Найти в Дзене
LUMICUBE

Почему ребёнок в 3 года не говорит, но всё понимает? Разбираемся с нейропсихологом

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если вы с замиранием сердца ждёте первых фраз от своего трёхлетки, а он упорно молчит, лишь показывая пальчиком на то, что ему нужно — эта статья для вас. Вы не одиноки: согласно данным ассоциации логопедов и дефектологов, каждый четвертый ребёнок в возрасте 3 лет имеет те или иные проблемы с речевым развитием. При этом многие из таких детей прекрасно понимают обращенную речь, выполняют просьбы и демонстрируют отличное интеллектуальное развитие. Сегодня мы вместе с нейропсихологом разберёмся, почему так происходит, когда действительно стоит бить тревогу, а когда — просто набраться терпения. Вы узнаете о современных подходах к развитию речи и получите практические рекомендации, которые можно применять уже сегодня. Давайте сразу определим: понятие «норма» в развитии речи весьма условно. Однако существуют определенные ориентиры, на которые стоит обратить внимание: К 3 годам в пассивном словаре ребенка обычно 1000-1500 слов, в активном — 300-500 слов
Оглавление

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если вы с замиранием сердца ждёте первых фраз от своего трёхлетки, а он упорно молчит, лишь показывая пальчиком на то, что ему нужно — эта статья для вас. Вы не одиноки: согласно данным ассоциации логопедов и дефектологов, каждый четвертый ребёнок в возрасте 3 лет имеет те или иные проблемы с речевым развитием. При этом многие из таких детей прекрасно понимают обращенную речь, выполняют просьбы и демонстрируют отличное интеллектуальное развитие.

Сегодня мы вместе с нейропсихологом разберёмся, почему так происходит, когда действительно стоит бить тревогу, а когда — просто набраться терпения. Вы узнаете о современных подходах к развитию речи и получите практические рекомендации, которые можно применять уже сегодня.

Нормы и реальность: что должно насторожить

Давайте сразу определим: понятие «норма» в развитии речи весьма условно. Однако существуют определенные ориентиры, на которые стоит обратить внимание:

К 3 годам в пассивном словаре ребенка обычно 1000-1500 слов, в активном — 300-500 слов
Ребенок строит простые предложения из 3-5 слов
Использует местоимения «я», «ты», «мне»
Понимает и выполняет двухступенчатые инструкции («Возьми куклу и посади на стул»)

Когда обращаться к специалисту:

  • Ребенок не строит фразы из 2-3 слов
  • Не понимает простые просьбы
  • Не пытается повторять слова
  • Предпочитает жестовое общение в 3 года
  • Не реагирует на свое имя

[Изображение: Инфографика с основными вехами речевого развития от 1 до 3 лет. 1000x1000 px]

7 возможных причин «речевой тишины» при сохранном интеллекте

1. Наследственные особенности
Если папа заговорил в 4 года, а мама — в 3,5, не стоит ждать от ребенка развернутых монологов в 2 года. Генетика — мощный фактор, который нельзя игнорировать.

2. Темп речевого развития
Нейропсихологи выделяют два типа развития:

  • Взрывной — ребенок долго молчит, затем начинает говорить сразу предложениями
  • Постепенный — плавное накопление словарного запаса

Оба варианта являются нормой!

3. Особенности темперамента
Наблюдательные, осторожные дети часто предпочитают сначала хорошенько всё понять и проанализировать, и только потом — начать говорить.

4. Невостребованность речи
К сожалению, это одна из самых частых причин в современном мире. Когда родители предугадывают все желания ребенка, у него просто нет необходимости использовать речь.

5. Педагогическая запущенность
Речь не возникает сама по себе — ей нужно учиться. Если с ребенком мало разговаривают, не читают книг, не поют песенок, речевая функция может формироваться с задержкой.

6. Билингвизм
Дети, растущие в двуязычной среде, часто начинают говорить позже — им нужно время, чтобы «разделить» языки в сознании.

7. Особенности развития мозга
Иногда задержка речи связана с незрелостью определенных зон мозга или слабыми связями между ними. Именно здесь может помочь нейропсихолог.

Нейропсихология речи: что происходит в мозге трехлетки?

Анна Леонидовна, нейропсихолог с 20-летним стажем, объясняет: «Речь — это сложнейший процесс, в котором задействованы multiple отделы мозга. За понимание речи отвечает зона Вернике, за производство — зона Брока. Связь между ними обеспечивает дугообразный пучок. Когда мы видим ребенка, который понимает всё, но не говорит, мы можем предположить определенную незрелость именно в зоне Брока или проводящих путях».

Что может мешать:

  • Слабость артикуляционного аппарата
  • Нарушение слухового восприятия
  • Проблемы с переработкой слуховой информации
  • Сложности с программированием речевого высказывания
-2

Практикум: 10 игр для запуска речи от нейропсихолога

1. «Прятки с голосом»
Спрячьте игрушку и зовите ее вместе с ребенком: «Ку-ку, зайка!». Начинайте с простых звуков, постепенно переходя к словам.

2. «Говорящий мешочек»
Положите в мешочек знакомые ребенку предметы. Доставая каждый, четко называйте его: «Это мяч! Бам-бам!»

3. «Повторялки-хлопалки»
Хлопайте в ладоши, пропевая слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Предлагайте ребенку повторять.

4. «Воздушные бои»
Дуйте на ватные шарики, перышки, мыльные пузыри. Это укрепляет мышцы, необходимые для речи.

5. «Звуки животных»
Не просто «как говорит коровка?», а эмоционально: «Му-у-у! Корова мычит! Давай вместе: му-у-у!»

6. «Глупый взрослый»
Нарочито неправильно выполняйте просьбы ребенка, выраженные жестами. «Ты показываешь на сок? Это чашка? Нет? А что?» — стимулируя его назвать предмет.

7. «Пальчиковый театр»
Инсценировка простых сказок («Колобок», «Репка») развивает и моторику, и речь.

8. «Песенки-повторялки»
Используйте простые детские песенки с повторяющимися слогами.

9. «Что в коробочке?»
Трясите коробочки с разными наполнителями (крупа, бусины), комментируя: «Эта громко гремит! А эта тихо-тихо».

10. «Зеркало»
Стройте рожицы перед зеркалом, тренируя артикуляционный аппарат.

Чего делать нельзя: 5 родительских ошибок

  1. Паниковать и демонстрировать тревогу — ребенок чувствует ваше напряжение и замыкается еще больше.
  2. Сравнивать с другими детьми — «А вот Маша уже стихи рассказывает!» — это путь к неврозу.
  3. Заставлять говорить — ультиматумы «скажи — дам» вызывают обратную реакцию.
  4. Исправлять каждое слово — сначала важно накопить словарный запас, а потом уже работать над чистотой речи.
  5. Игнорировать проблему — если есть реальные нарушения, раннее начало коррекции дает наилучшие результаты.
пальчиковый театр
пальчиковый театр

Когда и к каким специалистам обращаться?

Логопед-дефектолог — если есть проблемы со звукопроизношением, бедный словарный запас.

Нейропсихолог — если проблема в несформированности определенных зон мозга.

Невролог — если есть подозрения на органические нарушения.

Сурдолог — для проверки слуха.

От первого лица: история Марины и ее сына Степы

«Степе было 3 года, когда мы впервые обратились к нейропсихологу. Он понимал всё, показывал в книжке всех животных, собирал сложные пазлы, но говорил только «мама», «папа» и «дай». Бабушки успокаивали: «Мальчики всегда позже начинают говорить», но мне было тревожно.

Нейропсихолог объяснила, что у Степы слабый артикуляционный аппарат и некоторые незрелости в мозге. Мы начали заниматься по предложенной программе: пальчиковая гимнастика, дутьё, логоритмика. Через 3 месяца Степа произнес первое предложение: «Мама, дай сок». Сейчас ему 4,5, он всё ещё не говорит так же чисто, как сверстники, но прогресс огромный! Главное — мы двигаемся в правильном направлении».

Профилактика речевых нарушений: что можно делать с рождения

  • Говорить с ребенком с первых дней жизни
  • Петь колыбельные — они развивают слуховое восприятие
  • Делать массаж пальчиков — зоны мозга, отвечающие за речь и моторику, находятся рядом
  • Читать книги соответственно возрасту
  • Ограничивать гаджеты — они дают пассивное восприятие информации

Техники, которые помогут «разговорить» ребенка

Метод провокации
Создавайте ситуации, когда ребенку приходится использовать речь. Дайте ему любимое печенье в такой упаковке, которую он не сможет открыть сам — ему придется попросить о помощи.

Метод параллельного комментария
Комментируйте всё, что делает ребенок: «О, ты построил башню! Высокую-высокую башню! Красный кубик поставил, синий кубик...»

Метод расширения
Если ребенок говорит «кака» (каша), ответьте: «Да, это каша. Вкусная молочная каша. Кашу варила бабушка».

Заключение: доверяйте себе и своему ребенку

Дорогие родители, помните: вы лучше всех знаете своего ребенка. Если ваша родительская интуиция подсказывает, что что-то не так — не откладывайте консультацию со специалистом. Лучше перестраховаться и услышать «это возрастная норма, подождите», чем упустить драгоценное время.

С другой стороны, если специалисты уверяют, что ребенок развивается в рамках нормы, а бабушки вспоминают, что папа заговорил только в 4 года — наберитесь терпения. Создавайте богатую речевую среду, играйте, пойте, читайте и верьте в своего малыша. Речь — уникальный навык, который раскрывается у каждого ребенка в свое время.

А ваш ребенок как начал говорить? С какими трудностями столкнулись вы? Поделитесь вашим опытом в комментариях — возможно, именно ваша история поможет другой семье!

Статья подготовлена при поддержке компании Lumicube — производителя полезных и развивающих игрушек для детей от 0 до 9 лет. В нашем ассортименте вы найдёте проекторы для мультфильмов и диафильмов, интерактивные планшеты, детские фотоаппараты и развивающие игры, которые помогут вашему ребёнку расти и познавать мир с удовольствием. Узнать больше и выбрать игрушку можно на нашем сайте: lumicube.ru