Автор: Hoomkeen
Халиф Валид, находясь в Дамаске, продолжал получать со всех краёв света донесения о победоносном продвижении его войск. Халифат, пережив вторую гражданскую войну, вновь воспрял и на этот раз достиг уже небывалого, сказочного могущества. Войска халифата действовали уже на северном Кавказе, далеко на востоке подбирались к Индии и Фергане, уже соприкоснувшись с Китаем. На западе же экспансия ислама уперлась в непреодолимый Атлантический океан, и арабы в поиске новых побед начали строить флот...
Муса ибн Нусайр, победоносный губернатор Ифрикии, которому подчинялись современное Марокко, Алжир и Тунис, получал от губернатора Египта письма, полные обиды на то что он, когда то поставленный на запад из Египта, не относится к Египетскому губернатору с почтением, не отчитывается о своих действиях и, видимо, не делится добычей. Ответы Мусы, которые попали в руки халифа только рассмешили Валида - победителей, как говорится, не судят. Между прочим халиф не особо вмешивался во внутренние дела провинций и строго требовал только одного - отсылать в Дамаск все богатства, которые накапливались в провинциях. Того же Египтянина не спасли родственные связи с халифом - однажды из столицы прибыл новый губернатор, а когда старый отправился домой его, по дороге, остановили и лишили всех огромных богатств, которые он присвоил и решил тайно вывезти с собой после увольнения.
Ну а самая западная провинция халифата продолжала поиск для выхода своего завоевательного импульса. Молодой флот Мусы ибн Нусайра сделал пробные рейды на острова Средиземного моря - с большим успехом, так как флот Византии в этой половине моря отсутствовал. После пары небольших рейдов на побережье Испании арабы, вооруженные информацией о гражданской войне у вестготов, решились на серьёзное мероприятие.
Та́рик ибн Зия́д, мавла Мусы ибн Нусайра, бербер по происхождению и губернатор Танжира по должности, переправился через узкий пролив между Европой и Африкой и высадился у горы, которую позже назовут "горой Тарика" или Джаба́ль Та́рик (позже это название трансформировалось в Гибралтар).
Опять же, полная неразбериха у вестготов не оставила нам никаких упоминаний про происходящие у них события, так что историки могут только строить догадки и предположения, основываясь на арабских рассказах о своих завоеваниях.
"Пришли мавры в Испанию во времена короля Родриго и захватили Испанию, но не всю, эра 752. Одолели кордовцев. эра 864"
Вот всё, что сообщают анналы Толедо про историю Испании VII-IX веков с точки зрения средневекового историка.
Хроника Муассака, обнаруженная в Испании, могла бы сильно помочь историкам разобраться в том, как же так вестготы потеряли Испанию за несколько лет, но увы, как раз фолиант с записями от 716 по 770 годы в этой летописи отсутствует...
Сведения же от арабов полны поздних легенд и хвастовства, где они громят стотысячные армии вестготов. Автор сильно сомневается, например, в том что Тарик приказал сжечь корабли после высадки в Испанию.
Предполагаемое развитие событий было такое:
Тарик ибн Зияд продвинулся чуть дальше от Гибралтара и обустроил себе лагерь, откуда начал совершать набеги на окрестности, заодно завозя себе с континента все больше берберов. Отсутствие сопротивления со стороны вестготов очень помогало притоку добровольцев из Африки.
Наконец с севера прибыл король Родерих. Чем он правил в этот момент неизвестно, так как в дальнейшем арабы, распространяясь по Испании натыкались на других королей, графов и герцогов, действовавших совершенно самостоятельно. Арабы упоминают имена королей, но когда они стали королями и кем относятся Родериху мы можем только гадать. Пока же вестготский король и его армия шли к лагерю Тарика, и тот запросил из Африки подкрепления для решающей битвы.
Около недели соперники, сблизившись, проводили время в стычках и переговорах, по результатам которых часть армии Родериха покинула поле битвы и это обеспечило мусульманам полную победу. Король Родерих покидает страницы официальной истории и перемещается в стихи, поэмы и театральные представления. Говорят у реки был найден конь короля, так что подозревается что он утонул при переправе.
Дальше Тарик ибн Зияд стал развивать успех и брать один за другим города южной Испании, причем кое где ему оказывали сопротивление ну совсем маленькие гарнизоны вестготов (по 400 человек), а кое-где города сами открывали ворота, соглашаясь на стандартные условия арабов с налогами на иноверцев и т.д. В описании своих подвигов арабы максимально точны только в перечислении награбленых богатств - силы армий всегда или 100.000 или 30.000 (то есть, иными словами "много" и "очень много") а вот повозки с добром посчитаны с точностью до единицы. Отсюда же мы знаем, что после второго сражения с вестготской армией Тарик разделил добычу между 9000 своих воинов. Скорее всего это было количество принявших участие в сражении человек.
Ошеломленный успехом своего подчиненного, Муса ибн Нусайр переправился в Испанию со своей армией и бросился в погоню за своим мавлом, который "дерзко" посмел взять столицу вестготского королевства, лишив своего руководителя славы покорителя Испании. Встреча двух полководцев была бурной, но сделанное уже было сделано и в итоге Муса и Тарик совместно прошлись по оставшейся Испании, покорив последние крупные города страны.
Часть вестготской аристократии подчинились арабам и даже сохранили свои титулы. Часть вестготов погибла, но в целом страна продемонстрировала полную неспособность собрать хоть какую-то армию для отражения вторжения. Основные затруднения у арабов вызывали скорее огромный размер доставшейся им страны и небольшое количество захватчиков. Кроме того сразу наметилась тенденция, когда арабы выделяли себе наиболее привлекательные им прибрежные и ровные участки в центральной и южной Испании а на север, в горную и более холодную часть пиренейского полуострова направляли берберов, чем те были открыто недовольны. В итоге северные провинции типа герцогства Кантабрия вообще не ощутили присутствия захватчиков в первые годы падения вестготского королевства.
Осталась независимой Нарбонна, южная часть современной Франции, которая когда то была частью вестготского королевства. Там по прежнему правили готы, которые правда не предпринимали никаких попыток вернуть себе старые владения. Баски на севере Испании как были всегда сами по себе, так в общем то и остались такими при арабах.
Огромному порабощенному населению Испании арабское вторжение не принесло ничего - они остались рабами и продолжили трудиться но уже во славу халифа. Возможно, торговать ими стало даже проще - так как теперь никто не мешал евреям торговать рабами-христианами, коих было очень много. Архиепископ Толедский сбежал в Рим, и христианский мир ещё немного сжался... а ведь в Испании в те годы было довольно людно - побольше чем у франков...
Дальше начинается интересный этап в истории Испании - свалившийся в руки арабов богатейший кусок земли очень далеко от халифа надо было кому-то дать в управление. Муса ибн Нусайр был хорош, как губернатор Ифрикии, но скорее всего недостаточно хорош как губернатор аль-Андалуса. Аль-Андалус это, как можно догадаться, новое название Испании у арабов. Название пришло из берберского, те звали Испанию землей вандалов по старой памяти, так как именно оттуда когда то вандалы вторглись и много лет терроризировали Африку.
Муса ибн Нусайр оставил вместо себя управлять двух сыновей - одного в Испании, другого в Африке и поехал вместе с Тариком (оставлять такого авторитетного полководца он не рискнул) и 114 повозками с награбленными богатствами в Дамаск к халифу Валиду. Там, согласно историческому анекдоту, он рассказывал про свои подвиги и предоставил халифу захваченный у вестготов стул Сулеймана - с одной отломанной и наспех замененной ножкой. В качестве доказательства того что именно он, Тарик, совершил всё, что приписывал себе Муса, Тарик извлек отломанную и припрятанную им четвертую ножку стула как доказательство что именно он добывал все эти трофеи. Увы, все усилия Мусы были тщетны. Никто не собирался вручать такую богатую провинцию успешному губернатору далёкой Ифрикии, который ещё и раздал должности сыновьям по наследству. Никакие богатые дары не спасли завоевателей Испании от гнева халифа - ему не понравилось, что они действовали без его "указаний" и оба попали в опалу, оставшись в итоге в Дамаске, а на запад были посланы новые управляющие.
Того сына, который правил в Африке с ходу арестовали и требовали с него 500.000 динаров, которые тот, после пыток выдал(!) (надо было требовать миллион) и всё равно был казнен. С губернатором Испании, Абдул-Азиз ибн Муса ибн Нусайром поступили похоже - но там были интересные детали. Во первых, тот для укрепления власти женился на вдове Родериха. Кстати, если изучать родословные, то окажется что множество арабов в Испании в VIII веке породнились с знатными вестготами. Во-вторых злые языки утверждают, что Абдул вообще стал носить корону и требовал, чтобы ему при встрече кланялись... пошли слухи, что он перешел в христианство. Он был убит в мечети (в церкви, которую использовали как мечеть) и его голову привезли в Дамаск, где продемонстрировали уже новому халифу Сулейману.
Семидесятилетний Муса, присутствовавший при этом, не выдержал известий о гибели своих детей и вскоре сам покинул этот свет. Следующий губернатор Испании пробыл на месте не больше полугода и был заменен новым - Аль-Хурр ибн Абд ар-Рахман был назначен Омейядами, он перенес столицу из Севильи в Кордову.
Это был первый губернатор который фактически закончил покорение Испании, за исключением отдаленных северных горных областей и начал искать путь через Пиренеи далее на север, в земли франков.
Во-первых на востоке его отряды пробрались в Нарбонну, но окончательно завершить историю вестготов им пока что не удалось. На западе Пиренеев его разведывательный отряд совершил первый разведывательно-грабительский поход в земли Аквитании.
Тем не менее новый халиф - Умар II всё равно оказался недоволен этим губернатором, скорее всего из-за того, что его походы постепенно скатились до уровня карательных рейдов по северных границам провинции, бесконечные погони за васконами, грабеж вестготов, сражения с непокорными горными коммунами испанцев, и даже более того, именно на конец его правления произошла битва Битва при Ковадонге, когда один из отрядов арабов был разгромлен силами сопротивления под руководством Пелайо.
Это событие привело к тому, что на севере Испании образовалась горная область на которую власть арабов не распространялась, и туда массово устремились все недовольные новыми порядками. Усилившись Пелайо мог вести теперь успешную и затяжную партизанскую войну, но арабам эта горная пустыня была не очень важна и у них уже был опыт таких анклавов - тот же Табаристан около Каспийского моря успешно отсиживался от халифата за горными перевалами больше сотни лет, но постепенно всё равно был исламизирован.
Халивами от Испании когда то были получены горы богатств, и от новых губернаторов требовалось повторения успеха. Новый губернатор Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик поэтому был нацелен на грабеж и завоевания и все свои усилия направил на земли к северу от Пиренеев. Удастся ли арабам новая экспансия, пойдут ли берберы дальше на север и получится ли сделать Средиземное море внутренним морем халифата мы почитаем в продолжении.
А вот что было до этого: История Европы 700-750гг
Наш телеграм-канал.