Найти в Дзене

Истории на каждый день: 14 ноября в классической музыке

Ленинград еще не оправился от ран, но в его сердце уже звучала музыка. Первый авторский вечер Шостаковича после снятия блокады. Это история о том, как музыка становится оружием против тьмы. 14 ноября 1944 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся первый авторский вечер Дмитрия Шостаковича после снятия блокады Ленинграда. Война ещё не закончилась, но город, переживший невероятные испытания, уже начинал возвращаться к жизни. Композитор, переживший первые месяцы блокады и эвакуацию, вернулся в родной город, и его музыка стала символом надежды для измученных, но не сломленных жителей. Для ленинградцев, переживших голод и бомбёжки, этот концерт был больше, чем просто музыкальное событие. Это был акт духовного сопротивления, свидетельство того, что культура и жизнь побеждают разрушение. Звуки его произведений в тот вечер воспринимались не просто как искусство, а как глоток воздуха и обещание мирного будущего. Программа того памятного вечера была полностью посвящена камерным сочи
Оглавление
Ленинград еще не оправился от ран, но в его сердце уже звучала музыка. Первый авторский вечер Шостаковича после снятия блокады. Это история о том, как музыка становится оружием против тьмы.

Авторский вечер Дмитрия Шостаковича после снятия блокады

За роялем композитор, рядом — Дмитрий Цыганов и Сергей Ширинский.
За роялем композитор, рядом — Дмитрий Цыганов и Сергей Ширинский.

14 ноября 1944 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся первый авторский вечер Дмитрия Шостаковича после снятия блокады Ленинграда. Война ещё не закончилась, но город, переживший невероятные испытания, уже начинал возвращаться к жизни. Композитор, переживший первые месяцы блокады и эвакуацию, вернулся в родной город, и его музыка стала символом надежды для измученных, но не сломленных жителей.

Для ленинградцев, переживших голод и бомбёжки, этот концерт был больше, чем просто музыкальное событие. Это был акт духовного сопротивления, свидетельство того, что культура и жизнь побеждают разрушение. Звуки его произведений в тот вечер воспринимались не просто как искусство, а как глоток воздуха и обещание мирного будущего.

Программа вечера: что услышали измученные ленинградцы?

-2

Программа того памятного вечера была полностью посвящена камерным сочинениям Шостаковича, что создавало особую доверительную атмосферу. Вечер открывало Фортепианное трио № 2 ми минор — премьера, посвящённая памяти Ивана Соллертинского. За роялем был сам композитор, рядом с ним — скрипач Дмитрий Цыганов и виолончелист Сергей Ширинский, участники знаменитого Квартета имени Бетховена.

Затем прозвучал уже прославленный Фортепианный квинтет — сочинение, принёсшее Шостаковичу Сталинскую премию и любовь публики. В финале Квартет имени Бетховена впервые исполнил Струнный квартет № 2: ещё одна премьера, ещё один новый, острый и честный голос композитора военного времени.

Невероятная атмосфера и сила музыки, которая помогла выжившим в Блокаде

Ленинградцы встают и аплодируют в Большом зале филармонии.
Ленинградцы встают и аплодируют в Большом зале филармонии.

Атмосфера в Большом зале филармонии в тот вечер была особенной — его заполнили ленинградцы, всем сердцем помнившие ужасы блокады. Для них музыка Шостаковича стала не просто концертом, а настоящим актом духовного противостояния. Каждое новое произведение слушали с затаённым дыханием, а финальные аккорды вызывали шквал искренних, бурных аплодисментов.

Эта музыка стала для измученного города глотком свежего воздуха и символом возрождения. Публика, пережившая невероятные трудности, встречала композитора и музыкантов с воодушевлением, видя в их творчестве долгожданный праздник и надежду на возвращение к мирной жизни.

Значение события

Финальный поклон Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии.
Финальный поклон Дмитрия Шостаковича в Большом зале Ленинградской филармонии.

Концерт Шостаковича доказал, что даже после самых страшных испытаний жизнь возвращается — и в первую очередь через искусство. Он положил начало традиции авторских вечеров композитора в освобождённом городе, став знаковым событием не только для музыки, но и для всего Ленинграда.

Важную роль в этом сыграл Квартет имени Бетховена. Его выступление с Шостаковичем стало началом долгого творческого союза — впоследствии коллектив стал настоящим «квартетным голосом» композитора, первым исполняя его новые произведения. А сочинения, прозвучавшие тогда, сегодня считаются классикой и входят в золотой фонд русской музыки XX века.

А ещё в этот день...

Скрываются самые загадочные и неоднозначные фигуры в музыке. Здесь сошлось всё: гендерные предрассудки, семейные диктаты и шпионские страсти эпохи барокко.

Человек, который научил барокко говорить: день памяти Кристофа Бернхарда

Кристоф Бернхард, 1628–1692 гг.
Кристоф Бернхард, 1628–1692 гг.

14 ноября 1692 года не стало Кристофа Бернхарда — композитора, чьи научные труды ценили не меньше, чем его музыку. Его путь — это настоящая история успеха эпохи барокко: из бедного хориста из Кольберга он превратился в придворного музыканта в Дрездене, где его наставником стал сам Генрих Шютц.

Бернхард был настоящим «гражданином мира» своего времени: Италия, Гамбург, снова Дрезден. В Гамбурге он возглавлял музыкальную жизнь города, а позже вернулся ко двору саксонского курфюрста уже на позицию главного капельмейстера, став непререкаемым музыкальным авторитетом.

Однако главный вклад Бернхарда — не в операх, а в музыкальной науке. В своём трактате он детально разобрал музыкально-риторические фигуры — особые приёмы, с помощью которых композитор заставляет мелодию вздыхать, восклицать или скорбеть. Именно он описал знаменитый passus duriusculus — то самое тягостное нисходящее движение, которое мы сегодня узнаём в скорбных страницах баховских страстей.

Рождение дирижёра судьбы Моцарта

Леопольд Моцарт, 1719–1787 гг.
Леопольд Моцарт, 1719–1787 гг.

14 ноября 1719 года в Аугсбурге родился человек, без которого мир никогда не услышал бы гения Моцарта — его отец, Леопольд Моцарт. Его собственная судьба могла сложиться иначе: родители готовили его к духовной карьере, но страсть к музыке перевесила. Леопольд стал блестящим скрипачом, придворным композитором в Зальцбурге и автором знаменитого учебника — «Опыт основательной школы игры на скрипке».

Символичное совпадение: трактат, ставший главным пособием для скрипачей Европы, был издан в 1756 году — точно в год рождения его гениального сына, Вольфганга Амадея. Именно Леопольд первым разглядел и взрастил талант детей, посвятив жизнь их образованию и организации знаменитых гастролей. Споры о нём не утихают — был ли он строгим ментором или властным отцом? Но ясно одно: этот человек не просто учил музыке — он управлял судьбой величайшего композитора в истории.

Рождение последнего венского классика: Иоганн Непомук Гуммель

Иоганн Непомук Гуммель, 1778–1837 гг.
Иоганн Непомук Гуммель, 1778–1837 гг.

14 ноября 1778 года в тихом Пресбурге, ныне Братислава, родился мальчик, которому суждено было замкнуть эпоху венской классики. В семье оркестрового музыканта Иоганнеса Гуммеля, отца будущего композитора, быстро заметили: ребёнок не просто любит музыку — он будто ею думает. К четырём годам он уже уверенно разбирал ноты, к шести играл на скрипке и фортепиано, а дальше всё пошло стремительно.

Когда Иоганну Непомуку исполнилось восемь, его привезли в Вену и показали Моцарту. Тот так поразился одарённостью мальчика, что не только согласился заниматься с ним бесплатно, но и поселил его у себя дома на два года. Мальчик слушал репетиции, видел, как рождаются новые партитуры, и впитывал сам дух венской музыкальной столицы.

Позже он станет учеником Гайдна и Сальери, знаменитым пианистом, капельмейстером в Веймаре и другом Гёте, а его сочинения будут служить мостиком от ясного мира классицизма к зарождающемуся романтизму. Недаром Гуммеля часто называют «последним венским классиком» и одним из тех, через кого ниточка от Моцарта дотянулась до Шопена и Листа.

Что, если бы Бетховеном родилась девочка? История Фанни Мендельсон

Фанни Мендельсон, 1805–1847 гг.
Фанни Мендельсон, 1805–1847 гг.

14 ноября 1805 года в семье банкира Мендельсона родилась девочка, чей музыкальный талант был виден с самого детства. Её назвали Фанни. В доме, где царила культура, она быстро стала вундеркиндом — в юном возрасте она могла по памяти сыграть все прелюдии Баха из «Хорошо темперированного клавира». Её дарование не уступало таланту младшего брата, Феликса Мендельсона, для которого она стала первым советчиком и критиком. Именно Фанни организовывала знаменитые воскресные концерты в их берлинском доме, где звучала и её музыка.

Однако век был суров к женщинам-композиторам. Ей был уготован путь «тени гения». В знаменитом письме отец прямо заявил ей, что для Феликса музыка — профессия, а для неё — лишь «украшение». Но Фанни Мендельсон-Хензель не сдалась. Она продолжала творить, оставив после себя наследие в более чем 450 произведений — камерную музыку, фортепианные циклы и песни. Большая часть этих шедевров при жизни автора так и не была опубликована, и лишь сегодня её имя по праву возвращается из забвения.

Сын иммигрантов из Российской империи, придумавший «звук Америки». История Аарона Копленда

Аарон Копленд, 1900–1990 гг.
Аарон Копленд, 1900–1990 гг.

14 ноября 1900 года в бруклинской квартире над семейным магазином родился мальчик, которому было суждено создать «американский звук» в классической музыке. Его звали Аарон Копленд. Родители-иммигранты видели его будущее в надежном деле, но юного Аарона манило к себе пианино. Его упорство привело его в Париж — в класс легендарной Нади Буланже, где он и понял, что хочет писать не абстрактную музыку, а услышанные в детстве свист паровозов, ковбойские напевы и гул большого города.

Вернувшись на родину, Копленд смешал академическую традицию с фольклором и джазом, создав свой узнаваемый стиль — просторный, как американские прерии, и светлый, как утро в большом городе. Сегодня его произведения — «Аппалачская весна», «Родео» и мощная «Фанфара для простого человека» — стали настоящей звуковой визиткой США. А начиналось же всё с подростка, помогавшего в лавке и по ночам переписывавшего свои первые партитуры, даже не подозревая, что в будущем его назовут голосом целой нации.

А какая история из этого выпуска произвела на вас самое сильное впечатление? Поделитесь в комментариях.

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #Шостакович #ФанниМендельсон
#ЛеопольдМоцарт #АаронКопленд #ИоганнГуммель #КристофБернхард

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.