Найти в Дзене
Дмитрий Март

«Я выросла за кулисами!» - говорит популярная актриса Анна Ардова

Отметим, что нынешний год для неё особенный, поскольку ровно 30 лет назад, в 1995 году, она была принята в труппу Театра имени Владимира Маяковского, в котором служит и сегодня. Кроме того, она принимает участие в антрепризах. И по-прежнему активно снимается: в ее фильмографии уже 114 киноработ. Впервые появилась на экране, в 14-летнем возрасте, в семейной комедии Михаила Казакова «Если верить Лопотухину» (1983). Но особенную известность принесла главная роль в уморительных выпусках женских скетч-шоу «Одна за всех» (2009-2017). В 2010 году получила за нее престижную премию ТЭФИ. Анна Ардова родилась 27 сентября 1969 года в Москве в актерской семье. Отец, Борис Ардов (1940–2004), служил в «Современнике» и преподавал во ВГИКе. Мать, Мира Ардова (род. 1940), была актрисой московского ТЮЗа, сейчас на пенсии. В детстве Аня настолько плохо училась, что в девятом классе едва не вылетела из школы. Тогда было принято решение отправить ее на перевоспитание в Вологодскую область к бабушке и де
Оглавление

Несколько лет назад заслуженная артистка РФ набрала свой курс в знаменитом ГИТИСе, который сейчас называется Российским институтом театрального искусства. Она и сама закончила его в 1994 году.

Фото из архива "7 секретов"
Фото из архива "7 секретов"

Примечательно, что в вузе учатся студенты из тридцати стран. На днях состоялась творческая встреча с молодыми иностранными актерами, в ходе которого Анна Ардова поделилась своими творческими секретами. См. ниже - некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации.

Отметим, что нынешний год для неё особенный, поскольку ровно 30 лет назад, в 1995 году, она была принята в труппу Театра имени Владимира Маяковского, в котором служит и сегодня.

Кроме того, она принимает участие в антрепризах. И по-прежнему активно снимается: в ее фильмографии уже 114 киноработ. Впервые появилась на экране, в 14-летнем возрасте, в семейной комедии Михаила Казакова «Если верить Лопотухину» (1983).

Но особенную известность принесла главная роль в уморительных выпусках женских скетч-шоу «Одна за всех» (2009-2017). В 2010 году получила за нее престижную премию ТЭФИ.

В семейной комедии Михаила Казакова «Если верить Лопотухину» (1983). Фото из архива "7 секретов"
В семейной комедии Михаила Казакова «Если верить Лопотухину» (1983). Фото из архива "7 секретов"

НАША СПРАВКА

Анна Ардова родилась 27 сентября 1969 года в Москве в актерской семье. Отец, Борис Ардов (1940–2004), служил в «Современнике» и преподавал во ВГИКе. Мать, Мира Ардова (род. 1940), была актрисой московского ТЮЗа, сейчас на пенсии.

В детстве Аня настолько плохо училась, что в девятом классе едва не вылетела из школы. Тогда было принято решение отправить ее на перевоспитание в Вологодскую область к бабушке и дедушке. Там она закончила школу, директором которой была ее тетя, поэтому все же получила аттестат о среднем образовании.

Поскольку в театральный вуз будущая знаменитость смогла поступить только с пятой попытки, ей пришлось сменить немало профессий: работала и продавщицей, и гардеробщицей, и даже уборщицей.

Первым супругом был Даниил Спиваковский, с которым вместе учились в ГИТИСе. Однако брак не продержался и год. Потом жила с журналистом Сергеем Соколовым, от которого родила дочь Софью.

Во второй раз вышла замуж за актера Александра Шаврина (10 января 2000 у пары родился сын Антон), но через 20 лет, в 2017 году, этот союз тоже распался. Анна часто говорит, что все еще надеется встретить мужчину своей мечты.

В уморительных выпусках женских скетч-шоу «Одна за всех» (2009-2017). В 2010 году получила за нее престижную премию ТЭФИ. Слева - Эвелина Бледанс. Фото из архива "7 секретов" (Крис)
В уморительных выпусках женских скетч-шоу «Одна за всех» (2009-2017). В 2010 году получила за нее престижную премию ТЭФИ. Слева - Эвелина Бледанс. Фото из архива "7 секретов" (Крис)

Пять попыток

- Удивительно, что вы так долго не могли поступить в театральный, хотя с вашими родителями и другими известными в творческой среде родственниками тут, казалось бы, не должно было возникнуть каких-либо сложностей.

- Проблема была в том, что я очень сильно волновалась. В итоге и в первый раз, и во второй мне сказали прямо: «Знаете, вам не нужно быть актрисой». Один из членов приемной комиссии и вовсе указал мне на дверь: «Идите отсюда, барышня!» А второй язвительно добавил: «Передавай привет папе и маме!»

- Возникает закономерный вопрос: если вас из года в год не хотели брать, то какой смысл было терять столько времени? Ведь можно было поступить и в другой вуз...

- Дело в том, что я выросла за кулисами. Я имею в виду Театр юного зрителя, в котором на протяжении 28 лет служила моя мама. И я, естественно, не мыслила себя в другой профессии.

В молодости. С первым супругом Даниилом Спиваковским, с которым вместе учились в ГИТИСе,
прожили лишь около года. Фото из архива "7 секретов"
В молодости. С первым супругом Даниилом Спиваковским, с которым вместе учились в ГИТИСе, прожили лишь около года. Фото из архива "7 секретов"

Мне всегда казалось, что актерство — это мой единственный путь. Открою секрет: я не знаю точно, почему меня не брали столько лет. Сегодня лишь успокаиваю себя: наверное, внутренне не была готова стать актрисой.

То есть очень этого хотела, но еще не созрела. Оглядываясь назад, понимаю, что тогда вела себя действительно крайне неуверенно. Надо было показать свою волю!

Чтобы члены приемной комиссии увидели, какая я сильная и целеустремленная. Но вместо этого я постоянно показывала лишь свое крайнее волнение. А волновалась я и впрямь невероятно.

Так что даже моя театральная фамилия «Ардова» не помогала. Чего уж тут удивляться, что меня отводили в сторону со словами: «Аня, скажи своим родителям, что тебе в актрисы не стоит идти».

Видимо, они думали, что меня из года в год присылают папа и мама. Уверенность в себе появилась только на четвертый год поступления.

Я вдруг поняла, что комиссия ничего не должна за меня решать. Только я должна все решать за себя! Несмотря на все возражения, это я хочу быть актрисой. Я! И я буду актрисой! Так и говорила сама себе.

"Десять стрел для одной" (2018). Справа - Станислав Бондаренко. Фото из архива "7 секретов"
"Десять стрел для одной" (2018). Справа - Станислав Бондаренко. Фото из архива "7 секретов"

Выгоняли со сцены

- Однако вас снова не взяли...

- Да, но внутри меня созрела уверенность в том, что я обязательно стану актрисой. И я ориентировалась уже не на родителей, бабушку или дядю, а на себя. Я поняла, что во мне выросла актриса.

Свою роль, наверное, сыграл и многолетний опыт поступления. В четвертый раз я не попала в ГИТИС по глупости: все туры прошла успешно, однако плохо написала сочинение.

Зато на пятый год наконец поступила. Причем в мастерскую великого мастера Андрея Александровича Гончарова. Знаменитого театрального режиссера.

Хотя открою и тут секрет: даже когда я у него училась, то часто никак не могла понять, что он хочет. Он буквально орал на меня. Кричал: «Нет!» Или: «Иди отсюда, лошадь!»

В общем, выгонял куда подальше. «Ладно, я пойду...» - говорила себе, пожимая плечами.

Никак не могла понять: вроде все сделала так, как надо. И только с годами до меня стало доходить, что значили те или иные замечания великого Гончарова.

С детьми и вторым мужем Александром Шавриным (1960-2017). Спустя 20 лет брак распался. Фото из архива "7 секретов"
С детьми и вторым мужем Александром Шавриным (1960-2017). Спустя 20 лет брак распался. Фото из архива "7 секретов"

- Например?

- Вот он давал этюды, которые, казалось бы, ничем не усложнены. Скажем, нужно было прочитать на сцене письмо. Ну что здесь такого особенного? Но тут я слышу от Андрея Александровича: «Все правда? Да! Интересно? Нет!»

Потому что, оказывается, важно было не только, что ты читаешь, но и как. Но тогда я, конечно, была в ужасе.

Думала про себя так: «Ну что тебе, старый пень, еще нужно? О чем ты говоришь? Я пришла? Пришла! Я читаю? Читаю!» А тут выясняется, что я, оказывается, не так вышла, как надо.

Потому что очень важно правильно появляться на сцене, чтобы зрители поняли, какое важное место в твоей жизни занимает письмо, которое ты читаешь.

Всем своим видом ты должна передать - ни много ни мало - судьбу человека! Представляете? А без этого на сцене делать нечего.

Но, увы: только я выходила, как Гончаров уже кричал: «Нет!» А все потому, что я недостаточно вдумчиво вышла. Тем не менее сегодня я, конечно, понимаю, каким великим мастером был Андрей Александрович.

В антрепризном спектакле «Последний этаж». Слева - Михаил Полицеймако. Фото из архива "7 секретов"
В антрепризном спектакле «Последний этаж». Слева - Михаил Полицеймако. Фото из архива "7 секретов"

Пиявочка и лягушечка

- А еще Гончаров, как известно, долгие годы, с 1967 по 2001 год, возглавлял Московский драматический театр имени Маяковского, в котором вы служите уже тридцать лет. Поздравляем! С чего начинали?

- Я стала играть в Маяковке уже на первом курсе. Предыдущий выпуск ГИТИСа поставил в нашем театре «Буратино». Вот меня и взяли пиявочкой, а еще лягушечкой.

Я бегала в массовке, изображая этих сказочных персонажей. И, разумеется, всем с гордостью говорила, что играю в Театре Маяковского у самого Андрея Александровича Гончарова.

В конце первого года мне позволили сыграть Тортилу. Правда, затем сказали, что для этого персонажа у меня маловато тела. Уж слишком я была худой. На втором курсе мне разрешили сыграть лису Алису.

Это была уже настоящая роль, которая меня превратила в актрису. Ведь одно дело — институтская теория, а совсем другое — живой театр.

Хотя поначалу я жутко волновалась. И даже пряталась за кулисами. Моего однокурсника ввели на роль кота Базилио. Я ему прямо сказала, что от волнения сейчас схожу в туалет прямо на месте — за кулисами.

«И зачем я только пошла в артисты?» - говорила себе. Я тогда настолько волновалась, что даже хотела убежать из театра. Потому что было безумно страшно выходить перед переполненным залом. Ведь на меня будут смотреть только людей!

C Евгенией Симоновой в спектакле «Август: графство Осейдж» на сцене Маяковки. Фото из архива "7 секретов"
C Евгенией Симоновой в спектакле «Август: графство Осейдж» на сцене Маяковки. Фото из архива "7 секретов"

Слава богу, сокурсник оказался не из робкого десятка. Он меня буквально вытолкнул на сцену. К счастью, я не подвела. Все сыграла так, как и положено. Хотя поначалу действовала в каком-то дурмане.

Но со временем пришел опыт. Уже начала понимать, как следует говорить, чтобы тебя услышали в конце зала. В ГИТИСе тебе теоретически тысячу раз могут рассказывать о том, как нужно правильно «посылать голос в зал».

Но только практика научит все делать так, как надо. Недаром в театре говорят, что опыт приходит во время настоящей игры.

Надо быть смешной

- В итоге вы избавились от волнения?

- Какой там. До сих пор руки трясутся перед съемками. Ходят ходуном. А еще я ведь ведущая. Когда меня впервые позвали провести какой-то вечер, я, естественно, как следует нарядилась.

Вышла в шикарном платье, на высоких каблуках, с папочкой. И тут же стала путать фамилии. Особенно сложные. От волнения язык сам собой начал заплетаться. Я была в ужасе. Не знала, что делать.

К счастью, актер Камиль Ларин дал такой потрясающий совет: когда идешь к сцене, то споткнись. Или сделай что-то смешное. Тогда ты из робота моментально превратишься в живого человека.

И, вы знаете, сработало. С тех пор я уже не нечто красивое с папочкой, а просто Аня, которая без проблем может споткнуться или запнуться.

Но ничего страшного - с кем не бывает. Самое главное, чтобы каждый из нас не забывал о своей индивидуальности. Чем мы с вами больше люди, тем всегда лучше.

В фильме "Дед моей мечты" (2014). Справа - Николай Добрынин. Фото из архива "7 секретов"
В фильме "Дед моей мечты" (2014). Справа - Николай Добрынин. Фото из архива "7 секретов"

- Тем не менее перед съемками вы все равно волнуетесь?

- Очень! Каждая новая роль вызывает во мне целую психологическую бурю. Хотя смотреть себя на экране я ненавижу. Как говорила Фаина Раневская, кино — это плевок в вечность.

Плюнула - и все: уже ничего не переделаешь. Когда я натыкаюсь на себе, то сразу вспоминаю, как все было ужасно: забыла текст, не так сказала или выгляжу безобразно. И сразу выключаю себя, чтобы лишний раз не расстраиваться.

Если говорить о театре, то он мне представляется чем-то очень длинным. Ты идешь по этому бесконечному коридора, а он все не заканчивается. Сначала мы долго распределяемся по ролям, потом долго их учим, затем долго играем.

Причем каждый раз по-новому. Ни один спектакль не похож на предыдущий. Как и публика в зале. Она тоже всегда разная. Одна актриса сказала, что всякий раз тебе нужно выйти на сцену и взять зрителя за одно место. Если это не удалось, то спектакль провалился.

А самый большой кайф, когда ты повелеваешь залом. Радуешься, когда люди вместе с тобой смеются или плачут. Ты посылаешь им энергию и чувствуешь, как она к тебе возвращается.

А в кино — что? Снято - и все! Хотя и в театре, и в кино по-своему круто. Я счастлива, что благодаря своей профессии могу играть и на сцене, и на экране. Получаю от своей работы огромное удовольствие. Мне кажется, самое классное в жизни, если у тебя есть любимое дело.

- Анна, благодарим вас за интересную беседу, желаем дальнейших успехов во всем!

Театр, сцена на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Кино на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Знаменитости на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Артисты на канале "Дмитрий Март" | Дмитрий Март | Дзен
Актёры и роли на канале "Дмитрий Март: мои статьи" | Дмитрий Март: мои статьи и видео | Дзен