Найти в Дзене

Как же товарищ Сталин оценил план «Барбаросса»

Одна из самых интереснейших и увлекательных тем в нашей истории Великой Отечественной войны связана с вопросом неожиданности немецкого нападения и всего, что касается деятельности нашей разведки по выяснению германских планов войны. А также и тому, верил ли данным разведки товарищ Сталин.

Поводом для этой статьи послужил комментарий одного из читателей, который процитировал байку о том, что когда товарищу Сталину разведчики доставили немецкий план «Барбаросса», то он, изучив документ, задал вопрос: «Вы хотите меня убедить, что человек, который захватил всю Европу - идиот?».

Почему это байка? Конечно, архивы нашей разведки то сих пор засекречены, а официальные данные обычно напоминают несмешные анекдоты, однако из всего вороха имеющейся информации (включая не только отечественную), как минимум известно, что сам план «Барбаросса» не удалось выкрасть ни советской, ни британской разведкам.

А информация вроде той, что о чём-то разведка наша доложила всего через 11 дней после подписания Гитлером, касалась лишь самого факта подписания.

Писать на тему разведки дело неблагодарное, поскольку нет надёжного источника информации. Потому мы и не будем тратить время, а рассмотрим те вопросы, которые нам известны документально.

Тут два момента. Первый в приписываемой Сталину фразе, суть которой, как следует понимать, что сам план нападения — глупость. Правда непонятно, что тут ключевым является — «план» или «нападение». Про сам план давайте позже, а по поводу самой идеи нападения, вопрос интересный. Со стороны Гитлера мы знаем два ключевых момента. Во-первых, это трагическая (для Адольфа Аллоизовича) недооценка мощи советских вооружённых сил, возможностей промышленности и общего потенциала. Разведка ошиблась в разы. В частности, утверждалось, что вроде как в РККА 10 000 танков, но цифра считалось существенно завышенной. Во-вторых, «успехи» Красной Армии в войне с Финляндией, после чего её вообще не хотели воспринимать всерьёз.

Мог ли Сталин считать, что Красная Армия в случае войны раскатает Вермахт как каток? Теоретически мог. Всё зависит о того, как реально воспринимались результаты войны с Финляндией и более ранние боевые действия против Японии. Судя по всему нам известному, объективно результаты расценивались крайне низко и при такой оценке воевать с Германией, конечно, выглядело бы самоубийством. Можно, конечно, предполагать Сталина совсем глупым и не способным оценивать прошедшее объективно, но этого не скажешь по его заметкам на докладе Ворошилова о подведении итогов финской войны.

Посему я бы предположил, что у Сталина не могло быть поводов пренебрежительно относиться к самому факту возможного нападения Германии. Неужели он мог быть столь наивным и считать, что РККА кардинально изменилась всего за год?

А вот про сам план «Барбаросса» и возможное отношение к нему Сталина поговорить интереснее. Тем более тут фактов достаточно.

У нас как-то сложилось мнение, что раз Сталин не верил разведке, которая выведала сокровенные тайны о немецких планах, то именно в этом значительная вина наших поражений и успеха Вермахта. Но это всё на уровне сказки про Мальчиша-Кибальчиша, максимум — Неуловимых мстителей, которые украли из сейфа критически важную схему укрепрайона.

Что такого важного изменилось бы, если на стол Сталину положили сам план «Барбаросса»? Что такого кардинально нового мы бы узнали?

Давайте просто посмотрим советские планы на случай войны осени 1940 года. Написанные тогда, когда никакой «Барбароссы» ещё и сам Гитлер не видел. Изучая эти советские планы за 1940 год и всё их последующие изменения и уточнения, мы легко можем увидеть, что в разделе «Планы противника» за основу взята та же самая «Барбаросса». Ибо не надо быть семи пядей во лбу, чтобы из чисто географической ситуации составить все возможные планы действия любого противника, желающего нападать на СССР с запада — хоть немцев, хоть бушменов, если те вдруг начнут завоёвывать мир.

Что ещё есть в плане? Состав войск. Если мы посмотрим наши карты, то легко увидим, что наша разведка очень неплохо отработала и довольно точно установили состав немецких войск. Глупостей, конечно, хватало, вроде немалого числа парашютных дивизий, но в целом наша разведка определила состав немецких войск у границ намного точнее, чем немецкая наших.

Последнее, что важно — срок начала. Но его в плане «Барбаросса» и не было. Решение о дате принял Гитлер, дай бог памяти, 10-го июня 1941 года. Дата — это, конечно, очень критично, но есть одно «но». В наших планах такой вариант, как внезапное нападение, тоже предусматривался.

Планы наши все пошли прахом, но мы же говорим о планировании, а не об исполнении.

А посему получается, что если бы Сталину и правда принесли сам план «Барбаросса», то ничего такого нового он в нём не увидел. Во-вторых, байки о том, что кто-то в Кремле не знал или не верил, будто Германия готовится напасть — это лишь байки. Поскольку по давно рассекреченным документам мы знаем, что о готовности Германии к нападению на Советский Союз в Кремле знали и не сомневались, а все предвоенные планы развёртывания на случай войны начали исполнять.

Всё это легко установить, изучив общедоступные любому грамотному человеку документы. Но мало кто хочет потрать на это час-другой, зато готов часами спорить, пересказывая чужие версии, непонятно на чём основанные. Увы…

Для тех, кто хочет продолжить чтение по теме, рекомендую свою старую статью:

Насколько верно наша разведка оценивала силы Вермахта в операции «Барбаросса»