Ей-богу, не собирался я ни писать, ни смотреть предпоследний сезон Нетфликс-адаптации культовой серии книг пана Анджея Сапковского по вполне очевидным причинам.
Но возросший бюджет (рекордные для сериала 221 миллион), обвалившиеся рейтинги (на Томатах зрители дают всего 20 % свежести), очередная волна зрительского недовольства и вообще вся негативная шумиха вокруг нового сезона в период моего, скажем так, “простоя” разожгли любопытство Вашего давнего любителя всякого непотребства и кинематографических вакханалий.
А это значит, что сегодня Кирин59 очень субъективно, но с максимальной объективностью говорит о четвёртом сезоне “Ведьмака”.
Смотреть его совершенно не обязательно, но я всё равно вынужден предупредить:
ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ!
Пожалуй, немного непросто было смотреть сериал отвлечённо от сопровождающего его информационного поля.
Например, даже после заблаговременного известия о замене всеобщего любимца и преданного фаната первоисточника Генри Кавилла на широко известного в узких кругах Лиама Хемсворта в титульной роли Геральта из Ривии споры об этой замене снова забурлили с появлением первого трейлера нового сезона и не утихают до сих пор.
И хоть я всегда спокойно относился к кастинговым решениям, смотреть на Хемсворта было несколько непривычно, несмотря на то, что Лиам старался максимально вложиться в роль (за что его нещадно хейтят). Как по мне, ему просто не идёт белый парик с всегда одинаковой причёской с этой неизменной парой локонов обрамляющих лицо.
Однако собравшись, откинув предвзятость и начав просмотр, в первом же эпизоде натыкаешься на какие-то несусветные сценарные глупости вроде сцены у ворот, где чернь убивает нескольких чародеек. Это сразу же отбивает желание смотреть дальше. Но крупицы надежд ещё могут сохраниться у особо стойких или непритязательных зрителей с немного мазохистскими наклонностями.
Вообще весь первый эпизод оставляет после себя максимально противоречивые впечатления. Вроде неплохая сцена боя с кикиморой, но задним числом понимаешь, что так создатели буквально переписали аналогичную сцену из предыдущих серий. Вроде хорошо придумали обоснование замены главного героя, даже изящно (а могли же вообще ничего не прояснять). Но неизбежно возникает вопрос: почему только он (то, что кроме Геральта лицо сменил и Весемир, зритель узнает лишь к середине сезона). Нет, нам конечно понятно почему, но логикой повествования это не проясняется.
А дальше – больше. Ведь повествование, хоть и с паузами, но неумолимо движется вперёд, выдавая новые кастинговые решения создателей сериала.
Регис Фишбёрна – вторая большая цель хейтеров после Геральта – по меньшей мере спорное решение, хотя Лоуренс и отыграл свою партию вполне убедительно. Да, иногда он похож на своего персонажа из "Джона Уика", только в потешном парике, но в целом не так уж и плох, если сделать сериалу скидку на кринж.
А вот Лео Бонарт Шарлто Копли – едва ли не второе за весь сериал идеальное попадание в образ со времён Генри Кавилла в роли Геральта. У его персонажа лишь один недостаток: его слишком мало в сериале, всего с полдюжины сцен, которые Копли легко крадёт у всех в кадре.
Остальных новичков заметят лишь заядлые кинолюбители. Например, у Джеймса Пьюрфоя (к своим шестидесяти он плотно обосновался на телевидении) сцен примерно столько же, как у Копли, но Джеймса за бородой и усами узнают немногие. А у Питера Муллана, сыгравшего Весемира вместо Кима Боднии, партия и того меньше.
Ладно, отойдём от кастинга – его впечатления можно списать на субъективное восприятие. Что с общим качеством?
А оно в целом оказалось на уровне. Монстры по-прежнему компьютерные, но не выглядят так, будто их отрисовывали на сдачу (как волки во “Франкенштейне” Гильермо Дель Торо). Хореография боевых сцен отличная, постановка самих сцен тоже добротная (схватка Бонарта с Крысами в финале – просто шик, особенно на фоне всего сериала). Битва магов в шестом эпизоде, наконец, поставлена с подобающим размахом.
Но всё портит медлительность повествования и обилие ненужных диалогов. Признаюсь: больше половины сериала смотрел на перемотке, и суть происходящего нисколько не терялась, если останавливаться в нескольких сценах, чтоб послушать одну-две реплики героев. Вот Йеннифер собирает союзников для схватки с Вильгефорцем, вот советник короля предает своего монарха и нанимает Бонарта, а вот Геральт пол-сериала идёт с друзьями по берегу Яруги, понемногу собирая свой каноничный отряд и наполняя сериал ненужными сценами.
И всё же сценаристы в очередной раз постарались, как могли, и к концу сезона окончательно вернулись к сюжетам книг, от которых с необъяснимым тщанием отходили в предыдущих двух сезонах, попутно потеряв главную звезду, которая хоть как-то привлекала зрителей к сериалу.
Но, как многие отмечают, возвращение к истокам произошло слишком поздно – и так не хорошая репутация испорчена ещё сильней, оценки и так средние опущены к плинтусам. Спасти в такой ситуации могут только рейтинги, однако и они у четвертого сезона едва лучше, чем у первого. Иные сериалы с аналогичными показателями стриминг без жалости закрывал, удавалось создателям привести сюжет к логическому финалу ("Лок и Ключ", 3 сезона) или нет ("Тень и кость", 2 сезона).
Только вот зрителю проститься с сериалом на этом фиаско не дадут, поскольку финальный пятый сезон уже отснят и всё равно будет выпущен в эфир.
Итог…
…можно пропустить. Когда сериал доживает до четвёртого сезона и стоит перед пятым, у него уже есть свой зритель. Ну или был. К каким из них себя отнести, решать только Вам.
Лично я же теперь окончательно стал просто любопытствующим. И в заключение могу лишь сказать: да, четвёртый сезон “Ведьмака” в основном именно такой, как о нём говорят. Пусть даже с “плюсами”, о которых говорят мало – анимационная сцена и сцена-мюзикл в пятом эпизоде-филлере, отличный эпик в шестом эпизоде, одна внезапная эротическая сцена в финале и весь Лео Бонарт в каждой своей сцене.
Четвёртый сезон может и не заслуживает, чтобы смотреть его спиной, но так смотреть тоже можно, например, пока ищите в интернете книги Сапковского. Я вот уже слушаю аудиоверсию нового романа из цикла о Геральте “Перекресток воронов”.
Диалоги перематывал Кирин59.
Смотрите только Хорошие Сериалы.
Оценки сериала
Примечание: некоторые порталы делят оценки посезонно, а некоторые нет. Поэтому ниже привожу оценки четвёртого сезона с соответствующей припиской:
От зрителей
Кинопоиск: 7.1 (480,8 тыс. оценок)
IMDb: 7.9 (609 тыс. оценок)
Роттен Томатос (4 сезон), зрители: 20 % (2500+ оценок)
От профессиональных обозревателей
Роттен Томатос (4 сезон), критики: 56 % (25 рецензий)
Метакритик (4 сезон): 59 из 100 (15 рецензий), то есть “смешанные или средние” отзывы
Рейтинг кинокритиков в России (по данным Кинопоиска): 64 % (28 рецензий)