Найти в Дзене
Люди. Просто люди.

Рука на пульсе

Модное словосочетание: "Держать руку на пульсе". Очень любят эту фразу использовать разные менеджеры для демонстрации собственной причастности к процессу, в качестве руководителя, конечно же. И как это сейчас часто случается, в них верят, им внемлют, на них надеются. Но что на самом деле происходит? Ну именно то, что сия фраза обозначает, то и происходит: пульс, от того, что кто-то держит на нем свою руку, не меняется, но ощущение пульса у рукодержателя имеется. Если конечно он руку держит в нужном месте. К сожалению, далеко не все менеджеры способны распознать даже "нужное место", и поэтому тычутся как слепые котята во всё подряд, иной раз являя собой пример слона в посудной лавке: даже то, что работало, может развалиться из-за вовлеченности в процесс неуёмного и некомпетентного руководителя, контролера, инспектора, консультанта, гуру, и им подобных соучастников. Примечательно, что ни за тачку, ни за лопату или за иной инструмент, желающие примкнуть к работающему бизнес-процессу, х
Рука на пульсе?
Рука на пульсе?

Модное словосочетание: "Держать руку на пульсе". Очень любят эту фразу использовать разные менеджеры для демонстрации собственной причастности к процессу, в качестве руководителя, конечно же. И как это сейчас часто случается, в них верят, им внемлют, на них надеются. Но что на самом деле происходит? Ну именно то, что сия фраза обозначает, то и происходит: пульс, от того, что кто-то держит на нем свою руку, не меняется, но ощущение пульса у рукодержателя имеется. Если конечно он руку держит в нужном месте. К сожалению, далеко не все менеджеры способны распознать даже "нужное место", и поэтому тычутся как слепые котята во всё подряд, иной раз являя собой пример слона в посудной лавке: даже то, что работало, может развалиться из-за вовлеченности в процесс неуёмного и некомпетентного руководителя, контролера, инспектора, консультанта, гуру, и им подобных соучастников. Примечательно, что ни за тачку, ни за лопату или за иной инструмент, желающие примкнуть к работающему бизнес-процессу, хвататься не собираются.

Применительно к рассматриваемому в статье термину "держать руку на пульсе", от происходящего был бы эффект, если бы "держатель" брал бы НА СЕБЯ ответственность за все изменения, которые происходят или будут происходить, в результате всех ЕГО действий. Представьте себе: приехал, скажем реаниматолог по вызову, взял пациента за запястье, и давай следить за пульсом: "есть,... есть,... слабее стал,... о, нет пульса,... нет,..., точно нет!... ну следить больше незачем, поеду, пожалуй на следующий вызов".

Мне кажется, что если бы ко всем желающим "подержать руку на пульсе", предъявляли бы требования ЛИЧНОЙ ответственности за наличие пульса, за "здоровье пациента" - успешность бизнес-процесса, в который влез "подержатель", и ответственность эта была бы соразмерна степени воздействия на бизнес-процесс, то элементарный инстинкт самосохранения, мог бы предостеречь некомпетентного менеджера от встревания в процесс, который ему неведом. У реальных врачей, которые не только держат руку на пульсе, но способны влиять на него, ответственность за действия и бездействия регламентирована так, что не забалуешь.

Но увы, с менеджерами всех уровней имеем то, что есть. Количество правил, норм, условий, требований сейчас таково, что выполнять их все так, как прописано, просто невозможно. Приведу пример. Пешеход и водитель автомобиля приближаются к нерегулируемому пешеходному переходу. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, ступившему на проезжую часть. А пешеход может ступить на проезжую часть только убедившись в отсутствии приближающегося транспорта, который может создать опасность пешеходу. Тогда пешеход может долго ждать остановки водителя, который не обязан останавливаться, пока пешеход не оказался на проезжей части. Проблема решается здравым рассудком: водитель останавливается завидев пешехода, приближающегося к проезжей части, а пешеход ступает на проезжую часть, надеясь, что приближающийся транспорт не создаст ему угрозы (как он это определяет - законодатели пока не придумали, но и пешеходы, и водители как-то справляются).

Ну и отчетность, конечно же. Поскольку "держатели пульса" никоим образом на пульс не влияют, единственной демонстрацией их принадлежности к процессу может быть их информированность. Все бизнес-процессы многогранны, поэтому отчетность об их функционировании приближается к бесконечности, требуя от исполнителей дополнительных временных ресурсов, окончательно парализуя реальное производство.

Реальное руководство любым бизнес-процессом заключается в выявлении проблемных и узких мест, и адекватного управленческого воздействия, снижающего количество и интенсивность рисков. То есть: понять проблему, найти способ её решения, и устранить проблему. И так далее. Пример: бригада не работает. Почему? Инструмента нет, материалов нет, чертежей неполный комплект. Руководитель? Решай! Укомплектуй бригаду материалами, инструментом обеспечь, чертежи предоставь - всё! Дальше рукастые мужики всё сами сделают. А внедрение новых стандартов, правил, инструктажей, видеофиксации, надзора, контроля, и т.д. вместо востребованных бригадой материалов, инструментов и чертежей, увы - приводит только к созданию нового бизнес-процесса: генерированию новых проблем для тех, кому и так было не скучно. Вместо реального бизнес-процесса - выполнения того, для чего эта бригада была создана, персонал вовлекается в новый бизнес-процесс - обеспечение функционирования этого нового, искусственно созданного процесса.

Некогда врачу руку на пульсе держать. Пощупал пульс, всё - дальше врач реализует свои знания, навыки, свое мастерство: помогает больному. Я не надеюсь на тех, кто "руку держит на пульсе", я надеюсь на тех, кто делает то, что нужно, востребовано в настоящий момент.