Что общего у американского фильма «Римские каникулы» 1953 года и советской кинокомедии «Карнавальная ночь» 1956 года?
Вчера мы вспоминали Людмилу Марковну Гурченко в связи с 90-летием со дня её рождения. Сегодня я хочу рассказать историю о том, как она ещё в двадцатилетнем возрасте стала законодательницей нового стиля для всех советских модниц тех лет.
В 1956 году, сразу после премьеры фильма «Карнавальная ночь» молодая актриса Людмила Гурченко стала настоящей кинозвездой. Её образ в картине поразил зрителей не только талантом и обаянием, но и модным сценическим гардеробом, который впервые на советском экране увидели наши зрители. Но тогда они ещё не догадывались, что платья Леночки Крыловой были созданы по силуэтам будущей звезды мировой моды Кристиана Диора.
В 1946 году малоизвестный модельер Диор открыл в Париже своё первое ателье, а в 1948-м представил коллекцию женских платьев, получившую название «New Look».
Этот стиль стал настоящей революцией для европейской, а чуть позже и для американской публики. Женская мода развернулась на 180 градусов! Ушли в прошлое широкие плечи и экономное использование ткани. Взамен появилась мягкая линия силуэта: небольшие закруглённые плечи, подчёркнутая тонкая талия и пышная юбка, напоминающая бутон распускающегося цветка.
Этот стиль быстро завоевал сердца француженок и задал тон всей мировой моде послевоенных лет.
Но только не в СССР. В 50-х годах доступ к зарубежным модным журналам и новым европейским фильмам в Советском Союзе был ограничен. Наши модницы в основном ориентировались на американские кинообразы из фильмов начала 1940-х годов. Поэтому идея высокой пышной юбки и выраженной тонкой талии, как у Лены Крыловой из «Карнавальной ночи», была необычной для советских модниц тех лет.
На съёмках фильма «Карнавальная ночь» были использованы три платья в стиле «New Look», в которых блистала главная героиня.
Изначально костюмеры собирались ориентироваться на более традиционный советский образ в стиле Любови Орловой с приподнятыми плечами и широкой талией. Что считалось в те годы классикой изысканной женской моды.
Но режиссёр Эльдар Рязанов, стремясь сохранить игривый и лёгкий характер Леночки Крыловой, обратился к Ивану Пырьеву, курировавшему съёмки, с просьбой помочь создать нужный образ героини.
Пырьев принёс Рязанову несколько свежих парижских журналов с иллюстрациями нового женского стиля «New Look». И костюмеры киностудии, где работали настоящие мастера своего дела, только по одним фотографиям быстро сшили два восхитительные платья, которым бы позавидовал и сам Диор.
Когда оба платья примеряли на Людмилу Гурченко, всем стало ясно, что её изящная фигура как нельзя лучше подходит для этого нового стиля.
И хотя Рязанов заказывал для героини только два платья, актриса попросила сшить для кульминационной сцены третье подобное платье. И именно Гурченко захотела его сделать полностью чёрного цвета с добавлением белой меховой муфты.
Этот образ Лены Крыловой стал одним из самых запоминающихся!
Стиль «New Look», показанный через образ героини фильма, вызвал настоящий фурор! Вскоре после премьеры в советских журналах мод стали появляться подобные силуэты: подчёркнутая талия и пышные юбки.
По воспоминаниям Людмилы Гурченко, молодые модницы сразу же подхватили новый стиль:
«Все стали носить мои прически, все стали давиться в талии. Вот бывает, иду, вижу перед собой девушку в похожем платье и думаю: «Ой, а это я или нет? Ой, да я хуже, чем то, что идет мне навстречу»
С тех пор Людмилу Гурченко не без оснований стали считать законодательницей моды. И зная об этом, актриса старалась соответствовать этому званию все последующие годы.
История создания образа героини Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи» это отличный пример того, как кино может ускорить культурные перемены в обществе. Даже при отсутствии широкого доступа к другим источникам современная мода нашла путь к людям через киноэкран. И этот путь оказался даже более эффективным, чем любые другие.
Похожую миссию выполнил и знаменитый американский фильм «Римские каникулы», который вышел на экраны в 1953 году. Художник-постановщик картины Хэл Перейра позже писал в своих воспоминаниях, что для принцессы Анны (героини Одри Хепбёрн) были заранее сшиты несколько платьев в стиле 25-летней Елизаветы Второй, которая в то время только-только была провозглашена английской королевой и считалась настоящей иконой моды для европейской публики. Это были строгие прямые и свободные в талии платья чуть ниже колен.
Но однажды актриса приехала на работу в своём платье от Диор и просто покорила всех членов съёмочной группы своей изящной и красивой фигурой! И тогда было принято решение заменить весь гардероб главной героини на наряды в стиле Кристиан Диор.
Фильм «Римские каникулы» в 1954 году получил сразу три «Оскара» и разъехался по всем континентам планеты. А вместе с ним и новый женский стиль от Диор. Именно в середине 50-х годов о талантливом французском кутюрье узнал весь мир, а имя Кристина Диор стало символом мировой моды на многие десятилетия вперёд.
К слову, фильм «Римские каникулы» в СССР впервые показали лишь в 1960 году. Но к тому времени наши модницы уже знали о стиле «New Look» благодаря знаменитой советской комедии «Карнавальная ночь».
Андрей Немчинов.
____________
____________
Если статья была интересной кликните 👍