История танкового дизельного двигателя "744", который создавался для легких танков, но так и не пошедшего в серию
Танковые двигатели являются весьма проблемной вещью, которая получается далеко не у всех. Особенно что касается первой половины XX века, когда чаще использовали не специально построенные моторы, а адаптацию автомобильных, либо авиационных двигателей. Аналогичные проблемы можно было наблюдать и в Советском Союзе. Конечно, у нас практиковалось создание специальных моторов, например, для танка МС-1. Но чаще использовались либо автомобильные, либо авиационные двигатели, со своими плюсами (массовость и освоенность) и минусами (танку нужен специальный мотор определенной мощности и режимом работы).
Необходимость создания специальных моторов привело к созданию в 30-е годы целой массы отечественных танковых двигателей, как бензиновых, так и дизельных. Из них наиболее удачным стал В-2 (БД-2), разработанный на ХПЗ. Потребовалось время на его доводку, но в конце 1939 года В-2 все же приняли на снабжение Красной Армии. Еще до этого двигатель стал разрастаться в целое семейство, включая и 6-цилиндровую версию (В-3, далее, В-4, позже В-6). Не все из них попали в серийное производство. Одним из невезучих моторов стал 4-цилиндровый двигатель "744", разработанный КБ завода №185.
Надо сказать, что вопросы создания танковых дизелей поднимались на самом высоком уровне еще в самом начале 30-х годов. Например, в НАТИ разработали дизельный мотор Д-300, а на заводе "Большевик" - дизельный мотор ПГЕ. Эти моторы создавались до довольно тяжелых танков, отчасти являясь конкурентами двигателя БД-2. Но, с отличие от него, остались опытными. Между тем, в 1935 году был создан дизельный мотор ДТ-26. Фактически это была переделка штатного мотора Т-26 в дизельный. Согласно имеющимся данным, мотор развивал мощность 80 л.с. при 2000 об/мин. По сравнению с базовым мотором радиус действия Т-26, оснащенного ДТ-26, вырос на 57%. Но в серию данный двигатель не пошел. В том числе потому, что Т-26 предполагалось с производства снимать. Кто же знал тогда, что он продержится аж до 1941 года?
Надо сказать, что завод №174 совсем тему ДТ-26 не бросил. Согласно переписке, вторая попытка также оказалась неудачной. Дизельный вариант мотора Т-26 давал на 12% меньше мощности, чем штатный двигатель, который, кстати, смогли "прокачать", сняв мощность 120 л.с. против штатных 90 л.с. В 1938 году на заводе №185 были разработаны два мотора (Д-16-4 и Д-120), которые остались в проекте. Д-16-4 создаался на идеях дизелей Junkers, а Д-120 на основе дизелей Saurer. Наконец, в 1939 году завод №185 спроектировал еще три мотора - "724" инженера Дудникова, "744" инженера Макарова и "748" инженера Шпунта. Из них "724" проектировался на основе наработок по мотору Junkers, "748" использовал идеи дизелей Saurer, а "744" базировался на деталях мотора В-2.
Несмотря на отчаянные попытки завода №185 сделать моторы по иностранным образцам, АБТУ КА заинтересовалось именно "744". Активная переписка по данному мотору началась летом 1939 года. Интерес был понятен: работа по освоению двигателя В-2 подходил к финалу, а высокая степень унификации данного двигателя с "744". При этом стоит отметить, что аппетиты завода №174, который был заказчиком мотора, постепенно росли. Изначальный тематический план на 1939 года, в ходе которого разработали мотор "744", предполагал мощность 120-130 л.с., именно столько должен был развивать и этот двигатель. Но дальше требуемая мощность начала расти. А затем еще и появился проект танка сопровождения. В результате анонсированная мощность мотора в варианте для танка сопровождения "125" составляла 180 л.с..
Между тем, именно сам мотор "744" выглядел крайне интересно. Поскольку мотор проектировался под Т-26, располагался он лежа на боку (15 градусов к горизонту). Для того, чтобы вместить этот мотор в Т-26, требовались минимальные доработки надмоторной плиты. Самое интересное, что два мотора, которые завод №185 построил в конце 1939-начале 1940 года, оказались вполне работоспособными. Их протестировали на мощности 130, 145 и 160 л.с.. Более того, в ходе испытаний провели тесты, в ходе которых "744" развил мощность 200 л.с. при 1900 об/мин. То есть указанные 180 лошадиных сил для Т-125 не являлись фантазией. Да, имелись дефекты, но они во многом повторяли те, что наблюдались на В-2.
Согласно данным на лето 1940 года, "744", который испытали не только на стенде, но и в Т-26, развивал рабочую мощность 180 л.с. при 1800 об/мин и максимальную мощность 200 л.с. при 2000 об/мин. 27,5% деталей было унифицировано с В-2, а по объему работ унификация составляла 50%. Самое главное, что мотор этот был в металле. Главная проблема "744" состояла в том, что летом 1940 года он остался без танка. Т-126-1, где он предполагался ставиться, отвергли, а Т-26-1 постепенно снимали с производства. Последним танком, куда его пытались поставить, был Т-127.
Трагикомичность ситуации в том, что завод №185 создал двигатель, который был крайне необходим даже не танкам, а артиллерийским тягачам. Даже в варианте с мощностью 130-150 лошадиных сил он оказывался востребован для тягачей дивизионной и корпусной артиллерии. При этом у них не то, что дизельного мотора, а нормального бензинового двигателя не имелось. Испытания тягача ГАЗ-22 прекрасно показали, что мотор ГАЗ-11 для таких дел не годится, и даже мотор ЗИС-16 был слабоват. При этом о том, что в это время "закапывали" вполне удачный двигатель, проектировщики явно были не в курсе.
Стоит только сожалеть, что столь перспективный мотор оказался похоронен, так и оставшись неизвестным. В последний раз о нем вспоминали в 1941 году, и то как возможное возвращение Т-127. Печально, что 4-цилиндровый мотор, который получился весьма компактным, прошел мимо структур, занимавшихся тягачами. А потом была чехарда с моторами для Я-11/Я-12/Я-13, да и после войны использовали GM-овский мотор, хотя имелась возможность получить свой.
Автор выражает признательность Андрею Кононову (г. Ижевск) за помощь при подготовке данного материала
Список источников:
РГВА
РГАЭ
ЦГА СПб
Другие материалы по силовым установкам отечественной бронетанковой техники:
История производства танковых двигателей М-17Т на Горьковском Автомобильном Заводе в 1941-42 гг
Об авиационных корнях мотора БД-2 (В-2)
Отсутствие мотора для Т-50 в условиях отсутствия интереса его производить
Кочующий мотор ГАЗ-11 (ГАЗ-202) из танка Т-40