Найти в Дзене

История одной волны: как судебная тяжба может забрать даже самое ценное.

Знаменитую гравюру японского художника Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве», ставшую символом японского искусства, выставят на торги аукционного дома Sotheby's в Гонконге 22 ноября. Это не просто новость из мира искусства — это настоящая драма, в которой переплелись большие деньги, дружба, ставшая враждой, и неожиданные последствия судебных споров. Гравюра станет одним из 125 лотов, которые распродает японский художественный музей Окада в регионе Хаконэ, открывшийся в 2013 году. Основатель музея, миллиардер Кадзуо Окада, пошел на этот шаг, чтобы покрыть свои долги в размере 50 млн долларов. Его многолетние юридические проблемы начались с конфликта с американским бизнесменом Стивом Винном. Когда-то они были партнерами и вместе основали игорную империю Wynn Resorts, но позже обвинили друг друга в коррупции. Судебная тяжба завершилась лишь в 2018 году, однако Окада отказался оплачивать услуги своей юридической фирмы Bartlit Beck. Суд постановил взыскать требуемую сумму за счет акти

Знаменитую гравюру японского художника Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве», ставшую символом японского искусства, выставят на торги аукционного дома Sotheby's в Гонконге 22 ноября. Это не просто новость из мира искусства — это настоящая драма, в которой переплелись большие деньги, дружба, ставшая враждой, и неожиданные последствия судебных споров.

Гравюра станет одним из 125 лотов, которые распродает японский художественный музей Окада в регионе Хаконэ, открывшийся в 2013 году. Основатель музея, миллиардер Кадзуо Окада, пошел на этот шаг, чтобы покрыть свои долги в размере 50 млн долларов.

Его многолетние юридические проблемы начались с конфликта с американским бизнесменом Стивом Винном. Когда-то они были партнерами и вместе основали игорную империю Wynn Resorts, но позже обвинили друг друга в коррупции. Судебная тяжба завершилась лишь в 2018 году, однако Окада отказался оплачивать услуги своей юридической фирмы Bartlit Beck. Суд постановил взыскать требуемую сумму за счет активов, связанных с музеем.
Музей хранит сотни произведений искусства, которые Окада лично собирал десятилетиями. Теперь многим из них, включая бронзовые сосуды эпохи Шан, императорский фарфор эпохи Цин и древние корейские керамические изделия, грозит продажа с молотка.

«Большая волна в Канагаве» — не просто красивый образ. Это первая гравюра из знаменитой серии Хокусая «Тридцать шесть видов Фудзи», созданная в 1830-х годах. Она является ярким представителем стиля укиё-э («картины изменчивого мира») и признана одним из самых известных произведений японского искусства за пределами самой Японии.

Новаторство: Хокусай использовал импортный пигмент берлинская лазурь, что позволило добиться невероятной насыщенности цвета. Он также мастерски сочетал традиции японской гравюры с приемами европейской перспективы.

Всемирное влияние: Эта работа вдохновляла многих западных художников, включая Винсента ван Гога и Клода Моне, а композитор Клод Дебюсси поместил ее репродукцию на обложку партитуры своего произведения «Море».

Рыночная стоимость: В марте 2023 года одна из ранних копий этой гравюры была продана на аукционе Christie's за 2,76 миллиона долларов, установив рекорд для работ Хокусая.

Эта история — наглядный урок о том, как личные долги и юридические конфликты могут привести к потере ценнейших активов.

Стирание границ: Долг, возникший в одной сфере (игорный бизнес), был погашен за счет активов из совершенно другой (личная коллекция искусства). Это яркое напоминание, что для кредиторов личные активы владельца неотделимы от его бизнес-обязательств.

Долгоиграющие последствия: Даже когда основной конфликт исчерпан, остаются «хвосты» — например, непогашенные судебные издержки. Они способны запустить новый, не менее разрушительный виток проблем спустя годы.

Важность превентивных мер: Если бы активы музея были надлежащим образом юридически структурированы и отделены от личных рисков основателя (например, выведены в независимый фонд), уникальную коллекцию, возможно, удалось бы сохранить.

Печальная судьба «Большой волны» и всего собрания музея Окада — это яркое напоминание для любого собственника бизнеса. Конфликты и юридические риски могут иметь долгие последствия и привести к потере того, что было нажито непосильным трудом и не имеет прямого отношения к основной деятельности.

Главный урок — подходить к защите своего дела и активов комплексно, просчитывая риски на несколько ходов вперед.

Читайте нас в
Telegram и VK.