Музей Крыма и Новороссии в Новом Херсонесе — это пример нового подхода к созданию исторически экспозиций в музее. Способ повествования не через исторические предметы (хотя они тоже здесь есть), а через обращение к чувствам посетителей, ощущению сопричастности к описываемым событиям.
Двадцать иммерсивных залов, занимающих 12 000 квадратных метров, выстроены в хронологическом порядке: от Крещения Руси и похода князя Владимира на Корсунь до героической обороны Крыма, Ялтинской конференции и событий XXI века. В каждом зале с театральной точностью воспроизводятся интерьеры и пейзажи, манекены в исторических костюмах, копии предметов, документы, витрины. Однако, это лишь декорации. Чтобы они заговорили, им нужна аура подлинной жизни. Когда море не статично, как на картине, а движется, бьется о скалы, меняет цвет, это запускает в нашем мозге механизмы эмпатии. Мы не просто констатируем: "А, вот море". Мы начинаем ощущать его солёный воздух, влажный ветер, мощь стихии. Проходящие мимо люди — это не просто посетители в современной одежде, а ожившие жители прошлых эпох.
Такое погружение на сенсорном уровне гораздо мощнее, чем просто интеллектуальное понимание. Оно превращает пространство из выставочного в обитаемое. Мы становимся не просто зрителями, а незримыми свидетелями, оказавшимися в другом веке, городе. Событие, даже самое малое (например, звуки бушующих волн и крики чаек), ломает барьер между "тогда" и "сейчас".
Проекторы, динамики, дисплеи - это кисти и краски, которые "дорисовывают" динамику на холсте статичной экспозиции. Задача технологий — не затмить исторический объект, а расширить его контекст, сделать невидимое — видимым, безмолвное — звучащим.
Техническую реализацию этого грандиозного проекта обеспечила компания-интегратор КИТ ПРО, которая выполнила проектирование структурированных кабельных систем, электроснабжения и мультимедийных комплексов, а также осуществила поставку и монтаж всего звукового, светового и видеооборудования. В инсталляциях использовано оборудование компании AUVIX: 180 мультимедийных проекторов, светодиодные экраны Unilumin, более 70 профессиональных панелей Lumien, как отдельностоящих, так и встраиваемых.
5D-кинотеатр с изогнутым экраном
Один из самых впечатляющих залов — колоссальная ладья с изогнутым светодиодным экраном вокруг. Гости садятся на скамьи ладьи и отправляются в виртуальное путешествие с князем Владимиром к стенам Корсуни. Эффект полного погружения создают не только окружающее видео, но и звук плеска волн, скрипа уключин, ветер, брызги воды и вибрация скамей.
Голографическая инсталляция
В зале, посвященном событиям 988 году (год крещения Руси), посетители проходят по древнему Херсонесу, торговой улице, могут заглянуть в жилище рыбака, храм. Декорации и светодиодные задники формируют пространство и погружают в жизнь города.
Голографическая инсталляция на светодиодных экранах Unilumen с модулями UslimII воспроизводит венчание князя Владимира с византийской принцессой Анной, создавая ощущение полной реалистичности происходящих событий.
Проекционные ленты времени
Для понимания посетителями исторического контекста эпохи, тематические инсталляции чередуются с медиатеками, где представлены временные ленты с ключевыми событиями и справочными материалами. Изображение лент времени формируются последовательной сшивкой в ряд УКФ-проекторов Nextouch. В зависимости от зала и количества контента такие сшивки объединяют от 4 до 8 моделей UST40.
Интерактивный стол на лидаре
Посетители экспозиции могут вступать во взаимодействие с инсталляциями и контентом. Наиболее интересные примеры с круглыми столами, на которые светит проектор, а лидар, считывает движение рук и происходит смена контента. В зале Крымского ханства проекционное изображение на столе таким образом взаимодействует с пользователем, помогая в виртуальном процессе приготовления блюд, ответов на вопросы.
Огромный деревянный светильник со сквозной резьбой позволил скрыть и лидар, и проекторы, воспроизводящие ковры на стенах. Проекционные ковры сменяются, а их дизайн синхронизирован с подсветкой стола.
Интерактивные сценарии с интерактивными и неинтерактивными панелями Lumien
Дисплеи Lumien серии Basic воспроизводят узоры оконных витражей и, не являясь сенсорными, выступают в качестве экрана в интерактивных модулях. Посетитель кладет карточку с интересующей его темой на считыватель и видит на дисплее информацию.
На встраиваемых 22” дисплеях Lumien реализован этикетаж к копиям предметов обихода, музыкальных инструментов.
Слайд-скрин с датчиком положения и другие интерактивные комплексы
С кораблями Черноморского флота посетителей знакомит инсталляция со слайд-скрином. Посетитель перемещает дисплей Lumien серии Basic как сканер вдоль статичных изображений парусников. Движение считывается датчиком положения, что запускает на дисплее анимацию о соответствующем корабле с размерами, водоизмещением, фактами истории.
В экспозиции много интерактивных комплексов для более подробного знакомства с историей.
В инсталляциях «Адмиралы Российского флота» и «Политические деятели». Посетитель выбирает имя на встраиваемой сенсорной панели Lumien, и на большом экране с помощью проектора ABIRA оживает масштабный сюжет о жизни, событиях и делах выбранного исторического деятеля. В одиннадцатом зале с помощью проекции c двух ABIRA, управляемой с сенсорных панелей, представлены события конца XIX – начала XX века, эпохи расцвета Крыма и Новороссии.
В зале, посвященном событиям времен Великой Отечественной войны, информационный модуль создан в стилистике школы тех лет, где в парту встроена безрамомочная панель серии 01PC, а в роли доски дисплей серии Basic.
Иммерсивные залы
В зале, посвященном Крымской войне, посетители проходят вдоль реконструированных окопов, манекенов моряков, сооружающих крест из неприятельских бомб и ядер на месте, где смертельно ранен генерал-адъютант В.А. Корнилов. А проекции на стенах воспроизводят видеосюжеты событий. В сшивке из трех Abira AB-D90ZL они видят битву, а переднем плане медсестру, помогающую раненому бойцу. Из их разговора мы понимаем, что это легендарная Даша Севастопольская, первая военная сестра милосердия.
В аналогичных инсталляциях с реконструированными декорациями и встроенной проекцией оживают другие исторические персонажи – герои обороны Севастополя. Здесь можно увидеть профессора Пирогова, который лечит раненых, и адмирала Нахимова, наблюдающего зазатоплением кораблей в бухте.
Иммерсивный проекционный зал «Поэма о южных землях»
Пространство, где проекции на стены и пол создают динамически меняющуюся среду из пейзажей, картин и текстов.
В сюжете, длящемся несколько минут, возникают образы писателей и поэтов, воспевших Крым: А.Пушкина, Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина и других.
Кинозал с обратной проекцией «Набережная Ялты»
Зал «Набережная Ялты» включает панорамный кинотеатр, работающий по принципу обратной проекции, и реконструированное историческое кафе. Здесь зрители могут сеть за столики и посмотреть видеоматериалы, полюбоваться морскими пейзажами, а напротив увидеть Шаляпина, Чехова. Рядом с Чеховым виртуальная интерактивная книжная полка на основе встраиваемого 55” дисплея Lumien. Такой же дисплей встроенный в столешницу, знакомит с меню ялтинского кафе.
Кинозалы
На протяжении всей экспозиции на двух этажах предусмотрены кинозалы, в которых посетители могут посмотреть более продолжительные сюжеты по историческим эпохам, документальные фильмы, а также отдохнуть в удобных креслах.
О набегах на Москву крымско-ногайской орды, бывшей вассалом Османской империи, о событиях Русско-турецкой войны XVIII века рассказывает анимационный фильм в первом кинозале. Картинка на вогнутом экране формируется с двух проекторов ABIRA. В этом зале высокие потолки, поэтому для крепления используются цепи. Такой способ крепления без жесткой фиксации проекторов для сшивки изображений можно использовать только в зданиях без вибраций. Важно отметить, что контент подобран для такой инсталляции весьма удачно - в анимации без сложной детализации проще сохранить бесшовность изображения на экране.
А в четырнадцатом зале посетители знакомятся с событиями революции и гражданской войны на сломе эпох.
В семнадцатом зале «Восстановление Крыма и Новороссии после Великой Отечественной войны», декорированном под кинозал, в первом ряду в качестве зрителей сидят главы трех стран участников Ялтинской конференции. Здесь не только кинозал, но и локация для фотографий на память со Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.
В финальном кинозале экспозиции зрители располагаются на качелях на Крымском мосту. Документальные кадры, возникающие как панорамные виды с моста, чередуются с инфографикой, рассказывающей о достижениях новых регионов, точно вписанной в перекладины мостовых конструкций. Пожалуй, это самый популярный среди посетителей кинозал: здесь можно и фильм посмотреть, и отдохнуть после осмотра всей экспозиции, и фотографию сделать. Свободных мест на качелях почти никогда нет.
Фотозоны
Описанные выше локации для фото не единственные в экспозиции, которая делает ставку на более эмоциональное восприятие. В зале «Всесоюзная здравница» посетителям предлагается спеть в караоке, выбрав песню из кинофильмов, снимавшихся в Крыму или посмотреть кадры из любимых фильмов «Алые паруса», «Буратино», «Полосатый рейс», «Иван Васильевич меняет профессию», «Три плюс два». Сделать фотографию в образе героев из фильма «Кавказская пленница» и отправить себе на электронный адрес. Поучаствовать в интерактивном мастер-классе «Бей барабанщик» и почувствовать себя пионером из легендарного Артека.
Автор: Ирина Смирнова, руководитель отдела по развитию проектов в
области культуры и науки компании AUVIX, член президиума Совета по
цифровому развитию при Российском комитете Международного совета музеев
ИКОМ