Найти в Дзене
" Прялочка времени"

Праматерь всей династии: первая женщина из рода Рюриковичей, чье имя стало легендой

История Древней Руси пропитана именами великих князей – Рюриковичей. Всем известно, что династия берет начало от варяга Рюрика. Однако, за славным именем основателя часто остается в тени фигура женщины, ставшей праматерью всей ветви правителей – матери Игоря, сына Рюрика. Эта загадочная женщина, имя которой, по летописям, было Ефанда, сыграла ключевую роль в становлении династии. Рюрик, уже будучи правителем Новгорода, женился на ней. После смерти Рюрика в 872 году, Ефанда осталась с малолетним сыном Игорем. Опеку над мальчиком принял другой варяг – Олег, впоследствии известный как князь Олег Вещий. Таким образом, Ефанда – это не просто жена Рюрика, а первая наследница, мать, чья линия продолжилась в веках. Существует две основные версии происхождения Ефанды, каждая из которых по-своему логична и подкреплена источниками. Интересна и возможная связь Ефанды с князем Олегом. Некоторые исследователи выдвигают предположение, что Ефанда могла быть сестрой Олега. Если это так, то малолетний
Оглавление

История Древней Руси пропитана именами великих князей – Рюриковичей. Всем известно, что династия берет начало от варяга Рюрика. Однако, за славным именем основателя часто остается в тени фигура женщины, ставшей праматерью всей ветви правителей – матери Игоря, сына Рюрика.

Загадка Ефанды: кто она?

Эта загадочная женщина, имя которой, по летописям, было Ефанда, сыграла ключевую роль в становлении династии. Рюрик, уже будучи правителем Новгорода, женился на ней. После смерти Рюрика в 872 году, Ефанда осталась с малолетним сыном Игорем. Опеку над мальчиком принял другой варяг – Олег, впоследствии известный как князь Олег Вещий. Таким образом, Ефанда – это не просто жена Рюрика, а первая наследница, мать, чья линия продолжилась в веках.

Две версии происхождения: славянская кровь или скандинавские корни?

Существует две основные версии происхождения Ефанды, каждая из которых по-своему логична и подкреплена источниками.

  • Дочь Гостомысла: По одной из версий, Ефанда была дочерью Гостомысла – легендарного князя ильменских словен. Василий Татищев, ссылаясь на некие неназванные летописи, сообщает, что именно Гостомыслу принадлежала идея призвать Рюрика на Русь. В этом контексте брак его дочери с приглашенным варягом выглядит вполне закономерным.
  • Дочь норвежского конунга: Иоакимовская летопись предлагает иную версию. В ней сказано: «Имел Рюрик неколико жён, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя Урманского; и егда та роди сына Ингоря, даде ей обещанный град с Ижорою в вено». «Князь Урманский» – это не имя, а скорее обозначение северного конунга, викинга (или «мурмана», как называли их русичи). Исследователи предполагают, что под этим именем может скрываться Кетиль Лосось из саги об Эгиле, чья дочь, Алфвинда, в русских источниках могла быть известна как Ефанда.

Родственные связи с Олегом Вещим?

Интересна и возможная связь Ефанды с князем Олегом. Некоторые исследователи выдвигают предположение, что Ефанда могла быть сестрой Олега. Если это так, то малолетний Игорь, оказавшийся под опекой Олега, фактически приходился ему родным племянником. Эта версия добавляет еще один слой интриги к и без того таинственной истории Ефанды, подчеркивая ее значимость не только как матери, но и как фигуры, связывающей ключевых персонажей ранней русской истории.

Кто бы ни была Ефанда на самом деле – дочь славянского князя или скандинавского конунга – ее роль в основании династии Рюриковичей неоспорима. Она – праматерь, чья история, к сожалению, осталась лишь намеком в летописях, но чье влияние прослеживается сквозь века.