Найти в Дзене

Маркетплейсы ждут новые правила. Что изменится с 2026 года?

С октября 2026 года российские маркетплейсы начнут работать по новым правилам. Соответствующий федеральный закон, подписанный президентом летом 2025 года, вступит в силу с отсрочкой в два года. Такой длительный переходный период объясняется сложностью предстоящих изменений - регулятор дает бизнесу время адаптироваться. Закон впервые на законодательном уровне закрепляет понятия "цифровая платформа" и "платформенная экономика". Теперь под цифровой платформой понимается не просто сайт или приложение, а целая экосистема, обеспечивающая взаимодействие между оператором, продавцами и покупателями. Все такие площадки будут включены в специальный реестр, который станет вести уполномоченный правительством орган. Особое внимание уделяется защите прав как потребителей, так и предпринимателей, работающих через маркетплейсы. На практике это может означать более четкие процедуры разрешения споров, прозрачные условия комиссий и ответственности за некачественный товар. Сейчас многие конфликтные ситуаци
Оглавление

С октября 2026 года российские маркетплейсы начнут работать по новым правилам. Соответствующий федеральный закон, подписанный президентом летом 2025 года, вступит в силу с отсрочкой в два года. Такой длительный переходный период объясняется сложностью предстоящих изменений - регулятор дает бизнесу время адаптироваться.

Что предусматривает новый закон?

Закон впервые на законодательном уровне закрепляет понятия "цифровая платформа" и "платформенная экономика". Теперь под цифровой платформой понимается не просто сайт или приложение, а целая экосистема, обеспечивающая взаимодействие между оператором, продавцами и покупателями. Все такие площадки будут включены в специальный реестр, который станет вести уполномоченный правительством орган.

Особое внимание уделяется защите прав как потребителей, так и предпринимателей, работающих через маркетплейсы. На практике это может означать более четкие процедуры разрешения споров, прозрачные условия комиссий и ответственности за некачественный товар. Сейчас многие конфликтные ситуации решаются по усмотрению самой площадки, что не всегда справедливо для малого бизнеса.

Почему регулирование необходимо?

Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, маркетплейсы вносят значительный вклад в развитие электронной торговли и смежных отраслей. Он привел в пример беспилотные роверы для доставки товаров в трех крупных городах, которые с каждым годом становятся дешевле. Однако стремительный рост цифровой экономики требует выработки четких правил игры.

-2
Мишустин подчеркнул, что регулирование должно быть "очень честным". Эта фраза указывает на стремление власти найти баланс между интересами всех участников рынка. С одной стороны - защита покупателей от недобросовестных продавцов, с другой - создание равных условий конкуренции между онлайн-площадками и традиционной розницей.

Рынок в ближайшие два года

До октября 2026 года у бизнеса и регулятора есть время на настройку новых механизмов. Вероятно, этот период будет использован для разработки подзаконных актов и отраслевых стандартов. Как отметил Мишустин, представители отрасли должны принять непосредственное участие в этом процессе.

Ожидается, что закон стимулирует развитие саморегулирования в отрасли. Крупные игроки, такие как "Озон", упомянутый премьер-министром, уже сейчас формируют определенные стандарты работы. В течение переходного периода эти практики могут быть унифицированы и распространены на весь рынок.
-3

Выводы

Для малого и среднего бизнеса новые правила могут означать как дополнительные гарантии, так и возросшую административную нагрузку. Многое будет зависеть от того, насколько гибко регулятор подойдет к реализации закона. Ясно одно - эпоха дикого роста цифровой торговли подходит к концу, уступая место более цивилизованному и регулируемому рынку.

❓ А каким маркетплейсом пользуетесь вы?

🔥На этом у меня все. Не забывайте ставить лайк и подписываться на мой блог в Дзене