Путь в космос проложили собаки. Мы всегда рассказываем о подвигах пушистых четвероногих космонавтов. Но куда делись собаки после полета? Как мы чтим их память сейчас? Первую часть, где мы рассказали о самых известных хвостатых первопроходцах, можно найти по ссылке, а в этой статье поговорим о менее известных, но таких же милых и отважных собаках.
Еще до полета Лайки и Белки со Стрелкой с полигона Капустин Яр стартовали баллистические ракеты Р-2 и Р-5А. Их головные части поднимались за пределы атмосферы по так называемой суборбитальной траектории. В честь летавших в 1951-1957 годах покорителей космоса в городе Знаменск, что находится недалеко от испытательного полигона, был открыт памятник двум неизвестным собакам в космических костюмах.
А собак было много. Помимо 30 летавших космонавтов было еще порядка сотни испытателей, которые проверяли на Земле центрифуги, катапульты, скафандры и медицинское оборудование. Работы у четвероногих было много, а не только 15 минут, что они проводили в ракете. Чаще всего беспородные дворовые собаки подбирались на улицах и оставались жить в виварии института авиационной медицины под присмотром специалистов.
Но собака Линда выделилась и переехала из уютной конуры во двор, где располагались гаражи сотрудников. Там она по собственной инициативе стала охранницей и сторожила территорию.
И это при том, что собака была звездой. В 1957 году, через два года после полета, ее приглашали на телевидение вместе с собаками Козявкой и Малышкой. Дело в том, что этот год был объявлен геофизическим, а эти три маленьких хвостатых космонавта побывали на высоте в 80 км и даже отдельно от ракеты (их катапультировали для испытаний скафандров и парашютной системы в безвоздушном пространстве).
Были случаи, когда инстинкты бездомных собак брали свое и они убегали на улицу в неизвестном направлении. Однажды это произошло за день до старта. Пес по кличке Смелый смог прогрызть клетку на испытательном полигоне и сбежал. Все же вечером того же дня он вернулся к экспериментаторам и своей вытянутой мордочкой ластился и выпрашивал прощения за такую минутную слабость. Старт Смелого произошел по графику и без технических и и медицинских проблем.
Собака, видимо, покорила своим поведением руководителя программы доктора наук Владимира Яздовского, и тот забрал ее к себе домой.
Похожая история, но с другим финалом произошла с псом по кличке Рожок. Он сбежал, но не вернулся. Чтобы экспериментальный пуск не сорвался, специалисты нашли собаку подходящих размеров недалеко от столовой полигона. Ей дали кличку ЗИБ (запасной исчезнувшего Бобика или запасной исследователь без подготовки).
Уже после полета пса выяснилось, что он был еще щенком, но с поставленной задачей справился великолепно и выдержал все тяготы старта и полета. Однако ЗИБ быстро вырос и по размеру уже не мог влезть в контейнер ракеты, а следовательно — быть космонавтом.
Есть несколько источников, в которых сообщается, что пса забрал Анатолий Благонравов. В таком случае он был владельцем сразу двух космонавтов, ведь у него дома жил Цыган.
Были собаки-космонавты, чей подвиг можно выделить особенно. Так, собака Отважная 5 раз выполняла суборбитальные полеты, два из которых — с разницей по времени в 10 дней. Она изначально именовалась Кусачкой, но за проявленную смелость получила новый «позывной».
Среди собак Отважная является рекордсменом, а среди космических медиков слывет легендой. Она прожила долгую жизни в виварии, а сейчас ее чучело хранится в Государственном центральном музее современной истории России.
Образ Отважной остался и в литературе: она стала героиней повести М. П. Барановой и Е. С. Велтистова «Тяпа, Борька и ракета».
Следующие истории уже про собак, которые готовились не просто взлететь на ракете, а оказаться на орбите.
В декабре 1960 года, после августовского полета Белки и Стрелки, в ракете-носителе «Восток» стартовали Жулька и Жемчужина. Правда, двигатель отключился раньше, чем удалось набрать заданную скорость и высоту, хотя за пределы плотной атмосферы собаки улететь смогли. Космический корабль отделился от ракеты-носителя, и, как заложено было в случае аварии, начал выполнять незапланированную посадку. Приземление произошло в Эвенкии, где как назло был буран, а температура опустилась ниже -30°С. Жульку и Жемчужину искали три дня. Казалось, что в таких суровых условиях больше суток маленькие собачки прожить не смогут. К счастью, медики оказались неправы. Когда космических героинь нашли, выяснилось, что они не катапультировались, как думали инженеры, а остались внутри корабля. Там Жулька и Жемчужина были спрятаны от пронзительного ветра и благодаря своей пушистости смогли продержаться до прихода спасателей.
После этого прославленный академик Олег Газенко, который уже давно был знаком с Жулькой по ее полетам на ракетах в 1959 году, решил ее забрать к себе навсегда. В домашнем уюте она прожила 14 лет. Чучело собаки было размещено в мемориальном кабинете Олега Газенко в Институте медико-биологических проблем.
По мотивам событий через 25 лет был снят художественный фильм «Корабль пришельцев». Память о Жульке и Жемчужине осталась в искусстве.
Следующая собака, оказавшаяся на орбите, имела кличку Чернушка. Ее полет был вторым полностью успешным орбитальным полетом после Белки и Стрелки. Конечно, собака тоже была очень популярна и много колесила по миру, при этом продолжая участвовать в послеполетных экспериментах. Она повторила судьбу первых космических путешественниц и тоже стала чучелом. Сейчас оно хранится в Музее истории медицины в Риге.
Недалеко от места посадки, а именно в городе Заинске (республика Татарстан), был установлен большой памятник, посвященный черной и прекрасной, как космическое пространство, собаке.
Перед полетом Юрия Гагарина контрольный старт выполнила собака Звёздочка. О ней у нас есть отдельная статья по ссылке. Судьба этой дворняжки самая необычная.
Владимир Яздовский отправил Звездочку в Московский зоопарк, чтобы четвероногого космонавта увидело много людей.Но собака быстро оттуда сбежала. Есть версия, что ее украли. В любом случае след Звёздочки был потерян.
Для истории на месте приземления собаки недалеко от города Чайковский Пермского края установлен обелиск, а в Ижевске — целый памятник.