Паспорт — главный документ, удостоверяющий личность гражданина. Его потеря — не просто досадная неприятность, а чрезвычайная ситуация, требующая немедленных и четких действий для защиты от мошенничества. О том, как восстановить утраченный документ и какая ответственность предусмотрена за утерю паспорта в 2025 году, рассказывают «Известия».
Первый шаг: обращение в полицию
Как только обнаружена пропажа паспорта, необходимо без промедления обратиться в ближайший отдел полиции. Требуется составить и подать заявление об утрате документа. Взамен в отделении выдадут талон-уведомление, подтверждающий факт обращения.
Он нужен не только для последующего оформления нового паспорта, но и для юридической защиты, в случае если утраченный документ попадет в руки злоумышленников. Талон с фиксированной датой и временем обращения докажет, что противоправные действия были совершены уже после утраты.
Помимо обращения в правоохранительные органы также следует заняться финансовой безопасностью. О потере документа необходимо сообщить в банки, в которых открыты счета или выпущены карты. Также рекомендуется проверить, не были ли оформлены на старый паспорт кредиты или займы. Для полного контроля над ситуацией следует заказать отчет о своей кредитной истории в Бюро кредитных историй (БКИ).
Оформление нового паспорта: документы, сроки
После получения талона-уведомления из полиции следующим этапом является подача заявления на оформление нового паспорта. Сделать это можно в любом удобном подразделении МВД по вопросам миграции. Для жителей Москвы доступна подача документов через многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Для успешного оформления потребуется подготовить пакет документов. В него входят:
- талон-уведомление из полиции;
- две фотографии размером 35x45 мм (вместе с временным удостоверением личности — три);
- документ о постановке на воинский учет (для военнообязанных).
- свидетельства о рождении детей, заключении или расторжении брака для проставления дополнительных отметок (по желанию заявителя);
- квитанция об оплате государственной пошлины (в 2025 году — 1,5 тыс. рублей).
Срок изготовления нового паспорта составляет пять рабочих дней с момента принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Как получить временное удостоверение личности
На время, пока изготавливается новый паспорт, гражданин может получить временное удостоверение личности. Этот документ выдается по желанию и полностью заменяет паспорт на установленный срок. Чтобы его оформить, необходимо при подаче заявления на восстановление паспорта устно сообщить о своей потребности в нем сотруднику МВД и предоставить одну дополнительную фотографию установленного образца.
Временное удостоверение личности оформляется бесплатно при личном посещении подразделения МВД. Срок его действия соответствует сроку изготовления нового паспорта. Важно помнить, что при получении готового паспорта временное удостоверение необходимо сдать.
Особая ситуация возникает, если паспорт утерян в другом городе. В этом случае временное удостоверение можно оформить без заведения дела об утрате. Такой документ выдается на срок до 10 календарных дней исключительно с целью проезда к месту постоянного жительства, где уже можно будет заняться восстановлением паспорта.
Если паспорт нашелся — что нужно сделать
Бывает, что паспорт находится уже после того, как были предприняты все шаги по его восстановлению. В этой ситуации важно знать, что пользоваться старым, найденным паспортом категорически запрещено. Он считается недействительным и подлежит изъятию. Документ необходимо сдать в подразделение МВД по вопросам миграции.
Особые случаи: утеря паспорта в поездках по России и за границей
Если паспорт был утерян во время путешествия по России, алгоритм действий схож со стандартным. Гражданину следует обратиться в местное подразделение МВД для получения временного удостоверения личности, по которому он сможет приобрести билеты и добраться до дома. Если обращаться в МВД нет времени, в кассе можно предоставить военный билет или загранпаспорт.
Сложнее ситуация, когда паспорт утерян за пределами Российской Федерации. В этом случае первым делом нужно обратиться в полицию той страны, где произошла утрата, и получить соответствующую справку.
После этого необходимо сразу же связаться с консульским отделом или дипломатическим представительством РФ в стране пребывания, где выдадут свидетельство на возвращение в Россию. Этот документ позволит пересечь границу и беспрепятственно вернуться на родину.
Ответственность за утерю паспорта в 2025 году
За сам факт утери паспорта законодательством предусмотрена административная ответственность для граждан старше 16 лет. Согласно статье 19.16 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), гражданину может быть вынесено предупреждение или назначен административный штраф в размере от 100 до 300 рублей.
Эта мера является дисциплинарной и подчеркивает важность ответственного обращения с основным документом, удостоверяющим личность.
Ранее «Известия» рассказали, какие дополнительные отметки можно поставить в паспорте.
Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ