Я уже показывала на канале подборку жанровых скульптур и арт-объектов, украшающих городские улицы и скверы Стерлитамака (ссылка на эту статью в конце публикации).
А сегодня хочу рассказать вам о скульптурном ансамбле арт-объектов, изображающих народных героев из русских, татарских и башкирских былин, легенд и сказаний. Он расположен в пешеходной зоне на аллее, ведущей вдоль проспекта Октября.
Все скульптурные работы появились 10 лет назад, в рамках первой организованной в Стерлитамаке биеннале, приуроченной к празднованию 250-летия города. Приглашенным из разных городов художникам предоставлялось около трех недель для того, чтобы они воплотили в камне свои представления о сказочных героях.
Скульптуры расположены на аллее неравномерно: между первыми скульптурами - довольно большое расстояние, а потом встречается такой участок, где их сразу несколько.
Скульптурная группа начинается с "Птицы Сирин" - это образ мифической птица-девы из славянской мифологии. Изображается она как существо с головой и грудью женщины и телом птицы.
Скульптура "Владыка морской" - верховное божество всех вод, омывающих землю, властвует над всеми морскими рыбами и животными. Первоначально был богом дождевых туч, которые извергались на землю и образовывали на ней моря.
Скульптура "Крылатый барс" - тотемное животное многих тюркских и кавказских народов. Божество плодородия и покровитель детей, символ богатства и благородства. Автор этой скульптуры - Субханкулов Тагир Юмадилович из Москвы.
Скульптура "Алтынчач", изображающая женщину с младенцем. В татарской мифологии она была хранительницей спрятанных сокровищ. Также есть народная сказка, где Алтынчач предстает девушкой с золотыми волосами, обладающей чудесными знаниями и умениями, и есть легенда об одноименной деве-воительнице, героической защитнице Волжской Булгарии от монгольских завоевателей.
Скульптура "Урал-Батыр" - изображает героя одного из самых популярных башкирских народных эпосов. В национальном фольклоре он выступает в образе борца со злом и демиурга, творящего из тел поверженных драконов и царя подземного царства уральские горы. Однажды в жестокой схватке с драконом-аждахой герой добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить её сам, но вместо этого разбрызгал воду вокруг себя, даровав бессмертие природе.
Скульптура "Агидель" - Агиделью звали младшую дочь Урал-батыра, также называется и один из притоков реки Белой. По легенде живая вода из родника бессмертия перемешалась с ее водой, и теперь река бежит, струится, плещется, оставаясь такой же светлой и юной, как тысячелетия назад.
У Урал-батыра было две дочери. Часто спорили они о том, которой из них быть старшей. Решил тогда Урал выпустить дочерей на волю, посмотреть, как они себя поведут, тогда и решить вопрос о старшинстве. Отодвинул великан гранитные ворота, и понеслись его дочери по свету. А отец силу да упорство их пытает: то скалу гранитную на путь бросит, то болотцем путь перегородит. И видит отец: та, что на юг побежала, стала не только могучей и выносливой, но и сердцем посветлела. А вторая стала строптивой и своенравной — на скалы бросается, почернела вся, и струи ее стали холодными.
Пророкотал Урал: «Не годами прожитыми, а делами сделанными приобретается старшинство. Одну из вас за светлую души Агиделью назвали, а другую за нрав суровый нарекли Караиделью. А теперь сливайте воды воедино, и быть Агидели за старшую». Реки действительно отличаются друг от друга и цветом воды и убранством берегов.
Скульптура "Богатырь" - собирательный образ былинного героя-богатыря, обладающего невероятной силой и совершающего подвиги во имя защиты родной земли.
Скульптура "Русалка" - кто это, я думаю, объяснять не нужно, ведь в культуре каждого народа присутствуют легенды и сказки о водяных девах. Автор этой скульптуры - Сергеев Борис Михайлович, заслуженный художник России из Санкт-Петербурга.
Скульптура "Акбузат" - изображает крылатого богатырского коня, верного спутника Урал-батыра и родоначальника тулпаров - прародителей современных башкирских коней. По народным поверьям Акбузат родился на небе, но может жить на земле и под водой, он не горит и не тонет, ударами копыт сокрушает горы и рассекает моря.
Завершает скульптурную группу сидящая на троне "Царевна Хумай" - персонаж башкирского фольклора. По народным поверьям, Хумай - это птица счастья, и человек, увидевший ее, обретает счастье на всю жизнь. В эпосе "Урал-батыр" Хумай была дочерью царя птиц Самрау и Солнца. Мать подарила девушке дар бессмертия, омыв ее водой из родника Яншишма. Хумай живет то у матери на небе, то у отца на земле, и может принимать облик лебедя или златовласой девушки.
В эпосе царевна Хумай стала женой земного богатыря Урал-батыра, подарила ему коня Акбузата и булатный меч и указала путь к роднику Яншишма. После смерти мужа Хумай стала прародительницей лебедей, и с тех пор башкиры почитают этих птиц.
Возле каждой из этих скульптур помещены таблички, вмонтированные в плитку тротуара. На них на двух языках указана информация об авторе и краткое описание мифологического героя.
Надо отметить, что установленные 10 лет назад скульптуры поначалу не понравились горожанам и вызвали у многих резко негативную оценку - якобы и изображено тут не пойми что, и работы выполнены как-то небрежно, топорно и грубо, и вообще: "никакое это не искусство, вот я (или мой пятилетний ребенок) и то лучше бы сделал". Но о вкусах не спорят, да и скульптуры постепенно "прижились" на этой аллее и теперь уже сложно представить это место без них.
О других скульптурах, установленных в нашем городе, пишу в этих статьях: