Многие, вероятно, до сих пор считают, что Терское казачье войско возникло на Северном Кавказе и в его предгорьях только в 19 веке. А между тем это не так.
Так, когда же казаки пришли на Терек или они отсюда не уходили? Еще во времена Олега Вещего здесь жили Русы. Не они ли были предками терцев?
Противоречия и недосказанность, возможно, связаны с тем, что такие писатели и поэты, как А. Пушкин, М. Лермонтов и Л. Толстой, написали свои произведения уже в 19 веке. Описывая события, связанные с казаками на Тереке, они либо не ведали их подлинной истории здесь, либо жёсткая цензура того времени не позволяла повествовать эту подлинность.
На самом деле исторические документы говорят о том, что казаки на Северном Кавказе и в его предгорьях являлись давнишними жителями этих просторов. Они жили здесь как в Нижнем, так и в Среднем течении Терека. Уже в конце 15 века предки терских казаков пришли в эти земли и прочно укрепились здесь. А середина 16 века ознаменовалась тем, что терцы в Кавказском регионе стали играть заметную роль как военная сила. Так называемое "Казачье значение" учитывалось всеми ведущими державами, которые имели влияние в этом регионе. А вот на момент деятельности генерала Алексея Ермолова на Северном Кавказе, история казаков в этом регионе уже насчитывала примерно трехсотлетнюю историю пребывания.
Известный русский историк 18 века В.Н. Татищев нашёл первых казаков на землях Руси в Рязани. Спор о том, когда казаки пришли на Кавказ, почти такой же древний, как и спор о государственности на Руси. Ну, почти. Известно, что написанный труд "История Российская’’ В.Н.Татищева вышла после смерти учёного. И, скорее всего, под чутким руководством ещё одного ’"отца’" русской истории - Миллера. При этом отмечают, что из-за малого количества источников история казаков на Кавказе выглядит несколько скромно и противоречиво.
Так, например, Татищев считал, по редакции Миллера, что важной составляющей будущих терских казаков были мещерские казаки из Рязанского княжества. Они, по мнению историка, были не только тюркоязычными, но и татарами, которые появились здесь после Великой Замятни, произошедшей в Золотой Орде во второй половине 14 века. Правда, о Золотой Орде стало известно только в 16 веке. Но идем далее.
Также русский историк считал, что Иван Грозный выселил этих мещерских казаков или татар на Дон. И вот на этих землях якобы татары или рязанские переселенцы, смешавшись с запорожцами гетмана или князя Дмитрия Вишневецкого, и создали донских казаков.
Интересно, как они смешивались, если в то время это были чисто мужские сообщества удальцов?
Но Карамзин, который, ни разу не был историком, тем не менее, опроверг довод Татищева о том, что казаки имели такое "рязанское происхождение". По мнению Карамзина, казаки образовались как некая общность задолго до так называемого монгольского нашествия. Вот что писал Карамзин:
Возможно, Карамзин был даже прав в этом вопросе. Ведь не просто так возникло мнение, что казаки давно, ещё до середины 16 века, жили не только между Днепром и Доном, но и в Поволжье, а также по Тереку.
Русский военный инженер, генерал-майор и историк А. Ригельман в своем труде «История или повествование о Донских казаках» ещё в конце 18 века отмечал, что из преданий терско-гребенских казаков следует, что предки терцев пришли сначала на Дон, а потом с него в «кумыкскую землю». И уже позже на Терек, ещё в период между 15 - 16 веками. Позиция Ригельмана в этом вопросе позднее была подтверждена другими исследователями.
Так, русский военный историк, этнограф и общественный деятель, а также казачий генерал Иван Диомидович Попко в своем труде "Терские казаки стародавних времен" сообщает очень интересные факты из истории терского казачества. Он собирал данные по крупицам от стариков и жителей терских станиц. Как говорится, разговаривал с первоисточниками. В итоге он реконструировал процесс переселения племен чигов из Червленого Яра (Дон и Хопер) на Терек и в предгорья Северного Кавказа. По мысли Попко, уже в 20 годы 16 столетия казаки жили на Тереке не просто в мужском коллективе, как удальцы-молодцы, а с "семьями и со всеми животами". Животы – это имущество и скот, необходимый для жизни. Но без женщин, я думаю, тоже не обходились. Неужели лазали в самоволку, как я помню, в срочной армии?
Следует обратить внимание, что ещё в 15 - 16 веках район между рекой Аргун и рекой Сунжей (Чечня) по данным Попко, был центральной частью казачьей территории. Она была очень даже основательно заселена казаками.
Согласно данным специалиста по народам Кавказа, славянских народов и народов зарубежной Европы, а также этнолога Лидии Заседателевой, изложенным ей ещё в первой половине 70-х годов 20 века в труде «Терские казаки: историко-этнографические очерки» на сновании документов из Государственного архива:
Казаки на Тереке не были какой-то миграционной волной, образовавшейся там. Они расселялись на этой реке на протяжении длительного времени. При этом постоянно получали пополнения из северных казацких областей.
Вот что Заседателева отметила:
Примерно с середины 16 столетия данные о казаках на Северном Кавказе стали часто появляться в исторических документах тех времен. А то, что их не было раньше - это просто досадная история, которая говорит о том, что они были и раньше, но были удалены нехристями или наоборот, ими. Так, еще во времена Ливонской войны (1563г. ) мурзы ногаев писали жалобные грамоты царю Ивану Грозному на казаков, которые пришли с Терека и ограбили их земли. Неодобрительное отношение к деятельности казаков было выражено следующими словами русского посла:
«И государь наш тех казаков многих казнил, а иные от государя нашего опалы сбежали в Азов, и в Крым, и в Черкасы...».
Но, как известно, после присоединения Астрахани к Русскому царству стали очень заметны отношения жителей Руси с народами Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Именно волжские и терские казаки были не только переводчиками, но и посредниками, а главное, охранниками в тех или иных переговорных процессах как со стороны Руси, так и со стороны народов этих земель. Кстати, там были довольно мощные казачьи контингенты для тех времен. Так, на Волге был отряд из казаков в районе полутора тысяч, а крымского царевича Мурат-Гирея на пути в Астрахань сопровождали целых:
«волгских атаманов 22 человека, а казаков с ними 869».
Но казаки вели вольный образ жизни и часто доставляли хлопоты и русским. Так:
«Казаки нападали на торговые суда, грабили "послов и гостей"».
Да не понимали эти черти конченные. Ведь казаки просто как дети. У них забери игрушку, и они обидятся. А так делать не следует. Вот забери у меня автомат в бою, и кем я тогда буду? Разве воином? Ну и у казака забери саблю, разве он это стерпит? Это просто гордость, граничащая с честью посередине. Я не психолог, но отчасти я понимаю, что это не должно быть так!
При этом с небывалой частотой жаловались в Кремль ногайские мурзы на нападения неких воровских казаков:
«казацкие орды отогнали у них многие стада» и даже устроили погром Сарайчика».
Москва не пыталась особенно давить на казаков Волги и Терека. Здесь была необходима несколько либеральная политика. Ведь Москве нужна была помощь казаков против крымского хана. Но при этом имеется достаточное количество документов, свидетельствующих об укорах и последующем применении наказания к казакам за нападения, как на вождей Кавказа, так и на купеческие караваны русских. Еще во времена Ивана Грозного был известен документ, гласящий о следующем:
«И послали мы на них, казаков, из Казани рать, указывается в одном из актов Посольского приказа 1578 г., многих своих людей, а велели их добывать и вешати, хотя и на Терках».
Правда, не раз подвергались нападениям казаков с Волги и Терка не только ногайские мурзы, но и русские купцы. При этом причастными были и с другой стороны. А именно:
«...не с Гребня и Терков приходят на Волгу многие казаки, а с Днепра и из Дону и воруют…».
А вот запорожцы во второй половине 16 века не раз участвовали в походах на Нижнюю Волгу. Так, еще при жизни Иван Грозного (1580) Посольский приказ отправлял депешу в Ногайскую Орду с такими данными, как:
Впрочем, донские казаки не желали отставить от запорожских. В 1581 году они совершили рейд на Волгу. Совместные силы русских и ногаев решили обуздать донцов (главное не запорожцев). В этом и кроется некая нелюбовь казаков к простым русским:
Выставлялись стрелецкие посты против набегов запорожцев и донцов. Набеги прекратились. Что характерно, но меры русских в этом регионе привели к тому, что казацкое население на Тереке очень сильно увеличилось. Получается, запорожцы и дончаки спасались не в своих родных краях, а на Тереке и гребнях. А их там хорошо принимали.
При царе Федоре, сыне Ивана Грозного в памятке, выданной русскому послу в Турции Борису Благово, было отмечено:
Из всего следует, что особенных различий между казаками Днепра, Дона, Волги и Терека не было. Миграции происходили постоянно. Никто никого не разделял.
Так, историк С. А. Козлов в своей монографии "Пополнение вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе в XVI—XVII вв.", отмечал, что:
Получается, с конца 15 столетия до второй половины 16 столетия казаки вполне нормально жили в "Диком поле", протянувшемся от Днепра до Яика. При этом земли вокруг Терка и предгорьев Северного Кавказа не были для казаков чем-то недосягаемым и чуждыми. Эти земли не нужно было покорять. Они были давно покорены, еще русами, до 10 века.
Земли вдоль реки Сунжи и Аргуна были своего рода неприступной крепостью, за стенами которой могли найти себе прибежище от неудач насельники с любой реки, на которой жили казаки. Пусть то Днепр, Дон или Волга. Имеется мнение, что уже в 16 - первой половине 17 века северокавказские казаки были разделены на терцев и гребенцев.
На самом деле такого не было. Такое мнение было сформировано на основании мнения квартирмейстеров в русской армии в конце 18 века. Но это не зафиксировано в исторических документах.
Пассионарность казаков настолько зашкаливала, что позволяла им осваивать не только Терско-Сунженский регион, но и Нагорную или Гребенскую часть.
Согласно документам 17 столетия, в низовьях Терека была установлена локализация городка атамана Семенка "на Кизляре" и атамана Гаврилы Пана "на Быстрой близко Терки». При этом с этих мест, вверх по Тереку простиралась длинная цепь старинных казацких городков, в былой формулировке:
по Тереку от Царева Броду и до урочища Моздока.
Имеется мнение, что казачьи поселениям на левом берегу Терека были основаны как минимум в конце 15 века. Это такие населенные пункты, как городки атамана Досая, атамана Парамонова, Верхний и Нижний Черленые, городки Наурский, Ищерский, Оскин, Шевелев и многие другие. При этом на правом берегу Терека, как следует из данных современных исследователей, локализованы такие позднесредневековые казачьи городки, как Сарафанникова, Шадрина, Степана Москаля, Овдакина Мещеряка, Медвежий и др.
На самом деле, изложенная в дипломатических документах 16 - 17 веков история казаков, как серия грабежей и военных походов на всех и вся, не соответствует действительности.
Просто мирная и созидательная жизнь древнейших казачьих станиц по рекам Тереку и Сунже, на протяжении нескольких столетий очень редко отображалась в источниках того времени. Но это не значит, что такого не было. Для казаков не было удивление вершинами Кавказа. Они здесь жили веками, до появления здесь генерала Ермолова. На этих землях столкнулись интересы Турции, Персии и России и казаки не могли быть простыми, безучастными субъектами этого. Некая славянская принадлежность и православие, пусть даже в староверии, решили исход всего. Терцы оказались на стороне русских.
В середине 17 века войско казаков вполне носило название Терско-Гребенского. Об этом указывает казацкий историк Э. Бурда. Присутствие русской администрации в землях терских казаков было обозначено, прежде всего, с 1588 года наличием здесь крепости "Терки". Она там была до 1722 года. Там жили царские воеводы, находились стрельцы с артиллерий. Кроме того, в тот же период времени в устье реки Сунжи была построена крепость "Сунженский острог".
В 1651 году Сунженский острог был осажден войсками Ирана и Шамхала Тарковского. На помощь крепости пришли кабардинские ополченцы. Их предводитель тогда сообщал в Москву следующее:
Осада длилась две недели. Но не увенчалась успехом. В отместку неприятель напал на незащищенные казачьи городки или станицы. Мужчины вырезались поголовно, а женщины и дети уводились в полон. Это было так называемое «Кызыбашское разорение». Вот что сообщает казачий историк Эдуард Бурда о последствиях «Кызылбашского разорения:
"...в их городках был произведен полнейший разгром, причем десять из них так и остались не восстановленными. Были навсегда потеряны старейшие станицы-городки: Курдюков, Шадрин, Гладковский, Аристов и другие".
А что в итоге? В сухом остатке?
Персия и Оттоманская Империя оказывали поддержку давлению горских народов Кавказа на Терско-Сунженское междуречье. Казаки постепенно вытеснялись из исконных районов проживания, которые позже советские власти объявили исконными районами кавказских народов. Но даже до 20-х годов 20 века территория казачьих земель на Кавказе еще была не малой.
Она была достаточно обширной. Ее земли распространялись от устья и нижнего течения Терека до Терско-Сунженского междуречья. Сюда включались склоны Терского хребта, правобережье Сунжи, а также низовья и среднее течение реки Аргун.