Привет киноманам! Начинаем новую рубрику «Право на адвоката», в которой я буду «вставать на защиту» некоторых фильмов, которые не получили широкого признания в массах и провалились в мировом прокате. Сегодня речь пойдет о «Халке» 2003 года за режиссерством Энга Ли. На КиноПоиске средний балл «Халка» составляет всего 6,2 балла. Из рецензий зрителей лишь 40,7% приходится на положительные, остальные примерно 60% разделены между отрицательными и нейтральными. Я пересмотрел этот фильм, и в своем обзоре попытаюсь раскрыть, почему, по моему мнению, «Халк» 2003 года все же является хорошим кино. Ставьте чай, набивайте рот бутерами. Камера, мотор, начали!
К моему удивлению, о «Халке» 2003 года сегодня помнят далеко не все. Помимо сбора информации в сети я часто спрашиваю мнение о том или ином фильме у своих знакомых, что бы услышать из первых уст, что думают зрители. И вот на вопрос смотрели ли люди старый фильм о Халке многие отвечают встречным вопросом «Это тот, в котором Халка играл еще Эдвард Нортон?». Отвечаешь «Нет, за 5 лет до «Невероятного Халка» был еще фильм, назывался просто «Халк», его играл Эрик Бана». Задумчиво отвечают «…я такой фильм, наверное, не смотрел/не смотрела». Отчего же такая непопулярность и прохладный прием тех, кто фильм все же смотрел?
Хотя «Невероятный Халк» с Эдвардом Нортоном является перезапуском истории о Халке, события этого фильма практически продолжают «Халка» с Эриком Баной. Еще до рождения Брюса его отец вел научную работу на военной базе, связанную с изучением генома человека. Он искал способ «улучшить» человеческие возможности. Командование разумно усмотрело опасность в таких опытах и официально закрыло его работу. Но, как это часто бывает, Бэннер-старший отнесся довольно ревностно к своей работе, в которой он был на пороге открытия. Желая знать, как его сыворотка сработает на человеке, он сделал инъекцию себе, а вскоре узнал от жены, что она в положении. Т.е. на момент рождения маленький Брюс уже имел геном, отличный от всех остальных людей. Помните по другим фильмам генерала Росса? Вот с ним-то и работал отец Брюса. Обострившаяся ситуация на работе привела отца Брюса к непоправимому. В ярости он инициировал взрыв лаборатории на военной базе, что бы его разработки никому не достались. У себя дома он эмоционально рассказал своей жене о том, что их маленький сын имеет генетические изменения и в будущем он может быть опасен. Отец в страхе хотел покончить с ребенком, но мать бросилась на защиту и ценой своей жизни оградила ребенка от удара ножом. За совершенные преступления Беннер-старший был осужден и изолирован на 30 лет, а маленького Брюса пристроили в другую семью. Брюс знал, что вырос не в своей семье, но не помнил событий из глубокого детства и своих родных родителей. Волей судьбы Брюс и Элизабет Росс, дочь генерала Росса, спустя годы будут работать на одной кафедре в институте Беркли.
Энг Ли не стал снимать кино-комикс с привычным стилем повествования. У фильма максимально серьезное лицо, если не сказать хмурое. Инфантильности «Человека-паука» и «Сорвиголовы» тут не наберется и толики. Даже «Люди Икс» выглядят более легким фильмом. Помните, чем начинались «Люди Икс»? Молодая девушка сбегает из дома в поисках самой себя, взяв себе имя Роуг (в переводе – Изгой), встречает крутого, сурового и брутального Логана, попадает в школу с такими же детьми – не такими, как все. Огромной части зрителей легко ассоциировать себя с этой девушкой. Но «Халк» Энга Ли не столь мейнстримовое кино. Это история о непростой судьбе ребенка, который стал-таки нормальным человеком и ученым, но его прошлое вскоре настигнет его и начнется охота на монстра. Но на монстра ли? Это главный вопрос фильма. Повествование у Энга Ли буквально триллерное, что очень несвойственно комиксам. Брюса одолевают ночные бредовые кошмары с вкраплениями его прошлого, чего он даже не понимает. Есть моменты, где в отражении зеркала или за темным проемом приоткрытой двери прячется Халк. Все это в подсознании Брюса, поэтому показано метафорически. А когда Брюс случайно попадает под гамма-лучи, Энг Ли показывает нам, как опять же в подсознании Брюса в полной темноте происходит подобие взрыва с ядерным «грибом» зеленого цвета. Эти метафоры очень колоритно показывают внутренних демонов главного персонажа, который изо всех сил пытался жить нормальной жизнью обычного человека. И, казалось бы, радость – авария с гамма-облучением должна была убить Брюса, но его необычный геном спасает его, чего Брюс еще не понимает. Но вместе со спасением высвобождается Халк, и с прежней жизнью покончено.
Обычная тема обзоров на этом канале – устарел ли фильм спустя годы? Прошел ли он проверку временем? Серьезное повествование «Халка» делает его фильмом, которого не коснулось время. Для сравнения могу сказать, что недавно я еще пересмотрел классическую квадрологию о Бэтмене, начатую Тимом Бертоном. Это как раз пример инфантильного кино-комикса с карикатурными персонажами и «кривляющейся» игрой актеров. При просмотре сегодня я искренне удивлялся тому, что в 90-ые эти фильмы были так популярны. «Халк» же серьезен и лишен нелепостей, так свойственных многим фильмам этого жанра. Но именно такой подход и не приняли многие зрители. До написания этой статьи я почитал негативные рецензии на КиноПоиске. Поголовно все пишут, что в фильме мало экшена, и основной экшен вовсе начинается ближе к 90-ой минуте фильма, а до этого все «чешут языками». Многие упоминают о том, что фильм не соответствует короной фразе из комиксов «Халк крушить», и о том, что у Халка слишком доброе лицо. Дескать, в комиксах он яростнее. Я могу лишь развести руками на такие претензии – ребята, вы серьезно? Вы ругаете кино за его художественные преимущества? За то, что фильм не так прост и прямолинеен как история из комиксов? Хочется в таком случае напомнить, что в 1-ой части «Матрицы» экшен тоже начинается ближе к 90-ой минуте, а до этого все тоже «чешут языками». А в «Братстве кольца» экшен в Мории происходит спустя примерно 2 часа от начала фильма. И это не помешало этим фильмам стать великими. Почему в «Халке» там много времени посвящено «чесанию языками»? Потому что охота на монстра здесь лишь на поверхности и на словах персонажей. На самом деле это фильм о людях и охоте на человека.
Однако, сколько бы я сейчас не настрочил «умной» писанины, факт остается фактом – фильм провалился и не бы оценен широкими массами. Почему? Ведь за год до этого «Человек-паук» Сэма Рэйми был оценен зрителями гораздо выше и собрал в прокате сумасшедшие 821,7 млн. долларов. Я убежден, что причина именно в подаче и общем тоне этих фильмов. Да, «Халк» более серьезный, взрослый и триллерный. Но «Человек-паук» - именно мейнстримовое кино. Питер Паркер – это школьник, живущий обычными подростковыми проблемами. Ему достается большая сила, но он не может этим ни с кем поделиться. Он влюблен в девушку. Фокус в том, что этот персонаж гораздо ближе каждому из нас. Каждый рассмотрит в нем что-то похожее на себя самого. Представляете, сколько мальчишек ассоциируют себя с Питером Паркером? Сколько подростков хотят быть похожими на него? Он – кумир поколений. А Брюс Беннер – жертва тяжелой судьбы. Он ученый, занимающийся скучной работой и живущий скучной жизнью. Многие ли зрители захотят ассоциировать себя с ним? Со скучным человеком. Ключевое слово «скучно». Многим это кино просто показалось скучным, они не стали рассматривать его достоинств и вдумываться, почему режиссер показал нам эту историю именно так. События тут тоже не слишком веселые. Тут нет веселых дружеских разговоров, как в том же «Человеке-пауке» или отвязных вечеринок в духе «Железного человека». И сам персонаж не столь симпатичен зрителю, как Тони Старк, Стив Роджерс или Питер Паркер. Брюсу Беннеру можно лишь сочувствовать и переживать за него, но не всем зрителям кино-комиксов показалось это увлекательным. Локации фильма – сплошь лаборатории и военные базы. Экшен преимущественно с военными самолетами, вертолетами и танками. А люди в военной форме занимают значительную часть хронометража фильма.
И в этом, по моему убеждению, как раз кроются истинные причины провала «Халка». Детям, подросткам и женской половине аудитории было просто неинтересно смотреть на всю эту серьезную до мозга костей историю с военными. Такие фильмы редко собирают большую кассу в прокате. Вспомним, к примеру, «Черного ястреба» Ридли Скотта. Фильм стал классикой военного кино, однако, это кассовый провал. Или «Мы были солдатами», являющийся совместной работой Мела Гибсона и Ренделла Уоллеса, создавших всеми любимый «Храброе сердце». Но и «Мы были солдатами» тоже стал кассовым провалом. Поскольку многие темы не являются мейнстримом, и оценить такое кино может лишь узкая прослойка зрителей. Триллерный подход «Халка» может увлечь взрослых зрителей, но не молодежь. Как я прочитал в одной положительной рецензии, кино по комиксам не должно быть одними лишь «БДЫЩ!!! БА-БАХ!!! и CRANK!». Но для большинства целевой аудитории это, видимо, не так.
«Халк» Энга Ли – это довольно серьезная история о том, как люди могут вести охоту на человека, называя это охотой на монстра. Фильм не подвергся влиянию времени и смотрится сегодня так же, как и 22 года назад. Разве что, местами можно рассмотреть устаревшую компьютерную графику. Но совсем не критично. Советую ли я это кино, если вы его не смотрели прежде? Однозначно. Ну, а понравится ли – тут фильм можно смело относит к категории «на любителя», поскольку одни его сильно хвалят, а другие не могут принять такую интерпретацию кино-комиксов. Я из тех, кто смотрит «Халка» с удовольствием. От меня 8 баллов из 10. Крепкое кино.
Пишите в комментариях ваше мнение о «Халке» 2003 года и смотрите любое кино, какое захотите, но оставляйте в коллекции только хорошее. Не прощаюсь…