Найти в Дзене
Записки от безделья

"Какая у вас улыбка" (1974), фильм + книга

Какой чудесный фильм я посмотрела! И книгу прочитала! Страна: СССР Режиссер: Олег Николаевский Сценарий: Владимир Валуцкий Продолжительность: 89 мин. Жанр: мелодрама, комедия В главных ролях: Алексей Мокроусов (Сережа), Александр Ширвиндт (отец), Ээве Киви (мать), Валентина Сперантова (бабушка), Юрий Пузырёв (Кирилл Васильевич), Мария Миронова (Ольга Павловна), Татьяна Доронина (девушка мечты) Сережа Сюжет: вчерашний выпускник Сережа Савинов никак не может найти профессию по душе. Вроде бы способный и сообразительный, он нервирует всю семью, сначала провалив экзамены в университет, а потом безответственно меняя работу за работой. Сережа уже и сам не понимает: может, он и в самом деле тунеядец, а искать дело всей жизни - несусветная блажь? И все время молодой человек фотографирует, фотографирует... Книга Фильм - экранизация повести Владимира Краковского с тем же названием (1973). Снято довольно близко к тексту, лишь добавлено больше романтики. Что лишь украсило оригинал. Книга, как вод

Какой чудесный фильм я посмотрела! И книгу прочитала!

Страна: СССР

Режиссер: Олег Николаевский

Сценарий: Владимир Валуцкий

Продолжительность: 89 мин.

Жанр: мелодрама, комедия

В главных ролях: Алексей Мокроусов (Сережа), Александр Ширвиндт (отец), Ээве Киви (мать), Валентина Сперантова (бабушка), Юрий Пузырёв (Кирилл Васильевич), Мария Миронова (Ольга Павловна), Татьяна Доронина (девушка мечты)

Сережа
Сережа

Сюжет: вчерашний выпускник Сережа Савинов никак не может найти профессию по душе. Вроде бы способный и сообразительный, он нервирует всю семью, сначала провалив экзамены в университет, а потом безответственно меняя работу за работой. Сережа уже и сам не понимает: может, он и в самом деле тунеядец, а искать дело всей жизни - несусветная блажь? И все время молодой человек фотографирует, фотографирует...

Книга
Книга

Фильм - экранизация повести Владимира Краковского с тем же названием (1973). Снято довольно близко к тексту, лишь добавлено больше романтики. Что лишь украсило оригинал. Книга, как водится, более подробно объясняет некоторые моменты, в частности специфику деятельности Сережи на заводе. Однако рекомендовать хочется в первую очередь фильм, что очаровывает уже с первых кадров чудесной музыкой Евгения Стихина. Да и сама песня-лейтмотив "Если зимней ночью" на стихи Г. Поженян очаровательна.

И пусть никого не вводит в заблуждение, что сюжет кажется агиткой по профориентации, рассчитанной на подростков. Тема поиска себя актуальна для любого возраста, особенно сегодня, когда многие во второй половине жизни кардинально меняют профессию. Поднятые вопросы всегда актуальны: как найти работу по душе? Стоит ли вообще искать, или достаточно просто хорошо исполнять свои обязанности? И кто те люди, которые подолгу пытаются найти себя - чудаки и нахлебники или...?

"В жизни отведено очень мало времени, чтоб хотеть кем-то быть, а все остальное время надо уже быть"
(здесь и далее цитаты из повести).

Усложняет дело и то, что Сережа - талантливый парень. У него врожденное чувство грамотности, что помогло бы ему стать хорошим корректором. Хватает и сообразительности: он один догадался, как на заводе легко и быстро выполнить объемный срочный заказ. Потому-то и раздражены близкие, в недоумении начальство: парень явно с жиру бесится, безответственно покидая теплые местечки, куда его пристраивают по знакомству. В фильме явно прослеживается тема отцов и детей: взрослые хотят для своего единственного сына и внука лишь самого лучшего. Вот только не задумываются, лучшего для кого?

Кадр из фильма: отец, друг семьи, мать, бабушка (увы, фильм не отреставрирован)
Кадр из фильма: отец, друг семьи, мать, бабушка (увы, фильм не отреставрирован)

А семья у героя непростая. Отец - актер, мать - врач, и оба не последние в своем деле и всей душой преданы профессии. Друг семьи - талантливый журналист. Сосед жизни не мыслит без цирка. Всюду Сережа видит увлеченных людей, точно знающих, чем хотят заниматься. Кажется, лишь он один неприкаянный.

Зрителю-то сразу ясно, что у парня есть дело всей жизни - фотография. Вот только сам герой и его окружение не придают этому хобби большого значения: кто-то снимает, кто-то спичечные домики клеит, подумаешь... Но к финалу, конечно, все встанет на свои места.

По ходу действия Сережа встречает разных людей, так или иначе на него влияющих. Кто-то считает, что административный рост - главное. Но тут герой четко понимает, что желает "начать специалистом с маленькой буквы, а кончить с большой. Не подниматься по ступенькам карьеры, а самому вырасти до небес. Быть не высокосидящим, а выдающимся". Как Чарли Чаплин или Королев, всю жизнь проработавшие актером и инженером.

Кадр из фильма: снимок Сережи
Кадр из фильма: снимок Сережи

Сережа видит, что знание, чем хочешь заниматься в жизни, далеко не всегда приводит к успеху. Кто-то смирился с тем, что не сможет найти работу по зову сердца (поющая девушка, по книге провалившая экзамены в консерваторию). А кто-то стремится к цели, невзирая ни на что и не жалея себя (бывший циркач).

"Если не любишь по-настоящему, не получается ничего хорошего ни в работе, ни с девушками. Правда, может не получаться и если любишь, но это уже совсем другое дело".

А еще Сережа понимает, что не бывает скучных профессий: главное, чтобы дело было по душе и по силам. Особенно интересно в этом плане наблюдать за попыткой героя стать корректором под руководством прекрасной и увлеченной Ольги Павловной, все душой преданной вроде бы скучной и монотонной обязанности править чужие ошибки. Самое интересное, что работа кажется созданной для Сережи:

(Тоже обладаю этой пресловутой "врожденной грамотностью", абзац как про меня. Только печатными буквами писать не нужно, достаточно письменными).
(Тоже обладаю этой пресловутой "врожденной грамотностью", абзац как про меня. Только печатными буквами писать не нужно, достаточно письменными).

Однако разница между молодым человеком и Ольгой Павловной становится заметна весьма быстро: Сережа "не горит". Ему вообще интереснее читать, чем править. И первым, кто говорит ему, что корректор - не его, становится именно наставница, не терпящая, чтобы к ее делу относились без души. Как бы хорошо Ольга Павловна не относилась к Сереже, она твердо уверена, что делом нужно гореть.

Кадр из фильма. Диалог Ольги Павловны с Сережей.
Кадр из фильма. Диалог Ольги Павловны с Сережей.

Для Ольги Павловны русский язык - живой. И она не просто ищет ошибки, она всем сердцем его защищает от небрежного, наплевательского отношения.

"Бедный, бедный многострадальный, богатый русский язык! — произнесла она. — В нем более ста тысяч слов, но он нем! Невежды уродуют его, а он молчит. Он не может ответить ни одним из тех бранных слов, которыми так богат! Язык бессловесен и не в силах наказать паршивца!"

На заводе тоже складывается интересная ситуация. Радиоэлектроника - вообще не про Сережу. Герой не может разделить искреннюю увлеченность своих новых коллег, но способен ее оценить и искренне восхищаться уровнем их знаний и умений, способностью с одного взгляда прочитывать схемы-простыни или собирать радиоприемник из подручных деталей за 15 минут. То, что творят эти ребята, для героя - за гранью фантастики.

"Вот такой у них юмор. Свой. И я его совсем не понимаю. Чтобы его понимать, нужно изучить тысячи формул и схем. Я смотрел, как они смеются, и думал: сколько скучнейших книг надо прочитать, чтобы иметь возможность так веселиться!"

Близко и Сережино отчаяние при мысли, что он самый обычный, из тех, кто считает дни до пенсии. Сам себе напрасно юноша пытается внушить, что "никто еще не умирал оттого, что он заурядный". Но кому ж это удавалось в 17 лет? Да и надо ли? И фильм, и книга оптимистичны: у каждого есть какой-то талант, главное - не зарывать его в землю, а прислушаться к себе и найти.

Кадр из фильма: девушка, с которой Сереже все никак не удается познакомиться
Кадр из фильма: девушка, с которой Сереже все никак не удается познакомиться

И у Сережи все получилось: ведь иногда хобби - это и есть дело всей жизни. И недаром герой повсюду таскал с собой фотоаппарат и изучал книги по фотографии, постоянно совершенствовался и учился у мастеров.

-9

Финал невозможно смотреть без улыбки и без веры, что и у тебя всё рано или поздно получится. В любом возрасте: ведь в глубине души мы все те же мальчишки и девчонки. Жаль, что фильм практически не показывают: обойден вниманием он совершенно незаслуженно. Интересно, сколько еще таких шедевров скрыто от широкой публики?..

Будем искать!