Официально единственная в этом году иммерсивная выставка в Иркутске «Сны Сибири» стартовала сегодня – 14 ноября – в Галерее сибирского искусства ИОХМ.
Ранее мы с вами имели возможность понаблюдать за подготовкой экспозиции – секретные материалы тут 👇
Вчера прошла закрытая премьера, на которой с речью выступили: директор Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва Наталья Сысоева, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, председатель Попечительского совета Фонда «Таволга» Марина Бондарева, археолог и историк, заведующая Иркутской лабораторией археологии и палеоэкологии Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук (ИАЭТ СО РАН) Екатерина Липнина.
Видео выступлений спикеров есть на канале.
Среди гостей присутствовала Кристина Скобина, дизайнер и основатель бренда авторского ювелирного искусства Sophia. Иркутянка сделала губернатору подарок, но что именно в пакете из крафтовой бумаги – секрет 👇
Вообще Кристину Скобину в контексте этой презентации неправильно называть только гостьей. Девушка вместе со своей командой разработала к выставке «Сны Сибири» одноимённую коллекцию украшений совместно с организаторами проекта Фонда «Таволга»! 👇
Эти ювелирные изделия вдохновлены сибирскими артефактами эпохи неолита! И в отличие от оригиналов эти украшения можно приобрести для себя любимой.
Ювелирная коллекция «Сны Сибири» отправится вместе с выставкой в Новосибирск.
Но иркутянам повезло! Бренд Sophia родом из Иркутска, поэтому ехать за эксклюзивными украшениями в Новосибирск не придётся. Разве что в галерею бренда на ул. Марата, 28.
Я решила, что обязательно загляну туда на днях. Потому что созрели вопросы к Кристине Скобиной, которая решилась на эффектную коллаборацию своего ювелирного бренда и Фонда науки и культуры. Это смело и ответственно, а ещё требует особого подхода к созданию коллекции. Ну и бонус бренда: в стенах ювелирной галереи проходят лекции на темы иркутских сокровищ 😃 Вот и новая тема для статьи созрела!
Но вернёмся к вчерашнему мероприятию.
После речей, рукопожатий, обмена любезностями и фотосессии гости прошли на второй этаж, а там... Всё готово! Никакого мусора, творческого беспорядка. Команда организаторов не спала ночами и успела воплотить проект на площадке Галереи сибирского искусства в лучшем виде! Таких бы помощников Деду Морозу)))
Напротив этого клыкастого царя доисторических зверей мультимедийная карта экспозиции, которая предлагает нам порядок просмотра экспонатов 👇
Я предложу свой)) Он сложился у меня в голове после после великолепной кураторской экскурсии от археолога и кандидата исторических наук Василия Новикова. Эту экскурсию рекомендую к просмотру 💥💥💥 👇
Уже есть первый отзыв от любознательной подписчицы, который подтверждает, что эти 11 минут экскурсии стоят потраченного времени 👇
Итак, какой предлагаю план:
- поднимаемся по лестнице на второй этаж и погружаемся в полумрак, который как бы настраивает нас на
сонсозерцание и «чувствование». - читаем первый стенд.
- Фоткаемся с саблезубым тигром. Вспышку использовать на выставке нельзя, может сработать сигнализация. Так что придётся снимать в ночном режиме или немного поколдовать с ISO.
- Идём читать ещё стенд – слева от тигра. Он даст нам представление об археологическом наследии Иркутска и становлении иркутской школы археологии, открытия которой перевернули представления специалистов о роли Восточной Сибири в развитии человеческой цивилизации 👇
- За спиной ещё стенд. Читаем и его. Весь на одно фото не влез, будет три кадра.
Вот теперь мы той самой идеальной степени информационной «прожарки», чтобы пройти к экспонатам.
- Смотрим на мультимедийную карту, которая подскажет нам обязательные пункты нашей экскурсии 👇
Вот так ещё давайте посмотрим 👇
- Идём вдыхать ароматы снов! Это ароматические композиции «Сон Байкала», «Сон Венеры», «Сон огня», «Сон растений». Автор этих обонятельных перфомансов – ольфакторная художница Анна Кабирова. Сейчас Анна работает в направлении science-art, развивает ольфакторное искусство в России и сотрудничает со многими музеями — делает для них ольфакторные проекты.
Какие ароматы! И описания к ним – это отдельные произведения, достойные внимания.
Ароматы «Снов Сибири» надо вдыхать неспеша и по очереди. Я для себя выбрала такую последовательность:
- «Сон Байкала»: мы пришли на байкальскую землю.
- «Сон растений»: мы собрали травы и съедобные коренья.
- «Сон огня»: мы разожгли костёр и согрелись.
- «Сон Венеры»: мы наелась кореньев, пригрелись у костра и уснули. А снилось... А что снилось, узнаете из таблички аромата, там до конца читать надо ;-)
- После ароматов мы уже настроены на восприятие древних артефактов.
Конечно, я не буду впихивать в статью фото всех артефактов. Это я показала предметы, чтобы предложить вам алгоритм знакомства с артефактами, который подарит вам новый культурный опыт:
- Сначала смотрите на все предметы одной локации.
- Потом смотрите на все предметы следующей локации.
- А затем смотрите на этих двух локациях на предметы одной и той же тематики, например, на зооморфные фигуры (быки, лоси, медведи и т. д.) , на орнитоморфные (птицы), на антропоморфные (люди).
Зачем так делать? А чтобы заметить эволюцию развития художественной мысли доисторического человека.
Так я заметила, например, как развивается тема птицы и души в творчестве предков 👇
Сначала птицы сами по себе. Но потом они становятся атрибутом человеческого образа, и этот тандем символизирует связь души с богами. Птица – это посредник между небом и землёй.
А ещё заметили, сколько материалов мы видим на выставке? Кость мамонта, рог млекопитающего, дерево, камень, глина, бронза. Древние художники осваивали новые материалы, чтобы выразить в них уже отработанные веками образы и сюжеты, они знакомились с пластическими возможностями этих материалов и начинали экспериментировать. Это такой же творческий поиск, который знаком и нам. Только мы сейчас можем вдохновляться картинками из интернета, книгами, произведениями из музеев и т. д. А тогда... Тогда творец пропускал образы в основном через призму своего мировоззрения, сформированного родовыми канонами, и мог познакомиться только с опытом предшественников или работами иноплеменников, доставшимися после вооружённого столкновения. Это вам не в поисковик запрос забить...
Что-то унесло меня куда-то в бронзовый век... Вернёмся к экскурсии.
- После ароматов и созерцания первых артефактов мы входим в центральное пространство экспозиции, но не идём к манящим нас столбам с человеческими лицами, а продолжаем идти по периметру и изучать палеолитические произведения искусства. Это нам надо, чтобы не потерять нить восприятия артефактов по алгоритму параллелей (см. выше).
- А вот когда уже полюбовались «Кондонской Нефертити», обязательно послушайте аудиогида и потрогайте копии артефакта в реальном размере и увеличенном 👇
«Кондонская Нефертити» (также «Амурская Нефертити», «Амурская Венера») — антропоморфная глиняная статуэтка IV–III тыс. до н. э., артефакт археологической культуры среднего неолита — кондонской культуры (первобытное искусство Нижнего Приамурья). Место обнаружения — Хабаровский край, Солнечный район, село Кондон, поселение Кондон-почта (80 км от Комсомольска-на-Амуре). Была найдена в 1963 году во время раскопок А. П. Окладникова в стойбище оседлых рыболовов.
- А вот теперь идём читать стенд о центральной локации (сначала официальная информация, потом личные впечатления) 👇
А за впечатлениями сюда 👇
Посмотрели на эти лица? А там ведь не только лица. И чтобы разобраться в увиденном, надо снова послушать аудиогид.
Тогда станет понятно, что для древних людей эти столбы были книгами или фильмами, если хотите, запечатлёнными в статике. Люди понимали порядок считывания информации и умели её декодировать, чтобы получить историю. Не просто разрозненные образы, а сюжет, наполненный смыслами. Например, о добрых и злых божествах.
- И после этих каменных молчунов можно обратиться к проводнику, путешествующему между современным и древним миром. Им на выставке «Сны Сибири» выступает выдающийся скульптор Даши Намдаков!
Иркутянам творчество этого мастера близко, ведь в Галерее Виктора Бронштейна действует постоянная экспозиция с работами Намдакова и его семьи 👇
- Выходим из центрального зала прямиком к золотой принцессе Намдакова 👇
Мы тут наблюдаем изящную и невозмутимую всадницу и диалог барса в основании скульптуры с дракончиком на крупе лошади. Поэтому скульптура называется «Сказка».
И мы уже знаем, что у Даши Намдакова анималистические образы бывают не только очевидными, как в этой работе лошадь, барс и мифический дракон. Но и менее явными. Обязательно обратите внимание на грудь и сбрую лошади! Увидели слона с ушами-крыльями и пантер с кольцами в пасти? 👇
А морда лошади ничего не напоминает? Например, эту головку лося конца шестого тысячелетия до нашей эры 👇
А лик принцессы никого не напоминает?
О! Да это же «Кондонская Нефертити»! 👇
Эти параллели показывают, как современное искусство может черпать вдохновение из искусства доисторических времён! И это очень красиво! ✨✨✨
Ниже ещё две скульптуры из собственной коллекции Даши Намдакова – великолепная «Царица» (2017) 👇
И «Сэтэр» (2002).
Сэтэр — имя легендарного коня Чингисхана. Для Даши Намдакова он становится собирательным образом, символом жертвенного животного, которого народ наделяет магическими свойствами талисмана или оберега.
- И завершим экскурсию по выставке созерцанием артефактов неолита 👇
О них интересно рассказывает научный консультант Алексей Матвеев 👇
- Точку в экскурсии можно поставить на погребальных масках 👇
Да, тематика погребальная, но вы посмотрите, какая лепка лица! Это уже шестой век нашей эры. Художник даже пользуется минеральной краской. А ведь буквально считанные минуты назад мы видели работы 21 века ДО НАШЕЙ ЭРЫ! Вот это машина времени! За это люблю музеи))))
- Покидая выставку, мы обязательно снова подходим к романтическому стенду и снова вдыхаем «Сны Сибири». Только уже в таком порядке:
- «Сон Венеры»: мы всё это время спали.
- «Сон огня»: мы просыпаемся и тушим огонь.
- «Сон растений»: мы выходим в лес и идём по его чаще.
- «Сон Байкала»: мы сливаемся с духом мистической Сибири.
ПРОСЫПАЙТЕСЬ!
И идите на выставку по-настоящему)))
Внимание! У выставки «Сны Сибири» в Галерее сибирского искусства имеются противопоказания. Людям с боязнью тёмных пространств и клиповым мышлением будет тяжеловато. За мельтешащими яркими картинками точно не сюда. Я предупредила, если что.