Найти в Дзене
ПсиПроф

Воспитание и психическое здоровье

Современные родители стараются осознанно подходить к выбору способов воспитания своего ребенка, учитывать особенности его личности, семейные традиции, имеющиеся возможности. В свободном доступе очень много информации от квалифицированных психологов, которая помогает сделать правильный выбор в отношении тех или иных методов воспитания. Цель этой статьи проанализировать связь между особенностями воспитания ребенка и психическим состоянием по мере его взросления. За время своей практики я обратила внимание, что поведенческие расстройства у психически больных людей зеркально отражают то воспитание, и, в частности, те физические наказания, которые применяли к ним их родители. А началось все с того, что плачущая мама молодого человека – моего пациента, в отчаянии стала рассказывать, как она обращалась с ним в детском возрасте, упомянула и про физические наказания, и про принуждение, и про моральное давление. А вспомнить все это, и не только вспомнить, но и прочувствовать на себе, заставил о

Современные родители стараются осознанно подходить к выбору способов воспитания своего ребенка, учитывать особенности его личности, семейные традиции, имеющиеся возможности. В свободном доступе очень много информации от квалифицированных психологов, которая помогает сделать правильный выбор в отношении тех или иных методов воспитания.

Цель этой статьи проанализировать связь между особенностями воспитания ребенка и психическим состоянием по мере его взросления.

За время своей практики я обратила внимание, что поведенческие расстройства у психически больных людей зеркально отражают то воспитание, и, в частности, те физические наказания, которые применяли к ним их родители. А началось все с того, что плачущая мама молодого человека – моего пациента, в отчаянии стала рассказывать, как она обращалась с ним в детском возрасте, упомянула и про физические наказания, и про принуждение, и про моральное давление. А вспомнить все это, и не только вспомнить, но и прочувствовать на себе, заставил он – ее подросший сын. Теперь он, находясь в состоянии психической болезни, запирает ее в квартире, не дает встать из-за кухонного стола, мучает и истязает ее.

Дальше это явление было неоднократно подтверждено и другими моими пациентами. В отчаянном положении родители-жертвы вспоминали все, что в свое время делали с детьми сами.

Когда психиатр анализирует начало заболевания, то подробно расспрашивает об особенностях реагирования в «доболезненный» период. Таким образом выявлено, что задолго, по некоторым данным за 8 (!) лет до начала болезни у человека развиваются первые ее симптомы, сначала очень неясные и нестойкие, в дальнейшем они нарастают, усложняются, к ним присоединяются все новые и новые расстройства, пока не наступает несомненное психическое заболевание.

По многочисленным данным исследователей раннее начало терапевтического вмешательства способно приостановить, а возможно, и обратить болезненный процесс вспять. В отличие от лечения развернутой стадии заболевания.

Отчетливые психические симптомы – это как вершина айсберга, то что видно невооруженным взглядом, то, что обращает на себя внимание в первую очередь. И, к сожалению, после лечения, когда эта вершина снова исчезает в водах подсознания, вновь возникает ложное впечатление, что все нормализовалось, болезнь ушла. И пациент, и его родственники не осознают, что «почва» для повторных обострений состояния никуда не исчезла, она есть и только ждет удобного случая, чтобы проявиться вновь. Именно этим и объясняются рекомендации психиатров о длительном, многолетнем приеме поддерживающей терапии.

В последнее время в научных исследованиях подчеркивается интересный факт, что генетическая предрасположенность к развитию психического заболевания сама по себе ничего не значит. Совершенно здоровые люди, успешные и состоявшиеся, благополучно живут, даже не ведая о том, что в их генах может быть закодирован высокий риск заболевания. И, напротив, генетические исследования психически больных показывают имеющуюся у них разную степень риска болезни, в том числе и полное отсутствие этого риска.

Результаты таких исследований вызывают некоторое недоумение, откуда же тогда взялась болезнь, если в генах она «не прошита». Этот феномен пытаются объяснить разными предположениями, но на поверхность выходит одно, самое очевидное – о влиянии факторов внешней среды на «экспрессию» генов, т.е. на то, проявится ли закодированная в них болезнь или нет. Это подтверждают и исследования однояйцевых близнецов с совершенно идентичным набором генов, один из них заболевает, а другой, волею судьбы оказавшийся в более благоприятных условиях проживания и воспитания, остается здоровым.

Поэтому когда ко мне приходят пациенты с вопросом, могут ли они стать родителями здорового ребенка, я уверенно говорю «да». С генетической точки зрения риск есть и риск высокий, но вероятность заболеть определяет не только он, а возможно и вовсе не он. Конечно, психически больные родители сами несут в себе разрушительные негативные программы воспитания, которым подвергались они сами, будучи детьми. Но, находясь в состоянии ремиссии психического заболевания и принимая поддерживающую терапию, которая стабилизирует их и позволяет находится в состоянии осознанного отношения к себе и своей болезни, они могут самостоятельно регулировать воспитание своего ребенка, применяя правильные методы.

Что делать?

Что делать, если Ваш близкий человек страдает психическим заболеванием. Начните с себя. Начните менять себя. Семья – это комплексная, хорошо сбалансированная система, когда меняется один из ее членов, то меняются все. Особенно ярко это прослеживается на примере детей, заболевших в раннем возрасте. Наблюдая за взаимодействием системы мать-дитя, к сожалению, часто приходится видеть парадоксальную картину. Когда ребенку на фоне лечения становится лучше, матери становится хуже, она, словно балансируя чашу весов, берет на себя страдания ребенка, не отпускает их, оставляет себе.

Этим же объясняется и внутрибольничное улучшение состояния хронических психически больных людей. Находясь в больнице и принимая те же лекарства, что и дома, они чувствуют себя лучше, а после возвращения домой в привычную среду через несколько месяцев все возвращается на круги своя. Болезнь как бы поддерживается установившемся укладом семьи, привычными отношениями между ее членами.

Я была свидетелем нескольких ситуаций, когда вынужденное изменение в составе семьи, переезд пациента с выводом его из привычных условий словно запускал процесс выздоровления. И казалось бы неизлечимые больные поправлялись.

Так что же является самым важным фактором формирования и поддержания психического здоровья? Как ни странно, это не количество драматичных событий в жизни. Дети с тяжелой судьбой, пережившие жестокость, насилие и ужасы войны могут вырасти в здоровых, самодостаточных взрослых.

Предполагается, что самым главным условием формирования сбалансированной личности является наличие значимого взрослого, способного привить ребенку правильное реагирование на травмирующие ситуации жизни. И это не обязательно будут родители. Этой фигурой может стать сосед, учитель, друг семьи, с которым у ребенка складываются эмоциональные отношения. Такой человек как якорь показывает ребенку ориентиры в жизни. И если, волею судьбы, близкие родственники ребенка не могут послужить ему примером, то присутствие такого человека способно, по контрасту, показать всю неприглядность сложившегося семейного уклада и в последующем сориентировать ребенка в его становлении здоровой личностью.