Найти в Дзене

Не бойтесь жизнь переломить: премьера мюзикла «Служебный роман» в Иркутске

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения композитора Андрея Петрова (1930—2006) — человека, который сумел удостоиться государственных премий и за работу в академическом жанре (опера «Петр Первый»), и за музыку к киношлягерам («Я шагаю по Москве» и так далее). 30 ноября 2025 — десять лет как нет в живых кинорежиссера Эльдара Рязанова. А в следующем году исполнится 105 лет со дня рождения сценариста Эмиля Брагинского. Контаминация этой некруглой нумерологии, несущей оттенок memento mori, подвела к появлению на сцене Иркутского музыкального театра мюзикла «Служебный роман», премьерные показы которого прошли 17—19 октября 2025, открыв 85-й театральный сезон. Иркутский проект — не первая попытка перенести в музыкальный театр пьесу Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы» (1971), по которой был снят культовый двухсерийный фильм «Служебный роман» (1977) с Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым. В 2022 году в Новокузнецке вышел мюзикл с оригинальной музыкой Кима Брейтбурга, спорами
Оглавление

Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр
Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр

В этом году исполнилось 95 лет со дня рождения композитора Андрея Петрова (1930—2006) — человека, который сумел удостоиться государственных премий и за работу в академическом жанре (опера «Петр Первый»), и за музыку к киношлягерам («Я шагаю по Москве» и так далее). 30 ноября 2025 — десять лет как нет в живых кинорежиссера Эльдара Рязанова. А в следующем году исполнится 105 лет со дня рождения сценариста Эмиля Брагинского. Контаминация этой некруглой нумерологии, несущей оттенок memento mori, подвела к появлению на сцене Иркутского музыкального театра мюзикла «Служебный роман», премьерные показы которого прошли 17—19 октября 2025, открыв 85-й театральный сезон.

Статистика знает всё

Иркутский проект — не первая попытка перенести в музыкальный театр пьесу Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы» (1971), по которой был снят культовый двухсерийный фильм «Служебный роман» (1977) с Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым. В 2022 году в Новокузнецке вышел мюзикл с оригинальной музыкой Кима Брейтбурга, спорами расходящийся ныне по регионам, в 2024 в Москве — мюзикл с музыкой Алексея Пономарева и Дмитрия Волкова. В Иркутске главный режиссер музыкального театра Анастасия Гриненко пошла по иному пути, собрав канву спектакля из музыки Андрея Петрова — причем не только к одноименной кинокартине Рязанова, где всего пять полноценных вокальных номеров, но и к фильмам «Человек-амфибия» (1961), «Два воскресенья» (1963), «Зайчик» (1964), «Гараж» (1979), «Осенний марафон» (1980), «Вокзал для двоих» (1982), «Привет, дуралеи!» (1996) и даже «Старые клячи» (2000).

Белорусский дирижер Николай Макаревич, выступив аранжировщиком, свел мелодии Петрова, созданные за четыре десятилетия, в стилистически конгруэнтную партитуру из 33 вокальных и инструментальных номеров: музыка практически не умолкает, игровые сцены в основном идут на фоне атмосферных underscore’ов. Выпуск спектакля в театре, начавшем сезон без главного дирижера, взял на себя штатный дирижер Михаил Тарасов, работающий в ИМТ с момента выпуска из МГК в 2010 году.

Незадолго до премьеры, 4—5 октября, Иркутская область приняла этап XV Всероссийского фестиваля Андрея Петрова, который проводится Фондом сохранения и развития творческого наследия композитора: в Иркутске и Ангарске состоялись концерты с участием солистов ИМТ и звезд столичных мюзиклов в сопровождении оркестра театра под управлением Николая Макаревича.

Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр
Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр

Тряхнуть стариной

Основой для либретто Анастасии Гриненко стала именно пьеса-первоисточник, благо она содержит практически все расхватанные на цитаты фразы и диалоги фильма. Сюжет Рязанова и Брагинского, без особых изменений перекочевавший на киноэкран, воспроизводится и на иркутской сцене: СССР 1970-х; учреждение, занимающееся статистикой, возглавляет сухая и деловая Людмила Прокофьевна Калугина, ее новый зам Самохвалов подстрекает тихого и робкого сотрудника Новосельцева поухаживать за начальницей ради повышения по службе, что после череды неловких, нелепо-трогательных ситуаций приводит к счастливому финалу. Параллельно в Самохвалова безответно влюбляется еще одна сотрудница, Ольга Рыжова, а колорита и безумия происходящему добавляют бурная деятельность общественницы Шуры и гламурное сияние секретарши Верочки.

Анастасия Гриненко вынимает с периферии сюжета и выводит в качестве полноценного, хоть и второстепенного персонажа жену Самохвалова Татьяну: здесь она — киноактриса, пожертвовавшая собственной карьерой, чтобы муж мог поработать за рубежом. Когда на этом муже повисает пришедшая в гости Ольга, вспоминая совместные студенческие годы, Татьяна устраивает импровизированную музыкальную дуэль: наивному дуэтику Ольги и Самохвалова «Голубые города» (одна из песен, за которые Петров получил первую Госпремию) она противопоставляет залихватски подджазованную песенку про морского дьявола — ну а дальше, пока ее «моряк» долго «плавает» по своим служебным делам и тонет в море любовных писем Ольги, Татьяна за кадром устраивает себе ангажемент на съемочной площадке и ставит мужа перед фактом своей годичной командировки.

Верочка тоже сделана более рельефной — в отличие от пьесы и фильма, в спектакле присутствует ее бывший муж Сева, который работает в том же учреждении и к которому гордая красотка в итоге возвращается: семейные ценности торжествуют. Во время их разрыва за Севой успевает побегать подруга Верочки Алена — не всем же быть сильными и независимыми, как Татьяна.

Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр
Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр

Люди, ходим мы рядом с людьми

Демонстрируя многогранность социума, в котором превалируют и во многом доминируют женщины, Анастасия Гриненко не продвигает пугающую многих феминистическую повестку. В мире ее «Служебного романа» — для которого белорусские художницы Ольга Грицаева (сценография) и Юлия Бабаева (костюмы) создали ультрасовременное по меркам 1970-х, невозможное для Советского союза психоделическое оформление — слишком сильна привязка к эпохе, не мыслящей личного счастья вне семейного контекста. Первый акт спектакля красноречиво завершается песней «Назначь мне свиданье» из фильма «Старые клячи» — все женские персонажи, кроме Татьяны, объединяются в манифесте женской тоски и одиночества, заставляющих поступиться гордостью. Номер так и дышит ощущением утекающего сквозь пальцы времени — да и во всех основных местах действия спектакля если не слышно, то видно пресловутое «часики-то тикают»: в конторе часы белорусской марки «Луч», демонстративно спускающиеся с колосников, отматывают рабочие дни; в квартире Калугиной огромный циферблат вмонтирован прямо в роскошный, ломящийся от классики книжный шкаф; а на вечеринке у Самохвалова время замерло – модное светодиодное табло показывает вечные 21:10.

Отмотав время на полвека назад, спектакль напоминает о том, какими хрупкими и уязвимыми были люди в эпоху, не имевшую представления о личных границах и зонах комфорта, — и рассуждает о том, нужен ли человек самому себе, если ему никто не нужен. Новосельцев таскает, словно чемоданы без ручки, то бронзового коня (здесь он шахматный) в подарок коллеге, то коробку конфет, принесенную на свидание, и, несмотря на финальное насильное примирение с Калугиной, генерально считывается как противоположность расхожим представлениям о маскулинности: он прежде всего человек.

В этом человечном мире толком нет антигероев: даже карьерист и интриган Самохвалов сегодня вызывает сочувствие как жертва сталкинга со стороны Ольги (то, что в 70-е могло казаться романтичным, теперь уже не выглядит приемлемым), но самое главное — именно он запускает цепочку трансформаций главных героев, которая приведет их к хэппи-энду. Его дуэт с Новосельцевым «Живем мы что-то без азарта» (из фильма «Вокзал для двоих»), который во втором акте повторят Верочка и Калугина, — это и есть главный месседж спектакля: не надо бояться изменить свою жизнь. В коммуникации важна не только суть послания, но и его форма; форма, в которой Андрей Петров разгоняет пульс слушателя и чертит своей мелодией траекторию захватывающего полета куда-то за далекий манящий горизонт, а хореография Дмитрия Якубовича раскрепощает тела, превращая нелепых обывателей в ретрансляторы энергии перемен, — эта форма убеждает. И «все на карту бросить и прожитое зачеркнуть» вдруг в самом деле становится не страшно.

Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр
Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр

Она не женщина, она директор

Главная театральная магия любой сценической интерпретации «Служебного романа» – превращение главной героини из золушки-синий-чулок в принцессу. Александра Гаращук в роли Людмилы Прокофьевны демонстрирует радикальную трансформацию мимики и характера, в изначальной ипостаси не просто резкого, но неожиданно яростного, – но все же остается узнаваемой. Не устоявшая перед соблазном слегка модулировать голосом под Алису Фрейндлих Анна Захаренкова в этой же партии делает свою героиню по-фрейндлиховски сдержанной, а переодевшись и распустив волосы, даже визуально становится другим человеком – настоящий бродвейский вау-эффект. Станислав Грицких, исполнявший Новосельцева весь премьерный блок без смены, с каждой из партнерш строит рисунок роли по-разному, реагируя на их особенности.

Сталкершу Ольгу полярным образом трактуют Светлана Мещерякова, чья героиня —беспомощная жертва своей поздней влюбленности, и Юлия Пихтина, которая играет женщину, внезапно ожившую для жизни во всех ее проявлениях, где мужчина – лишь повод стряхнуть серость будней.

«Служебный роман» – история о взрослых людях со шрамами из прошлого; инженю здесь на втором плане. Однако, чтобы не терялась фактура молодых прим театра Кристины Рагиль и Анастасии Солохи, чередующихся в партии Верочки, постановщики в танцевальных номерах ставят их в первую линию ансамбля, где эти артистки не уступают своей пластикой танцевальной труппе.

Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр
Фотограф Эоэлла Кириленко / Иркутский музыкальный театр

Плановая театрономика

Иркутский музыкальный театр набирает обороты, наряду с Красноярским музыкальным театром и пермским Театром-Театром выходя в топ российских коллективов легкого жанра. Два спектакля прошлого сезона – мюзиклы «Антигона» и «Горе от ума» – номинированы на «Золотую маску», победители будут определены в 2026 году в Омске; кроме того, «Антигона» и «Летят журавли» номинированы на более престижную сегодня для жанра премию «Музыкальное сердце театра», результаты которой будут ясны уже в ноябре 2025.

В Иркутске же в ноябре пройдет премьера пластического спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке хореографа из Петербурга Ирины Ляховской. В апреле Анастасия Гриненко планирует поставить рок-мюзикл «Я хочу быть с тобой» на песни группы «Наутилус Помпилиус» — 2026 год как раз объявлен годом Уральского рока в честь 40-летия Свердловского рок-клуба, и сразу несколько театров готовят постановки джукбокс-мюзиклов с соответствующей музыкой.

Три больших премьеры — и это не считая новогоднего спектакля для детей и трех новых постановок на малой сцене. Единственный музыкальный театр Иркутска балует зрителя — и на совесть поддерживает собственный профессиональный тонус.

Кей Бабурина

Статья в журнале Музыкальное обозрение

Мюзиклы
8721 интересуется