По следам выставки. Достаю ещё одно имя из закладок с выставки "О море, море!" в Русском музее. Ермолаев Борис Николаевич (1903-1982). Ленинградский художник. Он не принадлежал к авангардистам – его творческий путь отличался постоянной регулярной сменой стиля, что было вполне в авангардистском духе. Если просмотреть его картины в хронологическом порядке, четко видно по сериям картин, как менялся его стиль. Его можно назвать живописцем, иллюстратором, графиком, литографом. Литография занимала в его жизни и творчестве огромное место. Про нее, пожалуй, можно отдельную серию сделать, потому что ленинградская литография занимает отдельную большую художественную нишу.
В 1930‑е годы творчество Бориса Николаевича тяготело к наивной технике письма. Работы той поры отличаются яркой декоративностью. В 1930 г. Борис Николаевич попал на выставку Пиросмани, и с того момента заболел примитивом. Художник не работал с натуры, только в условиях мастерской. Герои его картин обладают особой наивностью, напоминая игрушечных фигурок из детского магазина. Для работ характерна сдержанная монохромная палитра — скромная, приглушённая, но выразительная тональность стала отличительной чертой его стиля того периода. Но не думайте, что так продолжится долго!
На выставке были три его работы небольшого формата. Портреты:
«Комсостав краснофлота» (1934) также можно отнести к портретной серии. Только здесь на передний план, с учетом атрибутики на картине, поставлено «мы», нет единственного героя, здесь коллектив, что вполне отвечает задачам искусства того периода. Какие детали: глобус, карта, вождь Сталин над входом, Ленин в кабинете на картине на стене.
Работы Ермолаева 1930-х годов, особенно портретные серии, напоминают старую фотографию, которая потемнела от времени. Цвета ностальгии. Гамма работ сдержанная: художник использует оттенки серого, зеленого, коричневого, черного. Казалось бы, такое сочетание цветов должно создавать тревожное ощущение, но, в таких привычных для жителей Петербурга цветах, есть определенная сдержанная прелесть. Картины вызывают скорее приятные эмоции.
А дальше вы как будто листаете чей-то довольно старый семейный альбом:
Серия городских пейзажей Ленинграда тех же 1930-х написана в такой же цветовой гамме. И как мне кажется, наполнены любованием городом, людьми, повседневной жизнью. Посмотрите, какие они прекрасные! Такими тихими, уютными улицы города мы уже никогда не увидим.
1930-е еще не закончились, и тут – бац! - из под кисти художника рождается серия ярких, солнечных, сочных картин. Это резкий переход мне кажется очень ироничным. Как будто житель Петербурга первый раз увидел солнце и голубое небо и понял, что существую другие цвета кроме миллиона оттенков серого. Эти работы художник привез из путешествия на юг России. Художник явно получил заряд положительных эмоций. Картины не только поменяли палитру, но и стали более радостными, светлыми. Это прям иллюстрация для медицинской лекции о влиянии длины светового дня и солнца на психоэмоциональное состояние человека. Легкие, с юмором бытовые и семейные сцены:
Период литографии пока опущу. В послевоенные годы живописью художник занимался гораздо меньше. В основном это были акварельные и карандашные работы.
В Чувашском государственном художественном музее большая коллекция акварелей и рисунков карандашом и фломастерами художника.
Картины Ермолаева Б. Н. представлены во многих городах России: Санкт-Петербург, Москва, Тверь, Пермь, Псков, Томск, Курск, Москва, Южно-Сахалинск. Если в этом списке есть ваш город, вот отличный повод заглянуть в музей в выходные!
Чтобы подпитать любопытство пара литографий:
P.S. Я не искусствовед, не историк или культуролог. Я просто любитель музеев, искусства, живописи, абсолютно не претендующий на какую-то экспертность своего текста. Здесь мои эмоции и мысли. Этой мой способ расслабиться, отпустить быт, реалии и просто получать удовольствие и эмоциональную разгрузку.