Найти в Дзене

Большая группа как социально-психологический феномен

1. Методология исследования психологии больших социальных групп 2. Особенности психологии классов 3. Психологические особенности этнических групп 1. Методология исследования психологии больших социальных групп Все содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами. В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Можно выделить две части общественной психологии: — динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»; — более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, навыки, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п. Социально-п

1. Методология исследования психологии больших социальных групп

2. Особенности психологии классов

3. Психологические особенности этнических групп

1. Методология исследования психологии больших социальных групп

Все содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами.

В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Можно выделить две части общественной психологии:

— динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и называют «настроением умов и чувств»;

— более устойчивые образования. Это психический склад: к нему можно отнести социальными национальный характер, нравы, навыки, привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

Социально-психологический анализ больших групп может рас­сматриваться как подход к познанию психики индивида.

Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающих­ся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:

- какие группы обладают признаком «большие»;

- какова структура психологии больших групп;

- каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

- какими методами можно пользоваться при изучении психологии больших групп.

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

- большая группа — это случайно, стихийно возникшая, доста­точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­тория);

- социальная группа, сложившаяся в виде исторического разви­тия общества, занимающая определенное место в системе обществен­ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­говременном существовании (класс, нация, народность, демографи­ческая группа);

- большая группа — это количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­циональность и др.;

- большая группа — это значительная по количеству, сложно организованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и отличающие их от малых групп.

В больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обы­чаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций. Чего стоит, например, наше семейное: «Нас так воспитывали!» в под­держку где культурных, а где и диких традиций и обычаев воспита­ния.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

- через общение, большая часть которого происходит в опреде­ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной группы.

Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое») для всех, но именно общее.

Социальный тип личности обычно мыслится как тип личности представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определен­ной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как бы подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, что социально-психологический анализ больших социальных трупп - «ключ» к познанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.

2. Особенности психологии классов

Следует отметить высокую степень сложности раскрытия вопроса об особенностях психологии классов. Это направление пока еще не разработано ни мировой, ни отечественной социальной психологией. В литературе скорее можно встретить описание трудностей и проб­лем, осложняющих возможности раскрытия психологии классов, нежели описание ее особенностей. Много внимания уделяется аргументации того, что необходимо исследовать, работая над проблемой психологии классов.

Считается, что на социальную психологию в определенные периоды всемирной истории хорошо «поработала» мировая и отечественная художественная литература, которая дала богатейший (в свойственной именно ей форме отражения действительности — в форме художественных образов) материал как «пример того типа ис­следований, которые именуются монографическими». Это положение, безусловно, справедливо. Но вот что интересно: наука не смогла пе­реработать этот бесценный литературный опыт эпох и конвертировать его в форму научной теории, в систему научных понятий, в описание качественных признаков данного предмета (психология класса) на всех уровнях: общем, особенном и единичном.

Возможно, все дело в том, что этот богатейший художественный потенциал создавался (и существует) в рамках конкретного, через описание психологии не столько определенного класса в целом, сколько его конкретных выдающихся представителей разных стран и разных народов, и «перенести» это, даже в переработанном виде, из одной сферы (литературы) в другую сферу (науку) не удается. Может быть, это и невозможно. В социально-психологических работах отмечается, что, хотя члены всякого класса объединены в многочисленные и разнообразные малые группы (семьи, трудовые коллективы, всевозможные общества), значимый «репертуар» поведения (т.е. классовый) не задается этими группами. Если в рамках анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм, ценностей, установок, ни их возможный набор относительно большой группы не могут быть поняты.

В современной социальной психологии предприняты три основные линии исследования психологии классов:

— выявление психологических особенностей различных конкрет­ных классов, которые существовали в истории и существуют до сих пор. В литературе, преимущественно социологической, раскры­ваются характеристики психологического облика рабочего класса, крестьянства, социальной группы, получившей название «интелли­генция»;

— исследование психологического облика разных классов определенной эпохи. Здесь анализируется взаимосвязь пси­хологических черт разных классов, создающая особый «рисунок» эпо­хи, — этот путь также в большей мере освоен социологией;

— исследование соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частного случая проблемы соотношения психологии группы и индивида, включенного в данную группу.

Структуру общественной психологии классов составляют следую­щие ее важнейшие элементы.

Классовые потребности — один из наиболее значимых элементов сферы общественной психологии. Классовое положение определяет некоторый объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, поэтому классовое положение зада­ет и определенную структуру потребностей, относительное психоло­гическое значение и удельный вес каждой из них. Классовое положе­ние индивида задает определенным образом иерархию его деятельностей, что и обусловливает структуру его потребностей.

Классовые интересы. Их конкретное содержание также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Социаль­ной психологии важен вопрос о том, как классовый интерес, формируемый на уровне всей общности, определяет поведение каждого отдельного представителя класса. Не менее важна для социальной психологии и проблема взаимоотношений и взаимодействия в переплетении различных интересов, поскольку любой представитель класса одновременно является и членом другой социальной группы.

Классовые чувства — это определенные характеристики эмоцио­нальных состояний, свойственных классу, в первую очередь именно чувства, а также и другие проявления эмоциональной сферы. Мировая литература, как художественная, так и профессиональная, полна опи­саний совершенно конкретных проявлений психологического облика классов, особенно таких двух его антиподов, как рабочий класс и буржуазия. Отечественная литература и советская идеология активно разрабатывали два понятия, имевших отношение к классовым чувствам — классовую ненависть и классовую солидарность.

Классовый характер — понятие практически не разработанное. Обычно в литературе речь идет о социальном характере. Считается, что социальный характер проявляется в типичном устоявшейся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов.

Значимыми регуляторами поведения классов могут служить и такие психические образования, как привычки, обычаи и традиции, в сово­купности представляющие образ жизни класса, но не исчерпывающие его. Социальная психология, исследует доминирующий образ поведения основной массы представителей того или иного класса в типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.

3. Психологические особенности этнических групп

Этнические группы являются, как и классы, большими социаль­ными группами и оказывают свое значимое воздействие на исто­рический процесс. Самые распространенные формы этнической общности — нации, народности, национальные группы. Структура психологии этнической группы состоит из тех же элементов, которые свойственны структуре общественной психологии любой большой группы. Чаще всего психология этнических групп исследуется как пси­хология наций.

В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психо­логии больших групп, в психологии этнических общностей различают две стороны:

— наиболее устойчивую часть: психических склад, это — нацио­нальный или этнический характер и темперамент, традиции и обычаи.

— эмоциональную сферу: национальные или этнические чувства.
В реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации. Каждая из таких черт, строго говоря, является общечеловеческой. Правильнее говорить не столько о каких-то наборах черт, сколько о степени выраженности той или иной черты: немецкая пунктуальность и аккуратность, английская чопорность, итальянская экспансивность, испанская гордость, американский практицизм и оптимизм: как любят говорить амери­канцы, «В Бога мы веруем, остальное — наличными» или «Американец улыбается даже тогда, когда его везут в морг», и т.д. и т.п.

Ряд исследователей считает, что, в отличие от элементов об­щественной психологии классов, в этнических группах иногда фикси­руются такие элементы психического склада, как темперамент и спо­собности. Однако этот вопрос в социальной психологии не решен однозначно. Другие исследователи вообще отрицают правомерность постановки проблемы темперамента и способностей для различных этнических групп. (Правда, непонятно, какое отношение это возражение имеет к вопросу о наличии или отсутствии этих элементов в психическом складе. Если такие элементы есть, то причем тут правомерность или неправомерность постановки проблемы? Можно увидеть этическую проблему в исследованиях различий в способностях тех или иных этнических групп, но уж никак не темперамента. Тем не менее, исследования этнических различий в способностях таят слишком большую опасность соскальзывания с констатации конкретного научного факта на оценку этнической группы на уровне обыденного сознания и, следовательно, возможности искажения ее образа).

Важной характеристикой психологии этнических групп является относительность психологических различий между группами.

Следует отметить, что психология этнических групп, как и психология классов, — проблема высокого уровня сложности. Современная социальная психология зачастую обсуждает характер этих сложностей и разрабатывает методологические аспекты исследования психологии больших социальных групп. В этом плане пока можно говорить скорее о процессе, чем о результате.

Предполагается, что основная проблема в исследовании психологии больших социальных групп — проблема научного инструментария и исследовательской технологии. Какой из научных инструментов может быть наиболее адекватным для исследования психологии больших социальных групп? Какова должна быть совокупность классовой или этнической подобщности, чтобы обеспечить достоверность получаемых результатов? Каковы принципы интерпретации результатов? Эти и многие другие вопросы еще ждут своего решения.

Думается, что строгая научная проработка этой проблемы вообще невозможна только рамках того или другого отдельного государства. Должны быть единая серьезная научная программа мирового научного сообщества и соответствующее международное ее финансирование. Вопрос в другом — животрепещущая ли эта проблема для разных стран на данном этапе? Это тоже вопрос истории.