Найти в Дзене
СРАВНИМ!

Игорь Николаев: Я разрушил чужой брак, когда театр разрушил мой, но я не знал, что впереди меня ждёт успех

Если честно, я всегда думал, что моя жизнь - это формулы и схемы. Платы, проводники, тестеры, аккуратные чертежи и понятный результат: сломалось - нашел причину - починил. Театр ворвался в эту систему как удар молнии в трансформаторную будку. Красиво, ярко, громко и очень разрушительно. Он разнес в щепки мой первый брак, подарил вторую любовь, ради которой я, по сути, вошел в чужую семью и все там перевернул, а потом еще и буквально ударил по голове железной трубой в лифте. В какой-то момент мне предложили простой выбор без подсказок: лежать или подниматься. Я поднялся. Я родился в Ленинграде, в обычной семье, где о сцене никто даже не думал. В детстве у меня были нормальные мальчишеские интересы: хоккей, космос, техника. Мне нравилось, когда все понятно, просчитываемо, когда есть четкий алгоритм. Логично, что я оказался в Ленинградском институте точной механики и оптики, на факультете электронных вычислительных машин. Институт я закончил, диплом получил, три года честно работал по
Оглавление

Если честно, я всегда думал, что моя жизнь - это формулы и схемы. Платы, проводники, тестеры, аккуратные чертежи и понятный результат: сломалось - нашел причину - починил.

Театр ворвался в эту систему как удар молнии в трансформаторную будку. Красиво, ярко, громко и очень разрушительно.

Он разнес в щепки мой первый брак, подарил вторую любовь, ради которой я, по сути, вошел в чужую семью и все там перевернул, а потом еще и буквально ударил по голове железной трубой в лифте.

В какой-то момент мне предложили простой выбор без подсказок: лежать или подниматься. Я поднялся.

Дисклеймер. Это художественная реконструкция от первого лица. Основано на публичных интервью, статьях и биографических материалах. Некоторые детали и реплики обобщены. Материал не согласован с героем и не является его официальным заявлением.
Дисклеймер. Это художественная реконструкция от первого лица. Основано на публичных интервью, статьях и биографических материалах. Некоторые детали и реплики обобщены. Материал не согласован с героем и не является его официальным заявлением.

Инженер, который ушел в актёры

Я родился в Ленинграде, в обычной семье, где о сцене никто даже не думал. В детстве у меня были нормальные мальчишеские интересы: хоккей, космос, техника.

Мне нравилось, когда все понятно, просчитываемо, когда есть четкий алгоритм. Логично, что я оказался в Ленинградском институте точной механики и оптики, на факультете электронных вычислительных машин.

Институт я закончил, диплом получил, три года честно работал по специальности. Это не легенда для резюме, а реальность: сидел за железом, искал поломки, чинил, проверял.

Актёр Игорь Николаев в детстве
Актёр Игорь Николаев в детстве

Мне и вправду нравилось, что в этой работе есть порядок. Никаких эмоций, никаких аплодисментов, только ты и система, которая либо работает, либо нет.

Но в моей жизни рядом с инженерией вдруг появилась еще одна линия - Народный театр. Сначала полушутя: попробовал, понравилось, вышел на сцену, услышал тишину зала перед твоей репликой и понял, что это то, чем я хочу заниматься всю жизнь.

В театре ничего нельзя посчитать до запятой, зато можно почувствовать, как живой человек реагирует на живого человека.

Чем больше я играл в Народном театре, тем яснее понимал: обратно в мир только железа я уже не вернусь. В итоге я собрал волю в кулак и пошел поступать в ЛГИТМиК, на курс Льва Додина.

Для многих знакомых это выглядело как сумасшествие: взрослый мужик, с дипломом, со стажем, вдруг уходит в "эти ваши актёры". Но для меня это был не прыжок в неизвестность, а шаг туда, где я наконец чувствовал себя живым.

Актёр Игорь Николаев в молодости
Актёр Игорь Николаев в молодости

В Малом драматическом театре я оказался не по случайной раздаче. Это была школа выживания и взросления. Репетиции до изнеможения, гастроли, ощущение, что ты часть чего-то большого.

Я быстро вписался, рос, учился. Громкие спектакли, уважение коллег, ощущение, что ты на своем месте. И параллельно - семья, сын, жена, которая ждет дома. Тогда я еще не понимал, какую цену за все это буду платить.

Как театр медленно "выедает" дом

Первый раз я женился рано. Мы с Валентиной познакомились еще в студенчестве, все было по классике: влюбились, расписались, родился сын Ваня.

На тот момент я был еще инженером, и наша жизнь выглядела довольно понятной: работа, очереди, детские болезни, общие планы.

А потом в эту конструкцию вошел театр. Сначала вроде аккуратно: репетиции, показы, какие то небольшие гастроли. Потом чаще, дальше, дольше. В МДТ я набирал обороты - спектакли шли один за другим, мы объездили полмира, я чувствовал, как у меня "растут крылья".

Проблема в том, что когда у тебя растут крылья, ты иногда перестаешь смотреть вниз. А внизу - кухня, коляска, уроки, бытовые мелочи, в которых жена одна. Я возвращался с гастролей уставший, но довольный.

Актёр Игорь Николев с сыном
Актёр Игорь Николев с сыном

Она встречала меня уставшая, но без аплодисментов. В какой то момент наши диалоги начали сжиматься до пары дежурных фраз.

Я этого тогда не осознавал. Считал, что все "временно", "так у всех", "надо потерпеть". На самом деле я просто постепенно исчезал из дома, даже когда физически там находился.

Валентина тащила быт и сына на себе, а я занимался тем, что влюблялся в собственную профессию и одно очень приятное чувство - когда тебя узнают, хвалят, зовут еще.

Когда стало понятно, что брак трещит по швам, было уже поздно что то чинить на ходу. Разговоры сводились к взаимным претензиям, к обидам, которые копились годами. Мы прожили вместе тринадцать лет и рассыпались на осколки. Я ушел из семьи и, по сути, оказался между гримеркой и чьими то диванами.

-5

Мог бы сейчас сказать, что виноват театр, гастроли, жизнь артиста. Но если честно, театр сам по себе никого не разрушает. Разрушает то, что ты выбираешь его вместо дома и считаешь это нормой. Я так и делал.

Чтобы пережить эту яму, я выбрал не самый тонкий способ - бутылку в портфеле. Этот портфель я таскал с собой как талисман: пьеса, сценарий, блокнот, а на дне - водка.

Не запои, не черная полоса, но регулярное "отхлебнуть, чтобы не так болело". Это не помогает. Просто на время делает тише внутренний шум, а потом возвращает его громче.

Странным образом при этом я не отстранился от сына. С Иваном мы продолжали общаться, я приезжал, интересовался его жизнью, видел, как он растет, тянется к той же профессии.

Возможно, именно это не позволило мне окончательно превратиться в мужчину, который "снялся" из собственной семьи и забыл, что у него есть ребенок.

С Валентиной мы не стали врагами. Наверное, потому, что оба понимали: не было одного злодея и одной жертвы. Был процесс, в котором каждый где то недодал, где то промолчал, где то не дожал. Театр стал ускорителем этого процесса, но нажимал на газ я сам.

Я ее отбил у другого

После развода у меня начался тот период, который снаружи может выглядеть как "творческий поиск", а изнутри напоминает болото. Работа есть, имя есть, театр есть, а дома по прежнему никого нет.

Ты возвращаешься после спектакля в пустую квартиру или в очередную съемную комнату и вдруг понимаешь, что играть умеешь, а жить - не очень.

-6

Вытащила меня оттуда вторая профессия - режиссура. Я поступил на режиссерский, начал думать не только о своей роли, но и о всей конструкции спектакля.

Захотел поставить "Фрёкен Жюли" и стал собирать команду. Нужен был сильный художник. Так в моей жизни появилась Елена Дмитракова.

Сначала я увидел ее работы - точные, нервные, без лишней красоты. Потом ее саму - спокойную, ироничную, с очень живыми глазами. И довольно быстро понял, что это не просто коллега. Проблема была в одном - свободной она не была.

Я мог бы сейчас аккуратно сгладить формулировки, но смысла нет. Я действительно "отбил" ее у другого мужчины. Осознанно, без иллюзий. Поставил на карту репутацию, отношения с людьми, все, что было.

-7

Я понимал, что делаю больно, и все равно шел вперед, потому что впервые за долгое время чувствовал, что живу не в роли, а по настоящему.

Лена оказалась тем человеком, который не только принял меня с моими тараканами, но и начал потихоньку выгонять их из головы. Она увидела, что я сползаю в алкогольную привычку, и не стала играть в воспитателя.

Просто была рядом и не отпускала. Казалось бы, фраза "требуется помощь" для мужчины звучит как слабость. Я тогда честно признался: мне правда нужна помощь. И получил ее.

Мы поженились, начали строить общий дом с нуля - без оглядки на прошлое, но и без попытки его вычеркнуть. В 2002 году родилась наша дочь Ева.

Этот маленький человек очень быстро расставил акценты: можно сколько угодно играть суровых следователей и полковников, но настоящий экзамен - это ночи без сна, температурящие дети и умение не сорваться, когда ты сам устал до предела.

-8

Лена давно не "жена при актере". Она главный художник Театра на Васильевском, профессионал с большим именем. У нас с ней нет творческой ревности.

Наоборот, дома можно прилететь с репетиции, вывалить на кухню всю свою актерскую или режиссерскую нервотрепку и получить честный разбор полетов. Не по принципу "ты гений", а по принципу "здесь круто, а здесь халтура, подтяни".

Конечно, у нас не сахар. Мы умеем и поссориться, и помолчать, и дверью хлопнуть. Но в отличие от моей первой попытки семейной жизни, сейчас я не бегу от разговора.

Могу признать, что был неправ, что перегнул, что снова ушел в работу с головой. И самое главное - у меня больше нет желания исчезать из дома, когда становится тяжело.

Удар

Есть события, после которых ты уже не можешь жить по инерции. Для меня таким событием стало нападение в подъезде. Август, обычный день, обычный лифт в доме на Камышовой улице. Я захожу внутрь, двери начинают закрываться, и в этот момент по голове прилетает что то тяжелое и металлическое.

Дальше - обрывки. Кровь, гудящий череп, попытка дойти до квартиры. Вспышками помню коридор, испуганное лицо Лены, сирену скорой. В больнице врачи сделали то, что должны были сделать, - трепанация, пластина, долгий отходняк.

-9

Но самый странный эпизод случился где то между этажами. Как будто выключили свет, а потом где то в темном пространстве я очень ясно услышал: "Вставай, ты еще не все сделал".

Не громко, не пафосно, без труб и ангелов. Просто как констатацию факта. И я действительно поднялся.

Позже стало понятно, что эта история тянется ниткой из прошлого. За какое то время до нападения я вмешался в конфликт вокруг Валентины и ее второго мужа.

Там было все: угрозы, "качки" в подъезде, испорченные шины, разговоры на повышенных тонах. Я не пошел тогда в милицию, решил, что разберусь сам. В итоге получил железкой по голове уже от других людей.

Следствие сначала шло вяло. Записи с камер долго никого не интересовали. Потом нашлись люди в погонах, которые все таки занялись этим всерьез, и виновного нашли. Правосудие, как принято говорить, восторжествовало. Но для меня главным стало не это.

После операции я долго ходил в кепке, пряча шрам. Сначала стеснялся, потом привык. Этот шрам и пластина внутри стали постоянным напоминанием: жизнь может закончиться в один абсолютно бытовой момент, в тупике лифта.

-10

И если ты до этого момента жил не так, как хотел, то с претензиями будет обращаться не к режиссеру, не к театру, не к судьбе, а исключительно к самому себе.

Я стал внимательнее относиться к тому, куда трачу время и силы. Меньше играю в героя в тех ситуациях, где нужен закон, а не "мужской разговор". Быстрее говорю "люблю" тем, кого люблю, чтобы потом не жалеть о том, что не успел.

И по другому смотрю на каждую возможность выйти на площадку или сцену: это уже не рутина, а бонус. Мне один раз очень конкретно показали, что никто не обязан его продлевать.

Последний вагон

Мой роман с кино начался поздно, но как то очень по моему. Я долго держался за театр, как за родной дом, и на камеру смотрел с осторожностью. На "Ленфильме" я оказался вовсе не как "звезда", а как человек, который пришел искать работу, потому что дома ему сказали простой текст: "Иди и работай".

Сначала были маленькие роли, эпизоды, участие "по касательной". Потом меня свела судьба с кастинг директором Инной Шлионской. Это тот редкий случай, когда один человек действительно может изменить чужую профессию.

Я уже почти махнул рукой на кино, а она буквально затолкала меня в так называемый последний вагон. Так я попал в "Тайны следствия".

Сначала планировалась небольшая роль, без особых перспектив. Но в процессе все развернулось так, что я стал Леонидом Кораблевым - оперуполномоченным, который по уши влюблен в Марию Швецову. И здесь отдельное спасибо Анне Ковальчук.

Да, я к тому времени давно играл в театре, был взрослым человеком, но на площадке многому учился у нее. Она никогда не давила, не "учила жить". Просто показывала, как можно работать в кадре честно, точно, без фальши.

После "Тайн..." ко мне прилипли мундиры. Я смеюсь, что инженер во мне нашел в погонах нужную структуру.

Подполковник в "Улицах разбитых фонарей", следователь в "Ментовских войнах", начальник колонии в "Гончих", Бабушкин в "Ментовских войнах", журналисты, бизнесмены - мужчины, которые принимают решения и отвечают за них.

-12

В жизни это удается далеко не всегда, зато на экране у тебя есть шанс сыграть того, кем ты в глубине души хотел бы быть.

Иногда зрители забывают, что ты - актер, и воспринимают героя как живого человека. Пишут письма не Игорю, а Кораблеву, просят "не бросать Марию", переживают за его любовь. Это дорогого стоит. Значит, ты сумел провести линию так, что человек на другом конце экрана поверил.

Параллельно живет и другая моя роль - отец. Сын Иван пошел в ту же профессию, служит в "Театре post". Смотреть на него со зрительного зала - отдельная гордость и отдельная боль.

Хочется подойти и начать раздавать советы, как когда то раздавали мне, но я стараюсь держаться. Это его дорога. Я могу быть рядом, но не вместо него.

-13

Дочка Ева выбрала другой путь. Она пробовала журналистику, думала о психологии, теперь идет в медицину. Меняет решения, пробует, ищет. Мне это нравится. Значит, у человека есть внутренний двигатель, а не только чужие ожидания.

Дома у нас сейчас все просто. Театр, кино, собаки, кухня, обычные разговоры. Мы с Леной стареем, дети взрослеют, и это нормально. После всего, что уже случилось, мне хватает очень простого набора: работа, которую я люблю, люди, к которым хочется возвращаться, и шрам на голове, который не дает зазнаваться.

Я правда могу сказать, что счастлив. Не потому, что у меня идеальная биография. А как раз наоборот - потому что со всем этим кривым маршрутом, с разрушенными и построенными семьями, с ошибками и поздними успехами я все равно пришел туда, где мне хорошо.

Этот текст - художественная стилизация под интервью, основанная на открытых интервью, биографических материалах и известных фактах про героя.

Если вам понравился данный формат, прошу поддержать 👍