Найти в Дзене
Международная панорама

Что такое время? Философ предполагает, что время — это не что-то «текущее», а психологическая проекция

«Время летит», «время никого не ждёт», «время идёт»: то, как мы говорим о времени, как правило, подразумевает, что течение времени — это некий реальный процесс, происходящий где-то в мире. Мы живём настоящим моментом и движемся сквозь время, даже когда события приходят и уходят, растворяясь в прошлом. Но давайте попробуем сформулировать словами, что подразумевается под течением или течением времени. Поток чего? Реки текут, потому что вода находится в движении. Что означает выражение «время течёт»? События больше похожи на происшествия, чем на вещи, но мы говорим так, будто их местонахождение постоянно меняется в будущем, настоящем или прошлом. Но если некоторые события — будущие и движутся к вам, а некоторые — прошлые и удаляются, то где же они? У будущего и прошлого, похоже, нет физического местоположения. Человечество размышляет о времени с тех пор, как появились первые упоминания о нём. Концепция времени неизбежно пронизывает каждую вашу мысль о себе и окружающем мире. Именно поэтом
Оглавление

Время — не иллюзия, в отличие от оптических иллюзий, которые обманывают зрение. Здесь нечему «обманывать», поскольку у времени нет физической основы, считает профессор философии университета Уэйк Форест Адриан Бардон

«Время летит», «время никого не ждёт», «время идёт»: то, как мы говорим о времени, как правило, подразумевает, что течение времени — это некий реальный процесс, происходящий где-то в мире. Мы живём настоящим моментом и движемся сквозь время, даже когда события приходят и уходят, растворяясь в прошлом.

Но давайте попробуем сформулировать словами, что подразумевается под течением или течением времени. Поток чего? Реки текут, потому что вода находится в движении. Что означает выражение «время течёт»?

События больше похожи на происшествия, чем на вещи, но мы говорим так, будто их местонахождение постоянно меняется в будущем, настоящем или прошлом. Но если некоторые события — будущие и движутся к вам, а некоторые — прошлые и удаляются, то где же они? У будущего и прошлого, похоже, нет физического местоположения.

Человечество размышляет о времени с тех пор, как появились первые упоминания о нём. Концепция времени неизбежно пронизывает каждую вашу мысль о себе и окружающем мире. Именно поэтому, как философу, мне всегда казалось особенно важным развитие философии и науки в нашем понимании времени.

Древние философы о времени

Древние философы с большим подозрением относились к самой идее времени и перемен. Парменид Элейский был греческим философом VI–V веков до н. э. Парменид задавался вопросом: если будущего ещё нет, а прошлого уже нет, как события могут переходить из будущего в настоящее, а затем в прошлое?

Он рассуждал так: если будущее реально, то оно реально и сейчас; и если то, что реально сейчас, — это только настоящее, то будущее нереально. Следовательно, если будущее нереально, то возникновение любого настоящего события — это случай необъяснимого возникновения чего-то из ничего.

Парменид был не единственным скептиком в отношении времени. Аналогичные рассуждения о противоречиях, присущих нашему подходу к интерпретации времени, встречаются у Аристотеля, в древнеиндийской школе адвайта-веданты и в трудах Августина Блаженного, также известного как святой Августин, и это лишь некоторые из них.

Эйнштейн и теория относительности

Физик раннего Нового времени Исаак Ньютон предполагал существование невоспринимаемого, но реального течения времени. Для Ньютона время — это динамическое физическое явление, существующее на заднем плане, регулярные, тикающие вселенские часы, с помощью которых можно объективно описать все движения и ускорения.

Затем появился Альберт Эйнштейн.

В 1905 и 1915 годах Эйнштейн предложил специальную и общую теории относительности соответственно. Эти теории подтвердили все давние подозрения относительно самой концепции времени и изменения.

Теория относительности отвергает представление Ньютона о времени как об универсальном физическом явлении.

К эпохе Эйнштейна исследователи доказали, что скорость света постоянна и не зависит от скорости источника. Он утверждал, что серьёзно относиться к этому факту — значит считать скорости всех объектов относительными.

Ничто никогда не находится в состоянии настоящего покоя или движения; всё зависит от вашей «системы отсчёта». Система отсчёта определяет пространственные и временные координаты, которые наблюдатель присваивает объектам и событиям, предполагая, что он или она находится в состоянии покоя относительно всего остального.

Человек, парящий в космосе, видит проплывающий справа космический корабль. Но сама Вселенная совершенно нейтральна независимо от того, находится ли наблюдатель в покое, а корабль движется вправо, или корабль покоится, а наблюдатель движется влево.

Это понятие влияет на наше понимание того, как на самом деле работают часы. Поскольку скорость света постоянна, два наблюдателя, движущиеся друг относительно друга, будут присваивать разное время разным событиям.

В известном примере два равноудалённых друг от друга удара молнии происходят одновременно для наблюдателя на железнодорожной станции, который видит их одновременно. Наблюдатель в поезде, движущийся к одному разряду молнии и удаляющийся от другого, будет определять время ударов по-разному. Это происходит потому, что один наблюдатель удаляется от света, исходящего от одного разряда, и приближается к свету, исходящему от другого. Другой наблюдатель неподвижен относительно разрядов молнии, поэтому свет от каждого разряда достигает его одновременно. Ни один из этих вариантов не является ни правильным, ни неправильным.

Продолжительность времени между событиями и время их возникновения зависят от системы отсчёта наблюдателя. Наблюдатели, движущиеся относительно друг друга, в любой момент времени будут расходиться во мнениях о том, какие события происходят сейчас; события, происходящие сейчас, по мнению одного наблюдателя, в любой момент времени, для другого наблюдателя будут происходить в будущем, и так далее.

В теории относительности все времена одинаково реальны. Всё, что когда-либо произошло или когда-либо произойдёт, происходит сейчас для гипотетического наблюдателя. Не существует событий, которые были бы лишь потенциальными или просто воспоминанием. Не существует единого, абсолютного, всеобщего настоящего, и, следовательно, не существует течения времени, когда события якобы «становятся» настоящими.

Изменение означает лишь, что ситуация меняется в разное время. В любой момент я помню определённые вещи. В последующие моменты я помню больше. Вот и всё, что касается течения времени. Эта доктрина, широко принятая сегодня как физиками, так и философами, известна как «этернализм».

Это подводит нас к ключевому вопросу: если течения времени не существует, почему все думают, что оно есть?

Время как психологическая проекция

Одним из распространенных вариантов было предположение, что течение времени является «иллюзией» — именно так, как однажды описал это Эйнштейн.

Называя течение времени «иллюзорным», мы вводим в заблуждение, что наша вера в течение времени — результат ошибочного восприятия, как будто это некая оптическая иллюзия. Но я думаю, правильнее считать эту веру результатом заблуждения.

Как я предполагаю в своей книге «Краткая история философии времени», наше ощущение течения времени является примером психологической проекции — разновидности когнитивной ошибки, которая подразумевает неверное понимание природы собственного опыта.

Классический пример — цвет. Красная роза сама по себе не является на самом деле красной. Скорее, роза отражает свет определённой длины волны, и визуальное восприятие этой длины волны может вызвать ощущение красноты. Я хочу сказать, что роза на самом деле не красная и не создаёт иллюзии красноты.

Визуальное восприятие красного цвета — это всего лишь вопрос того, как мы воспринимаем объективно истинные факты о розе. Не будет ошибкой определить розу по её красному цвету; любитель роз не делает глубоких заявлений о природе самого цвета.

Аналогично, мои исследования показывают, что течение времени не является ни реальностью, ни иллюзией: это проекция, основанная на том, как люди воспринимают мир. Я не могу по-настоящему описать мир без течения времени, так же как я не могу описать своё визуальное восприятие мира без упоминания цвета предметов.

Я могу сказать, что мой GPS «думает», что я свернул не туда, не осознавая при этом, что он — сознательное, мыслящее существо. У моего GPS нет разума, а значит, и ментальной карты мира, но я не ошибаюсь, воспринимая его данные как достоверное представление моего местоположения и пункта назначения.

Аналогичным образом, хотя физика не оставляет места для динамического течения времени, для меня время фактически является динамичным, насколько это касается моего восприятия мира.

Течение времени неразрывно связано с тем, как люди представляют свой собственный опыт. Наша картина мира неотделима от условий, в которых мы, как воспринимающие и мыслящие, переживаем и понимаем мир. Любое описание реальности, которое мы создаём, неизбежно будет пропитано нашей точкой зрения. Ошибка заключается в том, что мы путаем нашу точку зрения на реальность с самой реальностью.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — к нашему общему удовольствию! Комментируйте публикации, лайкайте, воспроизводите на своих страницах в соцсетях!

Философы
5623 интересуются