Найти в Дзене
транскрипт

Испытание пустотой: «Сират» Оливера Лаше

У Лаше события всегда происходят дважды: они дробятся на несколько обезличенных линий, а искусственно созданное взаимодействие демонстрирует надвигающуюся утрату. Речь идет не о том, чтобы продлить внимание, а о том, чтобы как можно дальше отсрочить то, что уберечь невозможно. Персонажи Лаше – это не силы, которые действуют, а материальные тела, которые должны из качественного перерасти в имманентное. Взаимодействие непрофессиональных актеров с профессиональными — соединение подлинного с постановочным — порождает новую иллюзию, в которой изображение становится «почти правдой» или убедительно правдивой ложью. Именно поэтому некоторые кадры повторяются. Лаше создает свой план, демонстрируя заранее карту, подобно тому, как в начале мы видим состав — а потом — то, к чему такое соединение привело, при этом деля время на неравные части, косвенно относящиеся к происходящему и тем самым конструирующие события.  Фильм начинается с того же, что и другие фильмы Лаше (“Мимозы”, “И придет огонь”)

У Лаше события всегда происходят дважды: они дробятся на несколько обезличенных линий, а искусственно созданное взаимодействие демонстрирует надвигающуюся утрату.

Речь идет не о том, чтобы продлить внимание, а о том, чтобы как можно дальше отсрочить то, что уберечь невозможно. Персонажи Лаше – это не силы, которые действуют, а материальные тела, которые должны из качественного перерасти в имманентное. Взаимодействие непрофессиональных актеров с профессиональными — соединение подлинного с постановочным — порождает новую иллюзию, в которой изображение становится «почти правдой» или убедительно правдивой ложью. Именно поэтому некоторые кадры повторяются. Лаше создает свой план, демонстрируя заранее карту, подобно тому, как в начале мы видим состав — а потом — то, к чему такое соединение привело, при этом деля время на неравные части, косвенно относящиеся к происходящему и тем самым конструирующие события. 

Фильм начинается с того же, что и другие фильмы Лаше (“Мимозы”, “И придет огонь”) — машина запускается. Образ-время в фильмах Лаше никогда не принадлежит кому-то — нет никого, кто занимает привилегированное экранное время. И именно поэтому смерть Эстебана настолько болезненна — у Эстебана не было времени, как и у других персонажей. Лаше понимает, что выйти за пределы кинематографа — это в каком-то смысле выйти на другое понимание времени, уничтожить внутреннее время — сделать его внешним настолько, насколько возможно — а значит, лишить его предела. То же самое касается и техно — беспредельного, и только потом — бесконечного звучания. Техно обнажает звук по своей природе — лишает его конфликта, создавая искусственное препятствие движущим силам, становясь организмом без качественного роста, но предполагающим внутреннее изменение. Так Лаше создает незаполненную область, освобождает для неё место.

-2

Приход Льюиса происходит наравне с другого рода событием – вторжением неизвестного, включенного в повествование. Ведь ироническое заключается в том, что Льюис сам приказал сыну пойти в машину вместе с собакой, “чтобы безопаснее было”. И сын умер. Льюис здесь и является затейником происходящего, хотя в жизни, обыкновенно, затевают что-то хиппари и наркоманы. Таков итог соединения кажущихся случайными объектов в преднамеренную цепочку судьбы – таков итог развития организма без роста — таков итог материализма, кажущимся возвышенным.

В отличие от Антониони, у которого пустыня ("Забриски Пойнт") — это метафора отчуждения, у Лаше пустыня — это имманентная сила. Она не отражает внутреннее состояние героя, а поглощает его, лишая различия. Дюмон в «29 пальм» также изображал пустыню как местность, лишенную какой-либо безопасности извне — где беззаконие царит до тех пор, пока не случится еще большее беззаконие. Для Лаше же область беззакония интересует скорее как тема, чем содержание и становление. Лаше всегда фиксирует только принципиальных личностей. Помимо этого, связующими являются именно те точки, где персонажи находится на стыке возвращения и отправления — те точки, где движение, казалось бы, не должно осуществиться. В «И придёт огонь» герой выходит на свободу, но возвращается к матери. В «Мимозах» — герои пересекают пространство пустыни, чтобы перенести тело шейха домой, но, как оказалось, вернуться смогли не все. И в «Мимозах» параллельные миры утверждают еще большее различие — потому что они не пересекаются между собой, в отличие от множественности «Страта». Ведь она предполагает: именно то, что произойти не должно — неизбежно происходит.

Может возникнуть предположение, что Лаше создает событийность непривилегированных объектов, как бы смыкая возвышенное с обыкновенным, но именно избыток реального не позволяет материальному возвысится. Избыток движения в фильме лишь констатирует тотальное отсутствие пределов, происходящих в нем, и именно поэтому большую часть фильма мы видим движение машин, рельсы, движение танца, движение звука и движение поезда, а путь в никуда становится всплывающим на поверхность пределом жанра роуд-муви. 

Есть данность, присущая этому весьма естественному с точки зрения развития кинематографа жанру — герои всегда обязаны пересечь пространство из точки А в точку Б. Безвозвратно и всегда пространственно. Даже если эта точка Б — выходит за пределы знания, которым они обладают, и им придется двигаться по диагонали — именно так герои и двигаются — основные изменения в фильме происходят геометрически, а не фактически. 

-3

В фильмах Лаше всегда взаимодействуют, провоцируя друг друга, несколько кругов. В первом круге всегда действует принадлежность к чему-то: круг закона. И это скорее касается не вопроса веры, религия и закон здесь — физическая величина. Второй круг — события, которые оказывают поначалу исключительно внешнее влияние — но никогда исключительно внешними не остаются. Такие события необходимо сигнифицируют о каком-то состоянии мира. 

К такого рода событиям можно отнести знаки, подразумевающие только конкретное: идея моста, по которому не могут пройти трое — девушка, ребенок и мужчина, непрофессиональные актеры в кадре, молитвы, крест. Герои в буквальном смысле погружаются в иной мир, пьют отвар аяхуяски — есть опыт, после которого вернуться назад невозможно. Эта зона, необходимая для создания давления, и создает сверхматериальные точки — предвестники события.

Есть и стыки иного рода, которые образуют этот самый третий круг — стыки, смыкающие квазидуальности между собой — технологии и Бога, профессиональных актеров и непрофессиональных, потенциальное и невозможное. Так, например, средний план возникает независимо от общего, их взаимодействие с одной стороны — последовательно, а с другой — предопределено — средний план всегда демонстрирует еще большее одиночество, чем общий. Лаше лишает своих персонажей (в том числе, и камеру) декоративности, но погружает их в декоративность. Персонажей окутывает только естественные цвета, не считая фары машин и космическое техно. Свет изливается в начале – и конце, подобно притче, в которой начало и конец разворачиваются одновременно.

-4

Задача общего плана как можно дальше отойти от среднего, на среднем, чаще всего неподвижном плане всегда происходит что-то ужасное, например, взрыв и падение Эстебана, в противоположность общему — на котором происходит движение.

Символическое и геометрическое образуют собой сцепку. Каждый раз, когда герои на среднем плане ступают по пути рацио, они неизбежно проделывают дорогу к собственной смерти. И каждый раз, когда это рацио выключается — происходит спасение. Дуальности постепенно стираются и вместе с этим — повествование расширяется. И движение от начала к финалу — это движение к смерти различий. Лаше рассекает противоположность символа и образа, чтобы создать новую противоположность, кажущуюся недвусмысленной. Ирония этого фильма также заключается в том, что такая игра различий и повторений делает абсолютно любое его буквальное прочтение возможным. Какое-угодно прочтение также возможно в том случае, когда взяты динамические частные объекты (человек, собака, мина) и обезличенные общие явления (рейв, война, пустыня). И происходит фактическая подмена — то, что должно действовать — претерпевает изменение, а то, что является обезличенным — становится действующим.

-5

Во всех известных религиях именно пустыня была испытанием и местом, где ясность — присущая любому испытанию – всплывает на поверхность. При этом в языческих культурах пустыня олицетворяла с собой бытие хаоса или являлась предвестником небытия. Можно выделить ряд особенной образа пустыни:

пустыня как встреча с Божественным (Место откровения, суда и очищения через потерю)

пустыня как Возвышенное (Место эстетического и духовного трепета перед лицом Природы)

пустыня как Светский Суд (Поле морального арбитража, где торжествует естественная справедливость)

пустыня как отсутствие альтернативы или испытания (пространство, где обнажается первозданная сущность человека).

Итак, Лаше берет ряд обезличенных пространств, изобилующих культурными смыслами — тревеллинг (как жанр), техно (как закон) и пустыню (как событие или действующее лицо). Вокруг дуальных областей возникают зазоры, через которые действуют иные силы. Техно — танец пустоты, танец вокруг пустоты — танец технологий. 

Третий круг — сюжет — чистая форма — стык. Параллельные миры, которые сталкиваются, но не сливаются. Они существуют в одном кадре, в одном моменте, но не порождают новый, высший смысл, а обнажают трещину.

Четвертое измерение, которое задается повествованием, буквально отсекается от зрителя, каждый кадр — все больше и больше материализует предыдущий, утверждает его реальность для зрителя — ведь необходимо, чтобы у зрителя не возникало никаких сомнений в том, что ему показывают.

При этом взаимодействие Закона, События и Жанра как будто бы должна привести к диалектическому синтезу. Но они существуют как тектонические плиты, создающие напряжение, с целью отсрочить достижение новой территории.

Молчание или паузы, казалось бы, приближают изображение к образу психоаналитика — стать абсолютно белым, пустым, чтобы зритель мог перенести на него все, что может перенести. И обратная тенденция — максимально обесточить время, создать синтагматические пространство. В первом случае — речь идет не просто о молчании, а о незнании. И возникает вопрос — каким именно образом из изображения извлекается знание, как именно кинематограф становится достоверным знанием. И в обоих случаях речь идет о принуждении.