребёнок должен сознательно к этому прийти через воспитание и собственное усилие воли?