Найти в Дзене
SferaCar

Утильсбор по новым правилам - теперь официально

До 2025 года и всей суеты вокруг утилизационного сбора, многие покупатели авто не задумывались о его размерах. На авто действовали льготы. Физические лица могли свободно ввозить авто на территорию РФ для собственных нужд. Оплата была символической – 3 400 рублей на новую машину и 5 200 рублей «старше» трех лет. Но правила меняются. Минпромторг ввел законопроект, согласно которому, размер утилизационного сбора на физическое лицо будет напрямую зависеть от характеристик автомобиля. И речь не только о мощности, но и объеме двигателя. Новость вызвала волну негодования у одних людей, и желание быстрее приобрести авто из Китая, Японии и Кореи по «старым тарифам» – у других. В итоге Минпромторг принял решение на перенос срока вступления в силу новых правил на 1 декабря. Решение принято по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова: «С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта нормативно-пр
Оглавление

До 2025 года и всей суеты вокруг утилизационного сбора, многие покупатели авто не задумывались о его размерах. На авто действовали льготы. Физические лица могли свободно ввозить авто на территорию РФ для собственных нужд. Оплата была символической – 3 400 рублей на новую машину и 5 200 рублей «старше» трех лет. Но правила меняются.

Минпромторг ввел законопроект, согласно которому, размер утилизационного сбора на физическое лицо будет напрямую зависеть от характеристик автомобиля. И речь не только о мощности, но и объеме двигателя. Новость вызвала волну негодования у одних людей, и желание быстрее приобрести авто из Китая, Японии и Кореи по «старым тарифам» – у других. В итоге Минпромторг принял решение на перенос срока вступления в силу новых правил на 1 декабря. Решение принято по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова:

«С учетом интересов тех граждан, которые могли заказать и оплатить автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. уже после публикации проекта нормативно-правового акта с новыми параметрами или столкнуться с непрогнозируемыми задержками в доставке транспортных средств, принято решение о переносе предполагаемого вступления постановления в силу на один месяц — с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления в соответствующей редакции внесен в Правительство Российской Федерации».

Как новые правила повлияют на стоимость автомобилей и чего ожидать, рассматриваем ниже.

Немного об утильсборе – для чего это нужно?

Утильсбор регулируется ФЗ№89. Здесь прописаны все ключевые сведения – от целей до непосредственно расчетов.

Согласно ему, ключевыми целями введения сбора являются:

  • Сохранение и поддержание экологической обстановки.
  • Снижение негативного влияния на человека (непосредственно при утилизации авто).

Проще говоря, смысл закона – это сохранность природы и безопасность человека. В связи с чем «наперед» взимается сумма, которая в будущем будет потрачена на утилизацию авто, которые не могут эксплуатироваться. Формально цель закона в том, чтобы компенсировать возможное негативное воздействие на окружающую среду.

-2

Официально - это так. Но на практике дела обстоят совсем по другому. За границей к вопросу по утилизации авто подходят ответственно. У нас, много законов и проектов и никакой реализации. Для утилизации автомобиля необходимо обращаться в компании с лицензией Росприроднадзора или к уполномоченным Минпромторга. Или сдать непригодную машину в пункт приема металлолома.

Государственная программа по утилизации авто действительно существовала в период с 2010 по 2019 года. Распространялась она на автомобили старше 10 лет. На данный момент программа приостановлена. В 2013 году на территории России действовало 6 шредерных заводов по переработке автомобилей, 2 находились в стадии строительства.

В 2022 году был разработан проект, согласно которому на территории Приморского края будет построен завод по утилизации “отслуживших” автомобилей. Но в 2024 году его отменили.

На этом все.

По мнению, адвоката Московской городской коллегии адвокатов Льва Умхова:

“Утилизационный сбор можно условно назвать отдельным экологическим платежом. Его цель – компенсировать расходы на переработку и утилизацию автомобилей, когда они выйдут из эксплуатации. Сбор регулируется экологическим законодательством, поэтому по сути является экологическим взносом, а не налоговым или таможенным платежом”.

Только вот на территории России утилизационный сбор полностью потерял свой первоначальный смысл. Речь о сохранности природы не идет, здесь больше отсылка к экономическому регулятору. Первостепенная задача увеличения – пополнение бюджета и поддержка отечественного автопрома.

Но и к пополнению бюджета тоже есть вопросы, которые мы разберем ниже, а пока…

За что придется платить?

Утилизационный сбор «затронет» не только легковые авто. Под его действие попадают грузовики, автобусы и другие транспортные средства, ввозимые на территорию России на физическое лицо.

Платить придется за все, вне зависимости от цели ввоза. Исключения есть, но они минимальны:

  • Ввоз и личное использование лицами, получившими статус беженца.
  • Ввоз автомобиля дипломатами и членами их семей.
  • Ввоз автомобиля в возрасте от 30 лет.

И это не все возможные варианты, полный перечень доступен по ссылке. Если обобщенно, эти исключения «редкие». И большей части жителей России придется платить по новым правилам.

В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается добавить в список исключений авто, попавшие под таможенные процедуры (таможенного и свободного склада, переработки на таможенной территории) сразу после ввоза.

А что еще изменится?

Размер утильсбора на физическое лицо для каждой авто рассчитывается индивидуально: базовая ставка, умноженная на коэффициент. И если ранее учитывался только возраст автомобиля и тип двигателя. Но с 1 декабря 2025 года в основе мощность и объем, и именно мощность имеет первостепенное значение.

-3

Льготная ставка применяется только в следующих случаях:

  • Электромобили и последовательный гибрид. Мощность не более 80 л.с.
  • Все остальные авто. Мощность двигателя не более 160 л.с.

Но есть одно «но»: авто в течение года нельзя продавать или дарить другому человеку.

Существует еще и коммерческий утильсбор. Его размер был изменен еще 1 августа 2023 года. Коммерческий утильсбор оплачивают компании-импортеры и посредники, которые ввозят авто на территорию РФ с целью дальнейшей продажи. И эти затраты «плюсуются» к стоимости автомобиля. Соответственно, покупать машину через компании тоже невыгодно.

Казалось бы, можно взять авто с меньшей мощностью. Но если речь идет о внутреннем рынке, то обычные коэффициенты утильсбора все равно вырастут, а это означает, что авто у дилеров и частных импортеров поднимутся в цене.

Цены изменятся на все авто?

В цене «подскочит» все, без исключения. А вот насколько, зависит от объема и мощности.

Разберем как вырастут в цене авто с мощностью свыше 160 л.с:

Автомобили объемом от 1 до 2 литров - от 750 000р до 2 668 000р

Автомобили от 2 до 3 литров от 1 922 200р до 2 874 000р

Автомобили от 3 до 3,5 литров от 2 196 000р до 3 492 000р

Автомобили от 3,5 литров от 2 788 000р до 3 818 000р

Подробнее новые коэффициенты раскрыли в предыдущей статье.

Что касается электромобилей, льготы не распространяются на большую часть электромобилей и последовательных гибридов. А это значит, что повышения цен не избежать.

Рынок бюджетных авто мощностью до 160 л.с. тоже пострадает. Ожидается рост цены автомобилей. Потому как спрос на них вырастет.

Согласно нововведениям, изменения носят не единичный характер. Планируется, что ситуация будет меняться ежегодно вплоть до 2030 года. Чем это чревато? Каждый год «стоимость» авто будет увеличиваться на 10–20%.

Последствия увеличения «утиля» для физических лиц

Утилизационный сбор - это не единственный платеж, который необходимо “внести” при ввозе авто на территорию России. Существуют еще и таможенные платежи.

Например, пошлина за автомобиль, рассчитываемая по году выпуска и объему двигателя. Оплата пошлины приносит в государственную казну миллиарды рублей ежегодно.

Введение новых “тарифов” утильсбора приведет к тому, что люди перестанут покупать автомобили с большим объемом. Потому как чем больше объем, тем выше и мощность. Платить придется больше.

По мнению главы Минфина России Антона Силуанова, прогнозируется снижение доходов федерального бюджета на 440 млрд рублей.

А теперь наглядный пример. Возьмем популярный автомобиль Toyota C-HR. Объем двигателя 1.2 л, мощность - 160 л.с., бензиновая версия старше 3-х лет. Пошлина под такие параметры составит 200 000 рублей.

А если взять Toyota Prado объемом 2.7 л и мощностью 163 л.с., также бензиновая версия старше 3-х лет, за пошлину придется оплатить 780 000 рублей. Разница существенная.

И чтобы закрыть “дыру” в бюджете маломощными авто, потребуется 4 Toyota C-HR. (прим. дата расчета 12.11.25)

Проще говоря, для пополнения федерального бюджета спрос на автомобили должен вырасти. Но в нынешних реалиях, он напротив, снизится.

Будем надеяться на отмену или хотя бы на снижение коэффициентов утилизационного сбора до минимальных во втором квартале 2026 года. Именно в этот период подводятся итоги по государственному бюджету, и можно будет увидеть реальные потери.

И что в итоге?

Изменения размера утильсбора повлияют на все автомобили. Вне зависимости от того, где они будут куплены. Изменения коснуться автомобилей под заказ, машин «в наличии» у официальных дилеров. Даже вторичный рынок будет «качать».

-4

Что остается делать? Ждать и надеяться на возврат льготных коэффициентов утилизационного сбора. Нашим клиентам мы советуем быстрее покупать автомобили мощностью до 160 л.с. Пока повышение не коснулось и этого сегмента.

Ознакомиться с автомобилями можно в каталоге.

Задать больше вопросов и проконсультироваться по утилизационному сбору можно с нашими менеджерами.