Найти в Дзене

Постройка модели подводной лодки «ЩУКА» М1:144. Исторические сведения о строительстве ПЛ данного типа.

Уважаемые подписчики и гости канала, я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»! В данной статье я продолжу рассказ о постройке модели ПЛ «ЩУКА» М1:144 от фирмы «Звезда». Обзор модели можно посмотреть, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aOTqQpKC2R-4a_y2 Отмечу, что данная модель достаточно проста в сборке и в целом процесс постройки не займёт много времени. С покраской может быть придётся повозиться больше по времени, так как очень много криволинейных поверхностей, по которым проходит ватерлиния, то есть прямых линий нет вообще. Ватерлиния на корпусе не обозначена, чаще бывает всё же нанесена для упрощения работы, например, как это было в модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» от той же фирмы. Тем не менее надо вывести абсолютно-прямую визуально линию по корпусу. Есть у меня на данный случай один способ с погружением загрунтованной модели в тазик с водой на глубину «по ватерлинию», а потом быстро, до высыхания, наметить линию графитовым карандашом (0,2мм) по тому мест

Уважаемые подписчики и гости канала, я рад вновь приветствовать вас на канале «Моделизм без границ»!

В данной статье я продолжу рассказ о постройке модели ПЛ «ЩУКА» М1:144 от фирмы «Звезда». Обзор модели можно посмотреть, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/a/aOTqQpKC2R-4a_y2

Отмечу, что данная модель достаточно проста в сборке и в целом процесс постройки не займёт много времени. С покраской может быть придётся повозиться больше по времени, так как очень много криволинейных поверхностей, по которым проходит ватерлиния, то есть прямых линий нет вообще. Ватерлиния на корпусе не обозначена, чаще бывает всё же нанесена для упрощения работы, например, как это было в модели АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» от той же фирмы. Тем не менее надо вывести абсолютно-прямую визуально линию по корпусу. Есть у меня на данный случай один способ с погружением загрунтованной модели в тазик с водой на глубину «по ватерлинию», а потом быстро, до высыхания, наметить линию графитовым карандашом (0,2мм) по тому месту, где образовался стык влажной и сухой поверхности. Далее ждём окончательного высыхания, следом аккуратно клеим маскировочную ленту и переходим к этапу покраски, начиная с той области, которая будет светлее. В общем будем пробовать… Что касается длительной сборки конкретно у меня, то в основном это связано с физической нехваткой часов в сутках, 24-х поледнее время как-то стало катострофически нехватать… Считаю большой удачей, если могу выделить 2-3 часа в неделю на «посидеть в своей норе (так я называю свой чуланчик, оборудованный под моё хобби) за сборкой модели».

А пока «суть да дело» потихоньку модель строится:

1. Отделяю от литника корпусные детали, вклеиваю усилители жёсткости (назову их псевдо-шпангоутами):

-2

2. Собираю основной корпус воедино:

-3

По ходу «пьесы» конечно подшкуриваю и подгоняю детали в некоторых местах. Таких мест немного, но тем не менее…

3. Можно сказать, что вот и она, основа будущей модели:

-4

4. При вклейке псевдо-шпангоутов советую использовать угольник 90 град. Это поможет избежать неприятных моментов при соединении двух половинок корпуса, когда вдруг эти усилители не попадут в пазы ответной части, а подправить изнутри не получится, так как корпус целиком закрытый.

-5

5. Потихоньку, неспеша, нагружаю корпус остальными элементами, следуя порядку в соответствии со сборочной инструкцией. Приклеиваю курсовой руль, рули глубины и таран. После некоторого времени раздумий по поводу модификации лодки, мой выбор пал на Черноморский вариант, буду создавать модель лодки Щ-209, а у неё как известно был таран, да остроконечный 4-зубый таран, который хорошо виден на фото будущей модели:

-6

6. Добавляю винты:

-7

Далее по схеме собираю рубку, носовое и кормовое орудие, и прочее мелкое оборудование. Показывать каждую деталь в отдельности смысла не вижу, поэтому покажу промежуточный итог, то есть до грунтовки и покраски:

Вид сбоку
Вид сбоку
Вид сверху
Вид сверху

Фотоотчёт о последующих этапах работы над моделью я представлю в следующей статье, а сейчас немного истории:

ПЛ «ЩУКА». Закладка и строительство.

Закладка первых трех «Щук», подводных лодок нового проекта состоялось 5 февраля 1930 года на Балтийском заводе. Заложенные лодки Щ-301, Щ-302 и Щ-303, по Русской традиции получили собственные названия “Щука”, “Окунь” и “Ерш”. В соответствии принятой в стране на тот момент “серийной” нумерацией для подводных лодок, эти лодки относились к III серии. Спустя 18 дней на заводе “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде заложили ещё одну подводную лодку, Щ-304 “Язь”, в последствии “Ударник”. А ещё позднее, перед вводом в строй её переименовали в “Комсомолец”. И это решение было обосновано, так как при строительстве использовалась часть средств, собранных по инициативе ЦК ВЛКСМ.

Первые четыре лодки этой серии были введены в строй в период с октября 1933 по август 1934 года и проходили службу на Балтийском флоте. Во время Великой отечественной подводные лодки Щ-301, Щ-302 и Щ-304 погибли, подорвавшись на минах. Лодка Щ-303 совершила всего 5 походов. В третьем из них гвардии главный старшина А. Б. Галкин, запершись на центральном посту, смог осуществить всплытие в окружении немецких торпедных катеров, собираясь сдаться. Лодка не была захвачена, хотя Галкину удалось покинуть лодку. После завершения Великой отечественной войны он был выдан советской стороне.

Следующими «Щ» были заложены лодки V серии, на трех заводах: Балтийском, судостроительном предприятии имени Андре Марти в Ленинграде и на Северной верфи. Постройка осуществлялась в очень сжатые сроки, менее 1 года. Требовалось уложиться со всеми работами в период с момента решения о закладки серии в декабре 1931 года до начала испытаний 1 ноября 1932 года. Таким образом, лодки V серии строились параллельно с лодками III серии. Конструктивно лодки первых серий мало отличались друг от друга. Лодки пятой серии имели более обтекаемую форму рубки. За рубкой устанавливалась вторая пушка 45-мм. В лодках новой серии, в отличии от серии III, было не 6 отсеков, а 7, что благоприятно сказывалось на повышении живучести лодок.

Количество построенных лодок V серии составило 12 штук. Подводные лодки V серии строились для Тихоокеанского флота. По готовности их, в разобранном на крупные части состоянии, отправляли по железной дороге в Хабаровск, на Судомеханический завод № 368 для окончательной сборки, и во Владивосток, на «Дальзавод». Там лодки проходили окончательную сборку, заводские испытания и спуск на воду. Ввод в строй проходил с сентября 1933г. по сентябрь 1934г. Данные подводные лодки на Дальнем востоке в основном применялись для патрулирования и при проведении военно-морских учений. Прошедшими боевое крещение из 12 лодок пятой серии можно считать только 3. Лодки Щ-102, Щ-104 и Щ-105 в августе 1945 года совершили по одному боевому походу. Списаны лодки V серии были в разные годы, в период с 1952 по 1956 гг. Одна лодка V серии Щ-106 “Судак” использовалась как учебно-тренировочное судно до 1997 года.

В 1933 году, была заложена VII серия лодок. В связи с тем, что от лодок пятой серии они не имели значительных отличий, впоследствии VII серия была переименована в V-бис. Были произведены некоторые доработки отдельных деталей и механизмов. V-бис направлялись в Балтийский, Тихоокеанский и Черноморского флоты. В общей сложности лодок этой серии построили 14 штук.

Подводная лодка Щ-203 серии V-бис, Черноморский флот. Фото из открытых источников в интернете.
Подводная лодка Щ-203 серии V-бис, Черноморский флот. Фото из открытых источников в интернете.
Подводная лодка Щ-203 серии V-бис, Черноморский флот. Фото из открытых источников в интернете
Подводная лодка Щ-203 серии V-бис, Черноморский флот. Фото из открытых источников в интернете

Существовал проект вооружения “пятёрок” динамо-реактивными пушками калибра 152,4-мм, и даже оборудования системой дозаправки гидросамолетов, но дальше проектных разработок дело не пошло.

Лодки VII серии (V-бис) вводились в строй с октября 1934г. по ноябрь 1935г. Списание происходило с 1948г. по 1956г.

Больше всего «Щук» было построено Х серии. Внешним отличием лодок Х серии стала хорошо узнаваемая обтекаемая форма рубки. По замыслу проектировщиков обтекаемые формы корпуса рубки должны были снизить гидродинамическое сопротивление на подводном ходу, увеличив таким образом запас хода на аккумуляторах, скорость в подводном положении также должна была возрасти. Новый дизель 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 об/мин также должен был повысить скорость в надводном положении. В результате конструкционных доработок всё же удалось добиться увеличения скорости, но увеличение было не значительным. Минусом новой формы рубки стало то, что на ходу в надводном положении мостик сильно захлёстывало водой.

Всего было построено 32 лодки Х серии. Из них: 9 - для Тихоокеанского, 8 - для Северного, 8 -для Черноморского и 7 - для Балтийского флотов. Лодки Х серии активно использовались в боевых походах во время Великой отечественной войны. До войны лодка Щ-423 из состава Северного флота первой в мире совершила переход по Северному морскому пути из г. Полярного во Владивосток (5 августа – 17 октября 1940 года).

На лодках серии Х-бис разработчики вернулись к классической форме рубки. Были предусмотрены и другие изменения в проекте, гидромуфты были заменены на фрикционные разобщительные муфты типа “Бамаг”, соединяющее дизели с гребными валами, также отказались от подводного якоря и предусмотрели перенос орудия с носа на палубу.

Закладка лодок серии Х-бис состоялась в 1938 году. До начала Великой отечественной войны на воду спустили только две, Щ-405 и Щ-406. Достройка ещё 9 происходила в военное время. Две последние в серии были сданы после победы, в июле 1945 года.

Рубка Щ-402, члены боевого экипажа, октябрь 1943г. Фото из открытых источников в интернете
Рубка Щ-402, члены боевого экипажа, октябрь 1943г. Фото из открытых источников в интернете

Дополнительно, для нужд Северного флота в 1939 году было принято решение о строительстве двух подводных лодок под обозначениями Щ-409 и Щ-410 на Мурманской верфи наркомата рыбной промышленности. Но вскоре постройка Щ-409 и Щ-410 была отменена, так как мощности данного предприятия не хватало для их постройки собственными силами. Также не были построены лодки Щ-413 и Щ-414, заложенные 28 июня 1941 года на заводе имени Андре Марти (завод №194), планы скорректировала Война. 23 Июля они были разделаны на металл.

В процессе проектирования и строительства подводных лодок типа «Щ» постоянно предпринимались попытки увеличения их вооружения. Артиллерийское вооружение признавалось слабым для лодок среднего типа. Предпринимались попытки замены 45-мм пушки на орудия калибром 76,2-мм, но от этой идеи отказались. Не хватало защиты от «воздуха», данную задачу удавалось решить путём установки 37-миллиметровых зенитных автоматов или пулеметов ДШК в инициативном порядке.

Лодки типа «Щ» служили в четырёх флотах СССР и имели трёхзначные номера, где первая цифра обозначала принадлежность к флоту:

«Щ-1xx» — Тихоокеанский флот,

«Щ-2xx» — Черноморский флот,

«Щ-3xx» — Балтийский флот,

«Щ-4xx» — Северный флот.

Подводные лодки серии III «Щука» стали первым типом средних подводных лодок, которые были построены в Советском Союзе. Строительство субмарин шести различных серий велось с 1930 по 1945 год, всего было построено 86 подводных лодки типа «Щ», что сделало их самым многочисленным типом советских подводных лодок в годы Великой Отечественной войны, 44 из построенных приняли участие в боевых действиях, 31 из них погибла.

-13
Подводная лодка "Щ-128" Фото из открытых источников в интернете.
Подводная лодка "Щ-128" Фото из открытых источников в интернете.
Подводная лодка Щ-213. Фото из открытых источников в интернете.
Подводная лодка Щ-213. Фото из открытых источников в интернете.
Черноморские "щуки" Щ-201, Щ-202 и Щ-209 (в центре) на параде в честь дня ВМФ, июль 1943 года. Фото из коллекции С. Балакина (МК 5.2002). Фото взято из открытых источников в интернете
Черноморские "щуки" Щ-201, Щ-202 и Щ-209 (в центре) на параде в честь дня ВМФ, июль 1943 года. Фото из коллекции С. Балакина (МК 5.2002). Фото взято из открытых источников в интернете
Подводные лодки "Щ-102, Щ-106". Фото из открытых источников в интернете
Подводные лодки "Щ-102, Щ-106". Фото из открытых источников в интернете
Щ-209 в порту Батуми, конец 1943 года. Фото из открытых источников в интернете.
Щ-209 в порту Батуми, конец 1943 года. Фото из открытых источников в интернете.

На последней фотографии у Щ-209 хорошо виден носовой таран. В своей следующей статье данного цикла я коснусь темы боевого применения ПЛ типа «Щука» всех модификаций в годы Великой Отечественной войны

На сегодня у меня всё. Если статья была интересной и познавательной, ставьте 👍. Всегда рад вашим отзывам, комментариям и советам. Всем здоровья, удачи и мирного неба над головой!