Итак, сказ о том, как можно много-много лет прожить в ста метра от настоящего немецкого трофея и не знать об этом.
Есть город Петрозаводск – столица Карелии, население чуть больше 280 тысяч. В нем есть относительно новый спальный район, который за последнее десятилетие благодаря ипотекам, конечно стал размером почти со всю остальную часть города. В центре этого района есть дом, в котором живет моя мама. Соответственно, с восьми лет там жил и я. Мы туда переехали в 1992 году.
Сейчас на дворе 2025-ый. И я буквально на днях узнал, что в ста метрах от старого маминого дома (и в трехстах от моего нового) давным-давно стоит вот такое чудо-юдо. Раньше оно было скрыто от посторонних глаз разными автосалонами/стоянками/мойками. А сейчас рядом построили новый детсад и попросили всю эту «автомафию» подвинуться. Территорию частично расчистили – так и пролился свет на данный авто.
Не берусь утверждать, сколько времени он здесь стоит. Может и правда не один десяток лет, а может, меньше. Что за машина – спросите вы? Если бы не двухдверный кузов, ее легко можно было принять за первый Москвич (который М-400). Но по факту это его прототип, Opel Kadett K38. Выпускался с 1936 по 1940 год. Настоящий, довоенный – стало быть, трофейный.
Так как про историю данного экземпляра, повторюсь, я совсем ничего не знаю, то решил немного восполнить пробел хотя бы информацией по самой модели. Например, мне давно было интересно, почему модификация именуется K38, если выпускался он с 1936 года, а не с 1938-ого. Когда решил найти ответ, то оказалось, что компетентных источников на эту тему мало не то что в русскоязычном интернете, но и в немецкоязычном. Грешным делом даже подумал: надо было писать книги про Opel, а не вот это вот все. Ну да ладно, шутки в сторону. Если я правильно понял, индекс K38 принадлежит именно обновленной модификации 1938 года (стало быть, раннюю нужно называть K36). Она получила выступающую вперед облицовку радиатора – именно такой авто вы видите на фото. И именно такой Kadett, если не считать двери, был прототипом Москвича…
Если же вернуться к самому первому Кадетту 36-ого, то сделали его на укороченной базе чуть более престижной модели Opel Olympia 1935 года. Кто-то их путает, а кто-то вообще считает одной машиной. Здесь можно провести аналогии, например, с Vectra A и Astra F. Многие детали ходовой части у них совпадают, но модели все же разные! Причем если Астру и Вектру часто роднили моторы, то у довоенных Олимпии и Кадетта они всегда разные. Чтобы вы представляли: на Kadett K38 четыре цилиндра, тысяча сто кубиков и 24 лошадиных силы. У Олимпии же полуторалитровый агрегат мощностью целых 35 сил. И если присмотреться, то заметно, что внешне Olympia и Kadett отличает передок. Например, у них по-разному вырезана крышка капота. Сам Kadett, если верить интернету, с осени 1936 по начало 1940-ого был выпущен тиражом в 107 тысяч экземпляров. Раз уж немцы в те времена покупали всего по 250 тысяч машин в год, то модель с выпуском в 40 тысяч явно была среди лидеров.
Что до трофейных машин, то, пусть Опели были и мало интересны офицерскому составу Красной Армии, ввозили в СССР их очень активно. К сожалению, я потерял статистику, но вроде бы к осени 1945-ого в стране было около 45 тысяч машин этой марки. Сейчас, как мы понимаем, даже в таком печальном виде остались уже единицы. Ведь если данный Kadett выпущен в 1938 году, то сейчас ему 82 года. Если более поздний – то 80 или 81. Кто-то старался его сберечь долгие десятилетия. Что будет с ним дальше? Не знаю. Но будет жаль, если он останется в памяти только на фотографиях…
P.S.: Напоминаю всем читателям, что я традиционно не занимаюсь "копирайтингом" и пишу все тексты для статей исключительно сам. Причем по возможности использую также собственные фотографии.
Тем, кто прочитал эту работу до конца - мое признание. А если поставили лайк - я признателен вдвойне! Подписывайтесь, комментируйте, делайте репосты. И не забывайте, что самое интересное на моем канале еще впереди!