Найти в Дзене
Хроники вдохновения

Грандиозная битва: фанфики vs ориджиналы

Я же не первая и не единственная, кто слышал эту аксиому, что фанфики – второсортные произведения и литературой называться не имеют права? Это ведь все так или иначе слышали: что фанфики читать – значит, заниматься чем-то неприличным? Каждый же хоть раз видел округлившиеся глаза собеседника в ответ на простое: «Я зависаю на Книге фанфиков»?

Недавно я встречалась с ещё большим абсурдом, только на противоположном полюсе: одна очень смелая и дерзкая ай да авторка била себя в грудь пяткой и восхваляла себя и всех, кто пишет фанфики, потому что вся литература – это один большой фанфик (что-то слишком много «фанфиков» на единицу текста) и все авторы так или иначе копируют друг друга. Добавляла, что поколение постмодерна – молодцы, которые идут против правил и плевать хотели на всякие там законы Большой Литературы.

Что, простите?

Ну, правила в писательстве и я не признаю, и всё же говорить, что авторы фанфиков круче авторов оригинальных историй – это как-то слишком круто. А самое верное – просто не сравнивать. Потому что по сути и фанфики и ориджиналы – это два способа рассказать историю, и каждый из них привлекателен и сложен по-своему.

Объясню по порядку. Занудствовать буду долго и со вкусом, так что запаситесь терпением и печеньками. Но обещаю разбавить бубнёж байками с писательской кухни.

Я сама до недавнего времени сочиняла и писала только оригинальные истории. Я знаю, что многие начинают как раз с фанфиков и делают это осознанно: понравились герои в каком-нибудь фильме/сериале/цикле, которые по канону не вместе, но которых очень хочется свести, – и рождается очередной фанфик. Мои первые истории к таким тоже можно отнести, пусть и с натяжкой. И прежде чем пуститься в разъяснения, я, пожалуй, расскажу, в чём принципиальная разница.

-2

В любой композиции есть мир, в котором происходит действие, есть герои, есть законы, по которым и эти герои живут и мир функционирует. Есть также идея, которую хотел донести автор, есть матчасть, которую нужно очень хорошо изучить/продумать, чтобы получилась стоящая история, а не набор бессмысленных сцен. Есть, разумеется, своя логика, которая приводит историю к определённому концу. Когда ты воспринимаешь историю, как нечто самостоятельное, ты по-настоящему становишься писателем и пишешь так, что тебе верят читатели.

Так вот, при написании оригинальной истории и мир, и героев, и матчасть, и логику ты придумываешь и продумываешь сам. И идея чаще всего твоя, хотя вот тут ты можешь повторять других, и это не плагиат. А когда ты пишешь фанфик, ты работаешь в мире, который придумал другой автор, с героями, который написал другой автор, с матчастью и логикой, с которыми изначально работал другой. И поверьте мне, писать фанфик ничуть не легче, чем писать оригинальную историю. Если, разумеется, ты не пишешь какое-нибудь AU или ООС, пусть даже в этом случае хватает своих подводных камней.

Как человек, который уважает других рассказчиков и их труд, я к написанию фанфика всегда подхожу очень щепетильно. По-другому я не умею, иначе сама не буду верить истории, а значит, не поверят ей и мои читатели. И, честно, собственные истории, от и до придуманные мной, мне писать в разы легче, потому что лучше меня ни мой мир, ни моих героев, ни сеттинг знать не может никто.

Чтобы было понятнее, расскажу о том, как писала свой первый фанфик, потому что, наверное, это был самый волшебный мой опыт в писательстве, такого вдохновения и такой эйфории ни с одной другой историей я не помню и вряд ли испытаю это снова. Да и «Тёмный рай» остался самой чудесной моей композицией и по атмосфере, и по любовной линии, и даже по её концовке. До этого фанфика я писала свои истории, как раз тогда закончила «Девиантов» и планировала закончить трилогию «Диссонанса». Но жажда рассказать о любимом герое чуть больше ворвалась неожиданно.

-3

Известную дораму «Завтра» я посмотрела почти за год до этого. Сериал морально-тяжёлый, снят по комиксу, который написала талантливейшая Llama (вообще, вебтун яростно рекомендую, это невероятный сборник рассказов, взятых из жизни). Я не могу сказать, что «Завтра» стала моей самой любимой дорамой, «W: Меж двух миров» она так и не потеснила, но именно «Завтра» подарила мне знакомство с героем, который до сих пор стоит в моём списке на первом месте: тёмного жнеца Пак Джун Гиля (пишу в трепете, с ума сойти). Единственный минус этого потрясающего героя в том, что в сериале его катастрофически мало. При том, что, откровенно говоря, он в истории самый интересный персонаж. Но обо всём по порядку.

В «Завтра» рассказывается о жнецах, которые работают вместо психологов с теми, кто может покончить с собой, и отговаривают их от рокового шага. В сюжете объединены истории, взятые из жизни, и смотреть дораму очень и очень сложно. Режиссёр дорамы – профессиональный драматизатор и слёзовыжимальщик, не рыдал над сериалом только мёртвый, и идея, которую несут зрителям главные герои, проста: люди, оказавшиеся на краю, нуждаются в руке помощи и поддержке, в том, чтобы их выслушали. Мысль трогательная, но с ней сражается антитезис, который в дораме и высказывает мой любимый Пак Джун Гиль: «Чем убийство себя отличается от убийства другого человека?». И на идейном сражении этого героя с главной героиней держится вся интрига сериала. Ведь оба по-своему правы.

-4

Когда Пак Джун Гиль впервые появляется в сериале, медленно вышагивая по коридору какого-то ночного клуба и презрительно оглядывая бандитские разборки, в сердце он врывается с ноги. Я, помнится, от восторга по потолку готова была бегать и сестру чуть не оглушила, подзывая её посмотреть на «горячего мэна на экране». В последующих сериях тёмный жнец появляется точно так же: на несколько минут, чтобы устроить всем тотальные инфаркты, высказать своё «Фе!» главным героям и так же пафосно уйти из кадра. Я была свято убеждена, что героя ввели в историю чисто для украшения (ну, и для того, чтобы высказывать противоположную точку зрения). Пока Джун Гиль не ошарашил меня в последней серии своей… человечностью.

Вообще, в литературе таких героев называют «вредными персонажами». Это второстепенные герои, которые вечно отвлекают читателя/зрителя от главных и перетягивают на себя всё внимание. Потому что интереснее, загадочнее, бодрее и тому подобное. Но Пак Джун Гиль – единственный случай на моей памяти, когда вредный персонаж оказался… главным. Серьёзно: «Завтра» - это его история. История человека, который не боялся завтрашнего дня больше смерти и нашёл в себе мужество жить. В последней серии этот герой раскрывается с такой неожиданной стороны, идёт на такие негаданные поступки, что поначалу шокирует. А потом влюбляет окончательно. Я не знаю героя, способного любить сильнее, чем Пак Джун Гиль. Я не знаю никого более великодушного и милосердного. Я не знаю мужчину более мужественного, чем он (я сейчас о героях книг и фильмов, если что). Я была так им очарована (да и ныне очарована не меньше), что мне до слёз не хватало его в сериале. Его. Было. Мало.

-5

Но, как писатель, привыкший рассказывать исключительно свои истории, о такой вещи, как фанфик, я даже не помышляла. Просто это было вне моего мышления, мне и в голову не приходило, что можно взять и рассказать о нём чуть больше самой. Даже несмотря на то, что я читала альтернативку на последнюю серию, где возмущённый концовкой линии Джун Гиль/Рён автор рассказал свой конец их «любовной линии» (как-нибудь я настрочу разбор этой драматической истерии). Как мне вообще пришло в голову вписать в канон сериала линию Пак Джун Гиля, я даже не вспомню. Но когда я решила придумать ему свою историю…

Идея была как простой, так и, прошу прощения за самохвальство, гениальной в своей простоте: всего-то вписать вместо главного героя-парня девушку и сочинить историю любви её и тёмного жнеца. Я могла спокойно придумать сцены в фирме «Калейдоскоп», где главным героем был Пак Джун Гиль, а не все остальные. Я могла говорить о нём и только о нём, ведь я писала его историю. Я могла сочинять и спустить фантазию с цепей. Когда меня накрыло вдохновение, я чуть летать не начала. А потом поняла, что писать эту историю будет ох как непросто.

-6

На самом деле, так. Пак Джун Гиль не был моим героем, пусть я и отлично понимала все его поступки в отличие от огромного количества зрителей (как выяснилось позже, у меня с Джун Гилем один тип личности). Я не могла бездумно лепить из него влюблённого рыцаря, не могла писать ему любые романтические сцены. Иначе я бы ему не поверила, а тогда история потеряла бы всё своё очарование. Я хотела собственными глазами увидеть, как тёмный жнец будет вести себя с любимой женщиной. Я хотела, чтобы историю вёл он, а не я. Чтобы он поступал не так, как я ему прописала, а так, как бы он сам повёл себя в той или иной ситуации.

Это было очень сложно. Пусть я себя не помнила от эйфории, пусть, пока писала «Тёмный рай», видела Пак Джун Гиля во сне почти каждую ночь. Я не хотела писать отсебятину, но я должна была рассказать историю, которая тоже могла случиться, взгляни мы на оригинальную историю немного в другой перспективе. И что я сделала в итоге? Просто прислушалась к своему сердцу. Создавала ту или иную ситуацию и думала о том, как бы Пак Джун Гиль повёл себя в таких обстоятельствах. И когда я ему верила, я писала его поступки именно такими.

Получилось ли у меня это? Да. По признанию не одного моего читателя. По моим собственным ощущениям: у меня до сих пор чувство, что мне приоткрыли занавес и я подглядела историю, которую написала сама. Я верю тому герою, которого написала, пусть он и был создан другим автором. И если кто думает, что это было легко, тот сильно ошибается.

Спохватившись, я зашагала к тяжёлому столу руководителя Пака, старательно отводя глаза, и неловко примостила чёрный бархатный футляр (в такие обычно серебро и золото кладут, но никак не ручку) прямо поверх внушительной кипы бумаг, которые жнец явно изучал до моего прихода. Пак Джун Гиль вскинул бровь:

- Это что?

- Это… - я усилием воли уняла желание бежать из кабинета сломя голову и ровным голосом, не поднимая взгляда, проговорила: - Я хотела бы извиниться за недавний случай, руководитель Пак. Вы спасли мне жизнь, а я так и не поблагодарила вас за это, - я неловко кивнула, надеясь, что это сойдёт за положенный по этикету поклон. – Вот. Это моё «Спасибо» и «Простите», надеюсь, вы примете.

Если руководитель Пак и был обескуражен, он умело это скрыл. Вернее, от презрительной усмешки, скривившей его губы, я почувствовала себя полной идиоткой. И потушил моё смятение только восторг при виде того, как привычно легла в аристократические пальцы жнеца элегантная чёрная ручка. Я была права: она была идеальным подарком.

У лидера Группы сопровождения смягчились черты лица, и он равнодушно произнёс:

- Я тронут.

"Тёмный рай", глава 11

-7

Кстати, по названию. Почему «Тёмный рай»? Дело в том, что после знакомства с Пак Джун Гилем, который часто мне снился, я услышала роскошную песню Ланы Дель Рэй «Dark Paradise». Слова этой композиции певица словно писала про тёмного жнеца: и про то, что любимый ждёт её на той стороне, и про то, что будет любить вечно, что эта любовь не могла ошибиться. И музыка! Эти тоскливые, горькие и по-своему волшебные переливы будто рисуют нотами образ Джун Гиля. Ассоциация впечаталась в моё сознание так прочно, что с названием фанфика я думала недолго… И точнее я ничего не смогла бы найти.

О том, как писала остальные свои фанфики, я расскажу в следующих выпусках. Каждый случай интересен по-своему, и таких историй у меня с полдесяток. Если меня спросят, что писать интереснее: ориджиналы или фанфики, - я скажу, что каждая история захватывает по-своему. Главное то, о каком герое мне хочется рассказать: о своём или чужом. Если вы считаете, что писать фанфики легче, чем оригинальные истории, делитесь аргументами в комментариях, мне будет любопытно почитать. Если у вас есть свой опыт в написании историй по чужим канонам, мне будет любопытно вдвойне. Делитесь мыслями в обсуждении, я с удовольствием поделюсь рассказами из писательской кухни. Расскажите, знакомы ли вы с «Завтра» и Пак Джун Гилем. Может, у вас есть герой, который нравится вам так же сильно, как мне – тёмный жнец? А может, вы захотите сделать то же, что и я, и рассказать о любимом герое свою историю?

Жду ваших ответов и вопросов. И до следующего выпуска!

#писательство #фанфики #литература #творчество #Дорамы #Завтра #ПакДжунГиль #вдохновение #авторскаяистория #советыписателю