Найти в Дзене
Pro.историю

Трубопровод на дне Ладожского озера проложили в 1942 году. Грандиозный проект, выполненный за 50 дней под возле линии фронта

В 1942 году ситуация с обеспечением осаждённого Ленинграда достигла критической точки. Острый недостаток горючего стал одной из ключевых проблем, ставя под угрозу защиту и жизнь города. Чтобы предотвратить катастрофу, Советский Союз решился сделать смелый шаг и построить подводный трубопровод через Ладожское озеро. Этот уникальный проект, не имеющий мировых аналогов, был воплощён в жизнь за рекордно короткий срок. В то время работы велись в непосредственной близости от линии фронта, всего в двух километрах, под шквальным огнём и постоянными авианалётами. Что же позволило скрыть стратегический объект от воздушного наблюдения? Сложная задачи и пути решения Блокада Ленинграда стала мрачным символом не только страшного дефицита продовольствия и сырья, но и критической нехватки топлива, без которого трудно было поддерживать жизнь и оборону города. Враг целенаправленно стремился лишить Ленинградский фронт горючего, жизненно важного для функционирования техники. Уже осенью 1941 года состояни

В 1942 году ситуация с обеспечением осаждённого Ленинграда достигла критической точки. Острый недостаток горючего стал одной из ключевых проблем, ставя под угрозу защиту и жизнь города. Чтобы предотвратить катастрофу, Советский Союз решился сделать смелый шаг и построить подводный трубопровод через Ладожское озеро. Этот уникальный проект, не имеющий мировых аналогов, был воплощён в жизнь за рекордно короткий срок. В то время работы велись в непосредственной близости от линии фронта, всего в двух километрах, под шквальным огнём и постоянными авианалётами. Что же позволило скрыть стратегический объект от воздушного наблюдения?

Строительство трубопровода на Ладожском озере
Строительство трубопровода на Ладожском озере

Сложная задачи и пути решения

Блокада Ленинграда стала мрачным символом не только страшного дефицита продовольствия и сырья, но и критической нехватки топлива, без которого трудно было поддерживать жизнь и оборону города. Враг целенаправленно стремился лишить Ленинградский фронт горючего, жизненно важного для функционирования техники. Уже осенью 1941 года состояние с поставками топлива на окружённый Ленинградский фронт стало катастрофическим. Топливо требовалось всем - от пожарных и городской техники до фронтовых автомобилей. Грузовой транспорт простаивал, а в какой-то момент и военная техника оказалась без заправки. Танки и установки "Катюша" теряли свою боеспособность, превращаясь в неподвижный груз.

Ситуация вынудила власти ввести строжайшие ограничения на расход топлива. Единственным способом его доставки оставалась переправа железных бочек через Ладожское озеро. Однако немецкая авиация активно преследовала баржи, стараясь уничтожать груз с воздуха. К зиме почти все баржи были потоплены, и надежда на Дорогу жизни по льду озера лишь частично смягчала проблему. Приближение весны с неизбежным таянием льда грозило полным прекращением снабжения, требуя срочного поиска нового решения.

Водолаз на Ладожском озере за работой
Водолаз на Ладожском озере за работой

Выход предложила военный инженер Нина Соколова, известная как первая женщина-водолаз глубоководного уровня в Советском Союзе. До Великой Отечественной войны она участвовала в сооружении причалов в морских портах, а с началом боевых действий взялась за спасательные операции на Ладожском озере. За свою работу Соколова провела под водой суммарно около месяца, демонстрируя не только инженерные навыки, но и небывалую решимость в борьбе за спасение Ленинграда.

Под водой проложили 21 км трубопровода

После первой суровой блокадной зимы был отдан невероятно смелый приказ - проложить трубопровод по дну Ладожского озера. Строительство маршрута протяжённостью 29 километров, из которых 21 километр проходил под водой на глубине до 13 метров, должно было быть завершено всего за 50 дней. Задача казалась абсолютно невыполнимой, подобные подводные трубопроводы на тот момент ещё нигде в мире не прокладывались. К этому добавлялась постоянная угроза авианалётов, но даже это не было самым сложным этапом задачи.

Ещё до начала работ необходимо было совершить другой подвиг, а именно на Ижорском заводе, который регулярно подвергался бомбардировкам, нужно было всего за две недели произвести и доставить более 600 тонн стальных труб диаметром четыре и пять дюймов. Это многократно превышало обычные объёмы производства. Несмотря на кажущийся нереальным объём, рабочие завода смогли выполнить поставленную задачу. Какой ценой это далось им, остаётся только догадываться.

Военный инженер Нина Соколова
Военный инженер Нина Соколова

Трубы к берегу подвозили грузовыми машинами, после чего их укладывали в заранее подготовленные траншеи и сваривали в отрезки длиной по 40 метров. Работы на суше проходили под прикрытием лесов и поддержкой авиации, что помогло завершить этот этап быстро и относительно легко. Однако главная сложность ждала впереди, когда трубопровод прокладывали по глубокому дну Ладожского озера.

Сборка секций длиной по 200 метров происходила на месте, их сразу же тестировали на герметичность под давлением. Готовые секции труб крепили к барже, которая вытягивала конструкцию в воду. Когда баржа подходила к берегу, её останавливали, а к трубе приваривалась следующая секция. Этот процесс повторялся до тех пор, пока длина трубы не достигала 1-2 километров. Чтобы держать конструкцию на плаву, к ней крепили брёвна, которые помогали поддерживать устойчивость.

Строительство велось ударными темпами

К пятому мая Главнефтесбыт должен был передать Наркомстрою бензиновые насосы и цистерны общей вместимостью 1600 тонн. Для выполнения работ Ленинградский флот предоставил три сотни человек личного состава и десяток грузовых автомобилей. Была задействована армия, которая обеспечивала связь и воздушное прикрытие участков строительства. Грузы доставлялись по Октябрьской железной дороге, используя режим оперативных военных перевозок.

Давид Шинберг, главный инженер проекта, подробно описывал ход сложнейших работ в своём дневнике. Работы были организованы в двух точках, первая группа на западном берегу занималась документальным сопровождением трассы бензопровода, наливной станции в Борисовой Гриве и пунктом выдачи топлива у Вагановского посёлка. Там же фиксировали детали строительства. Вторая группа специалистов на восточном берегу, работая буквально "на ходу", разрабатывала чертежи приёмных устройств и насосных станций, которые было решено рассредоточить для уменьшения риска повреждений в случае обстрелов или бомбёжек. Примечательно, что чертежи, созданные за день, уже на следующий выполнялись на практике. Темп работы впечатлял.

Трубы держались на брёвнах и баржах
Трубы держались на брёвнах и баржах

Уже к 14 июня трубопровод был полностью уложен на дно озера. Водолазы проверяли трубы на наличие повреждений и фиксировали их дополнительными грузами для надёжности. В ночь на 17 июня к берегу прибыла первая железнодорожная партия с керосином, а 19 июня на Ленинградский фронт отправились первые бензовозы, заправленные через новый трубопровод. Меньше чем за два месяца удалось сделать невероятное: под постоянной угрозой артобстрелов и бомбёжек специалисты сварили около 6000 стыков трубопровода, установили 2000 кубометров ёмкостей, проложили под водой 27 километров трубы, возвели насосную и наливную станции, а также построили новые участки железной дороги.

Пропускная способность ладожской магистрали составила 150 тонн горючего в сутки. С июня 1942 года по март 1943 года по трубопроводу было транспортировано не менее 40 тысяч тонн топлива. Кроме этого, подводная магистраль сильно разгрузила транспортные ресурсы, она дала возможность обеспечить доставку других критически необходимых грузов. Благодаря быстрой работе и эффективной маскировке немцы так и не успели обнаружить трубопровод с воздуха, что позволило Ленинградскому фронту оставаться независимым от погодных условий, таких как шторма, ледоходы и снежные бураны.