Найти в Дзене
Книжная башня

Готика, начало: о чем "Замок Отранто" Горация Уолпола

КНИГА В СПИСКАХ: Небольшой роман британского сказочника Горация (или Хораса) Уолпола «Замок Отранто» считается первым произведением литературы, с которого начинается готический жанр. Действие романа разворачивается в некоем княжестве Отранто, вероятно в Италии, в эпоху Первого крестового похода. Примечательно, что сам замок действительно существует и находится в Апулии. В романе изображено несколько героев. Центральная фигура – князь Манфред, гордый, честолюбивый и властный человек, то есть типичный дворянин своего времени. Действие начинается с попытки князя выдать замуж за его сына Конрада дочь одного маркиза Изабеллу, поскольку род необходимо продолжать, а сын – единственный отпрыск. Но торжество прерывается страшным происшествием: сына убивает свалившийся с неба громадный рыцарский шлем, созданный словно для великана. Невозможно, необъяснимо! Дальше сюжет разворачивается чрезвычайно насыщенно и приводит множество персонажей к поучительной и неумолимой развязке. Роман считается эта

КНИГА В СПИСКАХ:

Небольшой роман британского сказочника Горация (или Хораса) Уолпола «Замок Отранто» считается первым произведением литературы, с которого начинается готический жанр. Действие романа разворачивается в некоем княжестве Отранто, вероятно в Италии, в эпоху Первого крестового похода. Примечательно, что сам замок действительно существует и находится в Апулии.

В романе изображено несколько героев. Центральная фигура – князь Манфред, гордый, честолюбивый и властный человек, то есть типичный дворянин своего времени. Действие начинается с попытки князя выдать замуж за его сына Конрада дочь одного маркиза Изабеллу, поскольку род необходимо продолжать, а сын – единственный отпрыск. Но торжество прерывается страшным происшествием: сына убивает свалившийся с неба громадный рыцарский шлем, созданный словно для великана. Невозможно, необъяснимо! Дальше сюжет разворачивается чрезвычайно насыщенно и приводит множество персонажей к поучительной и неумолимой развязке.

Роман считается эталоном готики потому, что сочетает в себе все главные атрибуты этого направления, и вот какие.

Во-первых, место действия обязательно должно разворачивается в замке или его окрестностях. Замок не случайное место. Как правило, это цитадель какого-нибудь дворянского рода, и в его стенах протекала жизнь многих поколений людей, со всеми их горестями и радостями. То есть замок хранит в себе историю и помнит события. Он – гений места. Кроме того, чисто внешне замок представляет собой внушительное сооружение, каменные глыбы символизируют незыблемость, силу, мощь и древность, а изгибы галерей и долгих коридоров – хитросплетения сюжета. Это идеальное место для драмы. Проведите спиритический сеанс и спросите дух Шекспира, он подтвердит.

Во-вторых, ключевое условие готической истории – тайна. Кто-то из персонажей обязательно является хранителем давнего секрета, и, как правило, скрывает либо вероломное преступление, либо фатальное происшествие, навсегда изменившее его судьбу и судьбы других людей. Тайну герой раскрывать не желает, потому что она изобличит его и навсегда лишит возможности наладить жизнь в будущем. Тайна будет разгадана и перевернет диспозицию в тексте – это важное условие, потому что готические романы обладают моралью. Справедливость должна быть восстановлена, злодей должен получить по заслугам. Еще важен мотив расплаты потомков за грехи предков, довольно популярный в средневековье, ведь эпоха была насыщена всевозможными бурными событиями, и конечно же преступлениями, предательствами, коварными кознями ослепленных гордыней вельмож. Не желая думать о последствиях, они обрекают на возмездие своих детей.

В-третьих, готический жанр должен включать в себя сверхъестественные силы, действующие как рука судьбы. Эти силы провидения призваны восстановить справедливость и с помощью разных деталей наказать преступника. Потому что тот совершает не просто преступление, а тяжкий грех перед небом, что гораздо страшнее. Сверхъестественные силы неумолимы, фатальны, и ведут человека как проводники к закономерному финалу. Эти силы проявляют себя в виде предсказаний, пророчеств, зловещих знамений, призраков, древних артефактов, внезапных посетителей, писем, посланий и так далее. В «Отранто» эти силы проявляются как гигантские доспехи, руки и ожившие портреты. Именно они нагнетают страх и ужас – не только на героев, но и на читателя. Готический роман – перекресток реальности и мира духов.

Еще один атрибут – романтический. Готические романы всегда повествуют нам о несчастной любви, о разлуке, потерях, кратком миге счастья, которое проходит. Этот мотив всегда возвышенный, подчеркнуто эстетический и имеет флер средневекового романса, куртуазности, эстетики рыцарства. Кавалеры сражаются за дам, дамы хранят себя для возлюбленных, но им не суждено быть вместе – только в ином мире. Готический роман – это почти всегда сентиментальная история о трагической, но возвышенной любви. Это величественная грусть, печаль, минорное настроение.

Таким образом, «Замок Отранто» - первый и характерный образец готической прозы, содержащий в себе еще и элементы ужасов, которые позже выделятся в отдельное большое направление фантастической литературы.

-2