«Май» - позывной нашего земляка, жителя поселка Дубинино, ветерана-десантника Николая Ивановича Токайчук. Получил он его еще в чеченскую кампанию, в 2000-м году. А «Китом» называют его сына, Никиту. Тоже десантник, Никита получил позывной в боях на Специальной военной операции.
После боев в Аргунском ущелье, в Чечне командир взвода системы «Град», Николай Токайчук вернулся домой. И вскоре стал, как сам шутливо говорит, отцом-одиночкой. Забрал к себе шестилетнего сына Никиту, с матерью которого был в разводе.
- Конечно, пришлось и непросто, и непривычно, - вспоминает Николай Иванович. – Я постоянно мотался по вахтам. Спасибо родным – во время отъездов присматривали за Никитой. А он рос, как и всякий пацан. Когда я дома, то со школой все в порядке. А как на вахту – сразу более важные мальчишеские дела находились.
Но недаром говорят, что воспитание – это не родительские нотации, а личный пример. Отец научил сына и постоять за себя, и стрелять, и водить технику. Окончив в поселке двенадцатую школу, Никита отслужил срочную. Как и отец – десантником. Стал строителем, вместе отец и сын возводили 3-ий энергоблок БГРЭС. А потом Никита перебрался в Питер. Откуда и был мобилизован, осенью 2022.
- Когда я узнал, что сын ушел на защиту Родины, то понял, что и сам не могу остаться дома. Ведь девиз ВДВ - «Никто, кроме нас», - рассказывает отец. - Пошел на СВО добровольцем. Поднял старые связи в штабе ВДВ, и попал в ту же часть, что и Никита. К весне 2023-го наша часть оказалась под Кременной.
Бои за Кременную – одна из героических страниц СВО. Этот крупный транспортный узел является «ключом» к северу всей Луганской области. Пытаясь вернуть Кременную, боевики ВСУ штурмовали ее отчаянно.
В один из таких «накатов» Никита заслужил медаль «За храбрость». Его группа вчетвером удерживала важную позицию. Никита был пулеметчиком. И даже после тяжелого ранения он продолжил сражаться и выполнил боевую задачу.
О том, что сын – «трехсотый» (то есть, серьезно ранен), отец узнал, вернувшись с собственного боевого задания.
- О наградах я тогда не думал. Награды приходят много позже. А в целом, «на передке», такие случаи – повседневная боевая работа. Главное, что сын остался жив, и в тяжелой ситуации не побежал от врага. Значит, я воспитал его правильно, - гордится отец.
Под Кременной и сам Николай Иванович три недели бессменно, под постоянным огнем, доставлял боеприпасы минометной батарее на линию боевого соприкосновения. И заслужил свою награду – медаль «За боевое отличие».
Пока Никита лечился в госпитале, отец попал под Бахмут. Это был мощнейший укрепрайон ВСУ, и его многомесячный штурм российскими солдатами тоже памятен всем.
В один из дней батарея «на передке» осталась без боеприпасов. Обычно их стараются подвозить ночью, когда меньше опасность дроновой атаки. И использовать принято, пусть не слишком грузоподъемные, но и не такие заметные врагу машины. Но в тот раз противник был особо наблюдательным. Направленные с боеприпасами машины подбили. И стало ясно, что спасти ситуацию можно лишь подвозом боеприпасов на КамАЗе. И белым днем. А КамАЗ – как красная тряпка для вражеских дроноводов. Потому что ясно, что едет он не просто так, и везет важный груз.
- Командиры вызвали добровольцев, потому что риск был огромный. Поехали я и старший машины с позывным «Гусар», - вспоминает Николай Токайчук. - Мчимся по дороге, в открытую, как на ладони, и видим по обочинам горящие машины. Но может дроноводы ВСУ за ночь вымотались, или дронам их потребовалась перезарядка. Факт, что мы смогли проехать. Сделали три рейса и доставили всё, что было необходимо.
Как результат батальон тогда не допустил прорыв фронта. За этот бой Николая Токайчук представили к награде - медали «За отвагу». Он гордится ею больше других. Ведь эта награда прославлена еще со времен Великой Отечественной войны. Главная солдатская медаль.
В марте 2024 года Николай Иванович демобилизовался. И по дороге домой смог увидеться с сыном, который возвращался на фронт после очередного ранения. Командование пошло навстречу, и отец с сыном провели четыре дня отдыха в Костроме. Много и обо всем разговаривали.
Николай Иванович вернулся в Дубинино. А Никита с июня 2024 года продолжил службу в штурмовой роте. Его рота воевала под Часовым Яром. В один из заходов группу бойцов, где был Никита, заметили. Пытаясь увести товарищей от преследования, он решил сойти с проторенной тропинки. По непроверенной дороге пошел первым. И напоролся на мину. Взрывом ему перебило ноги. Группа не оставила командира. Очень быстро и грамотно сделали перевязку. И хотя на следующей мине, пусть и не так тяжело, подорвался еще один боец, товарищи доставили Никиту к своим.
Это было пятое ранение Никиты, самое тяжелое. Врачи госпиталя имени Бурденко в Москве сделали всё возможное. Одну ногу Никите спасли. И он снова не сдался, продолжил борьбу. 27 октября отец получил видео о, может быть, главной победе сына. Никита сделал первые за полгода шаги, и сам смог пройти по палате.
Сейчас «Май» ждет «Кита» домой. Николай Иванович надеется, что увидит сына к Новому Году или немного позже. Далеких планов отец и сын не строят. Но знают, что если будет возможно, то 2 августа будущего года они встретят у памятника воинам-десантникам в сквере Победы. Николай Токайчук говорит, что памятник был давней мечтой шарыповских десантников. Он тоже принимал участие в сборе денег на монумент, помогал его перевозить и устанавливать. Отец надеется, что обязательно споет там вместе с сыном песню «Синева». Эту песню в их семье «знает» даже пес Босс – старая немецкая овчарка.
Потому что – никто, кроме нас!
Ирина Могилюк (АП)