Найти в Дзене

Ученые в соцсетях: между популяризацией науки и хейтом

В современном цифровом мире социальные сети стали ареной ожесточенных дебатов об их роли в распространении знаний. С одной стороны — безграничные возможности для просвещения, с другой — волны негатива и мусорного контента. Ученые, находящиеся на передовой этого противостояния, вынуждены искать тонкий баланс между популяризацией науки и погружением в токсичную среду. Владислав Шевцов, физик, участник молодежного сообщества ВЫЗОВ выступает за активное присутствие исследователей в соцсетях. Он убежден, что это мощный инструмент для популяризации науки, но его использование требует ответственности. «Учёные должны вести социальные сети, — утверждает Шевцов, — но они должны соответствовать критериям: нести правильные ценности, избегать мата и хайпа». Однако на этом пути их подстерегает серьезная проблема — сложность привлечения внимания к качественному контенту. «Сложность в том, чтобы донести научный контент среди трэш-контента», — констатирует он. Эксперт Татьяна Засыпкина признает важност

В современном цифровом мире социальные сети стали ареной ожесточенных дебатов об их роли в распространении знаний. С одной стороны — безграничные возможности для просвещения, с другой — волны негатива и мусорного контента. Ученые, находящиеся на передовой этого противостояния, вынуждены искать тонкий баланс между популяризацией науки и погружением в токсичную среду.

Владислав Шевцов, физик, участник молодежного сообщества ВЫЗОВ выступает за активное присутствие исследователей в соцсетях. Он убежден, что это мощный инструмент для популяризации науки, но его использование требует ответственности. «Учёные должны вести социальные сети, — утверждает Шевцов, — но они должны соответствовать критериям: нести правильные ценности, избегать мата и хайпа». Однако на этом пути их подстерегает серьезная проблема — сложность привлечения внимания к качественному контенту. «Сложность в том, чтобы донести научный контент среди трэш-контента», — констатирует он.

Эксперт Татьяна Засыпкина признает важность соцсетей для профессиональной деятельности, но не закрывает глаза на их темные стороны. Она указывает на такие риски, как кибербуллинг и хейт, которые усугубляются анонимностью. «Социальные сети — это источник негатива», — отмечает Засыпкина. Кроме того, поднимается проблема психологического воздействия платформ. Явления думскроллинга — бесконечного погружения в тревожные новости — и дримскроллинга — потребления исключительно приятного контента — искажают восприятие реальности и могут формировать зависимость.

Особую остроту дискуссии придает вопрос влияния на молодое поколение. Короткие форматы, доминирующие в соцсетях, приучают к клиповому мышлению и краткосрочной памяти, отучая от глубокого погружения в материал, необходимого для чтения книг. Впрочем, некоторые педагоги нашли противоядие: они используют короткие ролики как «приманку» для привлечения внимания студентов, чтобы затем перейти к полноценному обучению в аудитории, демонстрируя важность сочетания форматов.

В этом контексте огромную роль играют молодежные сообщества, объединяющие начинающих ученых. Такие организации, как сообщество «Вызов», становятся островками безопасности и поддержки в бурном океане цифрового пространства. Они предоставляют площадку для обмена опытом, совместной работы над проектами и моральной поддержки, помогая ученым противостоять хейту и кибербуллингу. Внутри этих сообществ формируется среда, где можно не бояться критики, делиться гипотезами и находить единомышленников для серьезных исследований, превращая виртуальное пространство в инструмент для реального научного прогресса.

Эксперты сходятся во мнении, что тотальное запретительство — не выход. Проблему нельзя решить законодательным регулированием по аналогии с алкоголем, так как запрет лишь создаст новые сложности. Ключ, по мнению спикеров, лежит в области воспитания и построения доверительных отношений в семье, где родители готовы поддержать ребенка в сложной ситуации, в том числе и возникшей из-за активности в соцсетях.

Таким образом, социальные сети остаются амбивалентным инструментом. Их потенциал для рекламы науки и профессионального нетворкинга огромен, но его реализация требует осознанного подхода, цифровой гигиены и развития поддерживающих сообществ, которые помогают ученым не заблудиться в цифровом лабиринте.