Предисловие.
Таинственное место в Священном Писании, говорящее о борьбе человека с Богом, всегда вызывало у читателей Библии, с одной стороны, недоумение, а с другой — любопытство, так как всё, что связано с этим отрывком, очень неординарно и свежо. Это можно видеть из структуры данного места Священного Писания. Сначала читатель удивляется тому, как долго Иаков боролся с Кем-то; затем — тому, что по появлении зари борьба почему-то внезапно прекращается; далее — тому, что Этот Некто повредил ребро тому, кто Его, как казалось, победил. А потом мы видим совершенно странную просьбу Иакова к Своему Сопернику, ибо он требует от Него благословения. Кроме этого, вызывает большое благоговение и страх тот факт, что имя Того, с Кем боролся Иаков, не называется, но при этом подчеркивается Его невыразимость и таинственность, что принуждает привести наш ум к Тому, Кто выше всего в этом мире.
Но самым удивительным в данном отрывке является свидетельство о том, что человек может увидеться с Богом лицом к лицу. Это, несомненно, для всего человечества, и древнего, и современного, кажется чем-то нереальным, так как очень многим людям весьма не хочется встречаться с Богом, но хочется представлять Его себе в виде «некой далекой силы», которая не вмешивается в нашу жизнь и с которой людям совершенно не хочется иметь никаких личных отношений. Но, с другой стороны, в глубинах духа всего человечества всегда горело желание встречи с Творцом мира, однако Его запредельность всегда гасила это стремление и превращала в пустую мечту.
Таким образом, можно увидеть, что возможность осуществления желания встречи с Богом лицом к лицу до сих пор является актуальной для современного человечества. И посему загадочное место из книги Бытия, говорящее об этом в тенях и образах, может пролить свет в сердца людей и разбудить в них надежду возможности исполнения их вожделенного стремления встречи с Творцом. Именно для этого предлагается разобрать данный отрывок Библии и раскрыть, по возможности, всю его таинственность.
Для этого необходимо обратиться к богомудрым святым отцам, которые имели опыт встречи с Живым Богом и, будучи просвещены Его незаходимым светом, несомненно, могут помочь увидеть верное понимание слов Священного Писания. Теперь же обратимся к самому тексту и предыстории события, чтобы видеть его контекст.
Экзегетический разбор.
Итак, слово Божие говорит следующее: «И пошли дары пред ним, а он ту ночь ночевал в стане. И встал в ту ночь и, взяв двух жен своих, двух рабынь своих и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток и перевел все, что у него было» (Быт. 32:21-23).
Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам контекст повествования следующим образом: «Велико человеколюбие Господне! Поскольку Иаков намеревался идти навстречу брату, то для того, чтобы он самим делом удостоверился, что не подвергнется никакой неприятности, Господь в образе человека вступает в борьбу с праведником. Затем, видя себя побеждаемым, повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. А все это делалось по снисхождению, чтобы изгнать из души праведника страх и побудить его идти навстречу брату без всякого опасения».
Из слов святителя видно, что Иаков готовился к важной встрече со своим братом Исавом, который, согласно содержанию книги Бытия, люто ненавидел его, и поэтому им необходимо было примириться. Для этого Иаков оставляет на время все: и детей, и жену, и имущество, предварительно переведя их вместе с вещами через поток, ибо далее в тексте сказано: «И остался Иаков один» (Быт. 32:24). Так как для такого важного дела действительно необходимо уединение, хотя бы на время, и только в этом случае, как это видно из слов святителя, Господь готов изгнать из души праведника всякий страх и подготовить его к великому делу примирения с братом.
Далее Священный текст повествует о ночной схватке Иакова с его Соперником: «И боролся Некто с ним до появления зари и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (Быт. 32:24-25).
Блаженный Августин видит в этом в первую очередь явное свидетельство как о будущем осуждении иудейского народа, так и о победе Мессии над их неверием. Он говорит нам об этом следующее: «Когда Иаков вернулся из Месопотамии с детьми, ангел боролся с ним; ангел представлял Иисуса Христа. И когда ангел боролся, то, хотя он и превосходил Иакова силой, казалось, что он поддался ему, так что Иаков выглядел победителем. Подобным образом Иисус Христос также поддался иудеям: они взяли верх, когда убили Его. Он был побежден превосходящей силой, но именно тогда, когда Он был побежден, Он победил для нас. Что значит — когда Он был побежден, Он победил для нас? Когда Он страдал, Он пролил за нас кровь, которой нас искупил...».
Удивляясь победе Мессии над неверием иудеев через уничижение и снисхождение, блаженный Августин продолжает: «О великая тайна! Будучи побежденным, Он благословляет; претерпев – освобождает».
Святитель Амвросий Медиоланский раскрывает нам нравственный смысл этого места: «Бороться с Богом… начать состязание в добродетели, сойтись с более сильным и стать более лучшим подражателем Бога, чем прочие».
Кроме этого, святой Амвросий разъясняет нам и смысл касания Богом бедра Иакова, объясняя это следующим образом: «Поскольку вера его и благочестие остались непревзойденными, то Господь открыл ему сокрытые тайны, коснувшись состава бедра его, – в знак того, что из его рода должен был произойти от Девы Господь Иисус, Который подобен и равен Богу. Состав пораженного бедра знаменует крест Христа, Который будет спасением для всех, распространив по всему миру прощение грехов, и Который неподвижностью и сном Своего тела дарует воскресение усопшим. Поэтому справедливо, что солнце взошло для Иакова, в чьем роде воссиял спасительный крест Господа. Подобным образом восходит и Солнце правды для того, кто знает Бога, ибо Он – Свет вечный».
Таким образом, не только через борение Иакова с Богом, но и через пораженное бедро Иакова проявляется ясный мессианский смысл этого места.
Далее текст Библии говорит нам: «И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря» (Быт. 32:26).
Преподобный Ефрем Сирин так объясняет эти слова: «Иаков одолел ангела, и его самого одолел ангел – чтобы таким образом он узнал, как он бессилен и как он силен. Бессилен потому, что, когда ангел коснулся состава бедра его, оно вышло из своего места. А силен потому, что ангел сказал ему: отпусти Меня, и, показывая Иакову, сколько времени они боролись, ангел добавил: ибо взошла заря».
Таким образом, можно сделать вывод, что Иаков настолько был погружен в это дело борьбы с Богом, что время для него словно остановилось, и, по мысли преподобного Ефрема Сирина, получается, что Господь хотел через эти слова показать Иакову промежуток прошедшего времени борьбы с Ним.
Святитель Кирилл Александрийский видит в этом глубокий духовный смысл, говоря: «Ты видишь, что он не решается бороться с наступлением рассвета. Ибо он не сражается с теми, кто пребывает во свете. И таковым, перешедшим в эту светлость, подобало бы сказать: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я, а также: Господи! рано услышь голос мой, рано предстану пред Тобою, и Ты узришь меня. Когда Свет правды, то есть Христос, взойдёт в нашем уме и прольёт Свой мысленный свет в наши сердца, тогда мы предстанем перед Ним во всей светлости благодаря совершенной добродетели и покажем себя достойными созерцания свыше, ибо сказано: очи Господни обращены на праведников. Итак, с наступлением рассвета он прекращает борьбу».
По мысли святителя, получается, что человек борется с Богом до тех пор, пока находится в духовной греховной тьме, а как только он преображается Светом Христовым, то начинается духовный рассвет в его жизни, происходит её исправление, и человек приобретает совершенство добродетелей.
Блаженный Августин видит в заре конец этой жизни и переход в вечность: «Под зарёю мы понимаем свет истины и мудрости, в которой всё сотворено. Ты насладишься светом, когда пройдёт эта ночь, то есть зло века сего. Ибо тогда наступит утро, когда придёт Бог, чтобы стать настолько же видным для нас, как для ангелов. Потому что теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу».
То есть, по мысли Августина, можно только в конце этой жизни окончить борьбу с Богом, причём праведники и грешные по-разному в этом участвуют. Следует помнить, что время этой жизни есть время борьбы, время духовного сражения, время брани «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Но праведники сражаются вместе с Богом против дьявола, а грешники же сражаются против Бога вместе с дьяволом. Таким образом, в этом отрывке Иаков как раз показывает нам двойственность бытия человечества в этом мире и то, что в этом мире есть чёткое разделение человечества на чад Божиих, сыновей и дочерей Божиих, пребывающих во свете Божием, и на сынов противления, детей дьявола, пребывающих в духовной тьме. И их борьба, их сражение закончатся только к концу существования этого мира.
Далее священный текст повествует о наречении нового имени Иакову, что уточняет и делает более явным момент разделения человечества на добрых и злых: «Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь (Быт. 32:26-28)».
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет причину того, почему Бог вопрошает Иакова об его имени: «Заметь опять снисхождение. Неужели Он не знал имени праведника, если бы не спросил его? Конечно, знал, но через такой вопрос хотел только утвердить его в вере и показать, Кто беседует с ним… Видишь, как Он показал всецело причину, по которой оказал праведнику такое снисхождение? Вместе с этим Он научает праведника через возложение на него имени также тому, Кто есть Тот, Кого он видел пред собой и удостоился осязать…».
Далее святитель разъясняет новое имя Иакова: «Слово же Израиль означает «видящий Бога». Поскольку ты удостоился видеть Бога, сколько возможно видеть человеку, то поэтому Я возложил на тебя это имя, чтобы все последующие роды знали, какого великого ты удостоился видения».
Блаженный же Августин даёт нам также толкование имени самого Иакова: «Иаков означает подставляющий ножку или пята; Израиль означает видящий Бога». То есть существуют и боговидцы, а есть и богопротивники в этом мире, и каждый должен сделать для себя выбор, к кому он себя отнесёт, взирая на эту таинственную борьбу Иакова с Богом. Далее Августин делает и эсхатологический вывод из этого места: «Израиль означает «видящий Бога», и видение Бога будет наградой для всех святых в конце времён».
Иаков же не остался в долгу, но проявил особое дерзновение, вопросив у ангела Его имя, ибо он явно почувствовал, что только Бог имеет власть менять имена, и был наверняка в благоговейном ужасе и трепете от этого события, но его любопытство и желание познания тайн Бога проявились здесь в полной мере. Текст Библии говорит нам об этом так: «Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твоё. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моём? [оно чудно.] И благословил его там. И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:29-30).
Теперь же следует разобраться в том, кто же конкретно явился Иакову: ангел или же Сам Бог, так как из текста это не совсем ясно. Для этого обратимся к объяснению этого места святителем Филаретом Дроздовым, который разъясняет это место следующим образом, говоря: «Конечно, Иаков доселе думал, что Божество явилось ему в лице Ангела; и вопросил о имени его или для того, чтобы после употреблять сие имя в призывании Бога, или для того, чтобы ответствовать на благословение, или для того, чтоб имя явившегося дать месту явления».
Таким образом, мы видим, что здесь подразумевается именно Богоявление, однако оно происходит гадательно, так как тайна Бога не могла быть в полноте раскрыта человечеству. Тем не менее, мы видим, что Иаков уже хочет познать тайны Божии, хочет призывать имя Божье, провидя духом то, как во времена Боговоплощения имя Отца будет открыто будущим Мессией заждавшемуся и истощившемуся человечеству.
Святитель Филарет подтверждает это далее, объясняя причину скрытия имени Божьего: «Здесь следовало новое благословение, из которого Иаков яснее узнал явившегося, но повествователь оного не открыл сообразно с тем, что и явившийся не хотел открыть своего имени. Откровения Ветхого Завета продолжались до зари только; ещё было время сеней и гаданий; надобно было только сквозь туман и облака принимать свет приближавшегося Солнца правды, в ожидании дня озаряющего».
Святитель Иоанн Златоуст мыслит в этом же ключе, говоря: «Господь, снисходя к немощи человеческой, всё творит и устраивает так, чтобы явить Своё человеколюбие… Он являлся каждому из праотцев в видимом образе и, как Сам говорит через пророка: "Я говорил к пророкам, и умножал видения, и через пророков употреблял притчи". Когда же благоволил Он принять зрак раба и сделаться нашим начатком, то облёкся в плоть не в видении, не в образе, но по истине».
Следует также заметить, что, несмотря на то, что Бог не открыл имя Иакову, Он всё же дал ему благословение.
Блаженный Августин объясняет нам, каким образом Иаков был благословен, говоря, что это произошло по той причине, что он «переборол Бога, держался крепко и устоял, и не упустил из рук того, что упустил Адам».
Из этого он выводит нравственный смысл и назидание для современных христиан, взывая к ним: «Так давайте же мы, верные, держать крепко то, что получаем, с тем, чтобы заслужить благословение».
Святитель Иларий Пиктавийский видит в этом месте явное свидетельство о Божественной природе грядущего Мессии. Он говорит следующее: «Ты борешься с человеком, но видишь Бога лицом к лицу. И видишь Его не своими телесными очами, но воспринимаешь зрением своей веры. Он — немощный человек ради тебя, но душа твоя благодаря видению Бога спасена. В борьбе ты — Иаков, но после того, как вера твоя испросила благословение, ты — Израиль. Человек покоряется тебе по плоти ради таинства страдания во плоти. Ты знаешь, что Бог немощен во плоти для таинства благословения в Духе. И вид Его не препятствует тому, чтобы сохранилась вера; и немощь Его не останавливает, чтобы требовать благословения. И не человек делает то, чтобы Богом был Тот, Кто является человеком. И Тот, Кто есть Бог, есть Бог истинный, поскольку не может не быть истинным Богом Тот, Кто есть Бог и Кто благословляет тебя, изменив твоё имя».
Блаженный Августин же видит в этом месте не только образ Мессии, но и явный намёк на Его страдания, а также и на то, что еврейский народ в своём большинстве не примет Мессию: «Ангел, очевидно, представляет образ Христа. Что до того, что Иаков одолел… то это выражает страсти Христа, посредством которых иудеи, казалось, одолели Его. И при этом Иаков получил благословение того самого ангела, которого одолел, ведь новое имя и было благословением… Кроме того, ангел коснулся состава бедра и сделал Иакова хромым на бедро. Итак, Иаков одновременно получил благословение и охромел — получил благословение в тех из народа Израилева, кто уверовал во Христа, был изуродован в тех, кто среди того же народа не верит. Ибо широкая часть бедра означает множество членов рода. Большинство же в семье как раз и составляют те, о которых пророчески сказано: "и захромали с путей своих"».
Далее священный текст говорит: «И нарёк Иаков имя месту тому: Пенуэл;» (Быт. 32:30).
Святитель Филарет Дроздов объясняет нам это название: «Пенуэл или Фануил. Значит "лице Божие". Впоследствии Фануил был укреплённый город (Суд. 8:8, 17)».
Далее Иаков говорит: «Ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё» (Быт. 32:30-31).
Святитель Филарет Дроздов объясняет: «По восточному обычаю, немногие приближенные и весьма редкие, кроме них, могли видеть царя близко и смотреть ему в лицо (3 Цар. 10:8). Из этого должны быть объяснены выражения: Ангел лица Божия (Ис. 58:9); Ангелы, всегда видящие лице Отца Небесного (Мф. 18:10), и настоящее: видеть Бога лицом к лицу. Иаков едва ли мог, собственно, видеть лицо явившегося, который удалился с зарею. Он прославляет ту милость, что Бог обращался с ним как с ближним, другом и как бы равным».
И заканчивается повествование о борьбе Иакова с Богом следующими словами: «поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» (Быт. 32:32).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так как праведник, по исполнении времени своей жизни, должен был переселиться от сего мира, а Божие о нем попечение и столь великое снисхождение должны были сделаться известными всему роду человеческому, то поэтому и сказано: и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра. Зная их крайнюю неблагодарность, зная, как легко забывают они про благодеяния Божии, и поэтому, заботясь о том, чтобы они постоянно помнили об оказанных им благодеяниях, Он устроил все так, чтобы они сохраняли память последних через такого рода установления. Причиной большей части установлений служит в особенности то намерение, чтобы последующие поколения непрестанно размышляли о Божиих благодеяниях и чтобы, забыв о последних, они не возвращались вновь к своим заблуждениям, что очень часто бывало в народе иудейском. Этот народ, так часто за благодеяния показывавший свою неблагодарность, тем скорее без таких установлений мог выкинуть из своего ума все, что было сделано для него Богом».
Блаженный Августин комментирует: «Повреждённое бедро Иакова означает дурных христиан, как это присутствует в нём, благословленном и охромевшем. Благословлен в том, что касается ведения доброй жизни, хромает в том, что касается ведения дурной жизни. Оба рода присутствуют в одном человеке — они будут разделены и разлучены позже. Вот к чему стремится Церковь, как сказано в следующем псалме: "Суди меня, Боже, и вступись в мою тяжбу с народом недобрым". Это так, поскольку Евангелие гласит: "Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный". Поэтому эти дурные люди должны быть отсечены в конце. Хромает Церковь: на одну ногу ступает твёрдо, другая же шатается. Посмотрите на язычников, братья. Иногда встречают они добрых христиан, служащих Богу, и, восхищённые и привлечённые, сами обращаются. Иногда же замечают ведущих дурной образ жизни и говорят: "Вот они, христиане". Но эти дурно живущие принадлежат затронутому пустому составу бедра Иакова, которое засохло. Прикосновение же Господне есть рука Господа, очищающая и животворящая».
А святитель Амвросий Медиоланский замечает следующее: «О, если бы они ели и поверили! Но поскольку они не намеревались сотворить волю Божию, поэтому не ели. Некоторые же понимают это так: Иаков хромал именно на одно бедро, поскольку этим показывалось, что когда из его рода произойдут два народа, то один из них будет неподвижным относительно благодати веры. Именно этот народ и хромал от неподвижности неверия».
Заключение
Итак, Священное Писание описывает таинственную борьбу Иакова с Богом, вызывающую недоумение. Этот эпизод, где Иаков сражается с неназванным противником до рассвета, получает повреждение бедра и просит благословения, символизирует возможность встречи человека с Богом.
Повреждение бедра Иакова толкуется как символ победы Мессии над неверием иудеев и знак грядущего Спасителя из его рода. Просьба Бога отпустить Его с рассветом символизирует конец духовной тьмы и начало духовного рассвета во Христе. Борьба Иакова показывает двойственность человечества: чада Божии во свете и дети дьявола во тьме. Получение нового имени Израиль ("видящий Бога") подчёркивает духовное прозрение и выбор между боговидцами и богопротивниками. Иаков получает благословение, а не имя Бога, что предвещает полное откровение во Христе. Это богоявление в тени, но Бог благословляет Иакова за стойкость.
Борьба Иакова свидетельствует о Божественной природе Мессии, который немощен во плоти ради страдания, но душа человека спасается через видение Бога. В этой борьбе видится образ Мессии, Его страдания и непринятие Его еврейским народом. Хромота Иакова символизирует страдания Христа и разделение народа. Название "Пенуэл" означает "лице Божие". Видение Бога лицом к лицу – это милость Бога, обращавшегося с Иаковом как с другом. Запрет на употребление жилы бедра служит напоминанием сынам Израилевым о Божьих благодеяниях. Повреждённое бедро символизирует дурных христиан в Церкви, которые будут отделены. Церковь хромает, имея как добрых, так и дурных верующих. Хромота Иакова указывает на два народа из его рода: один неподвижен в вере (неверии), другой – нет.
Итак, борьба Иакова с Богом – это не только история о прошлом, но и призыв к современным верующим крепко держаться полученного благословения, чтобы заслужить встречу с Богом.
Иерей Александр Сергеев