Здарова новогодние камрады, Юрич у руля!
Вы никогда не задумывались, почему многие современные тачки, даже с бодрыми на бумаге моторами, едут как-то... лениво? 😴 Почему новую машину на светофоре иногда потряхивает, будто у неё озноб? И откуда это ощущение, что старый дедовский "атмосферник" из 90-х был как-то честнее и живее? У самого было много старых машин, и по ощущениям мои Primera p10 и jetta на 2.0 ехали бодрее современного кашкая!
Первая мысль — что-то сломалось. Но чаще всего ответ другой: всё работает штатно. Именно так, как было задумано инженерами, которых крепко взяли за одно место экологи. Кто не понял - за яйца. Их взяли крепко за яйцы.💪
Сегодня мы не будем спорить о важности чистого воздуха и пропусках во впуске. Давайте лучше, как обычно, заглянем под капот и без эмоций разберём, какими именно ухищрениями автопроизводители впихивают моторы в жёсткие рамки "Евро-5" и "Евро-6". И как эти "улучшения" бьют по ресурсу, надёжности и нашим кошелькам. Для меня этот вопрос особенно остро стоит , так как на своей Kia rio xline я уже замучался бороться с заниженными оборотами ХХ, которые никак нельзя повысить. Изза чего, складывается ощущение, что мотор подтраивает.
Итак, погнали к причинам:
№1. Холостые обороты на грани обморока 🥴
Это то, что видно невооружённым глазом. Смотришь на тахометр прогретой машины, а стрелка лежит на 600-650 оборотах. По кузову идёт мелкая, противная дрожь. Ощущение, будто мотор сейчас заглохнет. Это не брак, это фича.
Что из-за этого страдает (ломается)?
В первую очередь — подушки (опоры) двигателя и коробки. Они просто не рассчитаны на постоянную низкочастотную вибрацию и "устают" гораздо быстрее. Резина трескается, рвётся, и вот ты уже едешь в сервис менять недешёвые детали.
Как влияет на ресурс двигателя? ⚠️
На таких низких оборотах падает производительность масляного насоса. Ну как падает - она пониже, чем если оборот больше😀. Это может приводить к масляному голоданию на холостых. Смазки меньше, износ больше. Плюс, постоянная вибрация — это лишняя нагрузка на цепь ГРМ и её натяжители.
Есть ли реальная польза? 🤦♂️
Только для цифр в отчёте производителя. В сертификационном тесте есть фаза простоя, и чем ниже обороты, тем меньше выброс CO2. Для нас с вами пользы ноль. Экономия топлива — мизерная, а вот потенциальный ремонт — вполне реальный.
№2. Двигатель, который дышит выхлопом (Система EGR)
Звучит дико, но это так. Система рециркуляции отработавших газов (EGR) заставляет мотор вдыхать часть собственного выхлопа.
Что из-за этого страдает (ломается)?
Впускной коллектор и впускные клапаны. Ебёныч, вы бы видели, во что они превращаются! Сажа из выхлопа смешивается с маслом из вентиляции картера и оседает на стенках толстым слоем липкой дряни ⚫. Впускные каналы зарастают так, что двигатель буквально перестаёт дышать.
Как влияет на ресурс двигателя? ☠️
Закоксованный впуск — это потеря мощности и рост расхода. Но хуже другое: абразивные частицы сажи, попадая в цилиндры, работают как наждачка, ускоряя износ поршневой группы. Отсюда и масложор, и прямая дорога к капиталке.
Есть ли реальная польза? 🤔
Для экологии — да. Добавление выхлопных газов снижает температуру горения, а это уменьшает образование самых ядовитых оксидов азота (NOx). Для мотора — это мина замедленного действия. Также, сокращяется время прогрева.
№3. Сажевый фильтр (DPF/GPF)
Эта штука в выхлопной системе ловит сажу. В теории, фильтр должен сам себя очищать — "прожигать" накопленную сажу. Но на практике...
Что из-за этого страдает (ломается)?
Сам сажевый фильтр. Если вы ездите в основном по городу, в пробках, нормальный прожиг не запускается. Фильтр забивается. Цена нового — как крыло от самолёта 💸. Турбина — она страдает от повышенного противодавления в выхлопе. Моторное масло — при неудачных попытках прожига в него попадает солярка или бензин, разжижая его и убивая смазывающие свойства.
Как влияет на ресурс двигателя? 💣
Езда на разбавленном топливом масле — это смертный приговор для мотора. Идёт катастрофический износ вкладышей, распредвалов, поршневой. Это не шутки.
Есть ли реальная польза?
Для чистоты городского воздуха — да. Мелкая сажа — жуткий канцероген. Для владельца — это дорогой и капризный узел.
Покупка б/у машины с такой системой — всегда риск. Забитый "сажевик" — это огромная финансовая мина. Мы когда ищем тачки, всегда проверяем состояние выхлопной системы сканером , эндоскопом. Если не хочешь играть в эту лотерею, ты знаешь, что делать. В моём телеграм-боте два слова: "Подбор" для РФ и "Заказ" для Кореи/Китая..
№4. Цифровой ошейник (Эко-мозги мотора и КПП) 🐢
Знакомое чувство: жмёшь на газ, а машина сперва думает, и только потом нехотя начинает ехать? Это не поломка. Это "экологичная" прошивка, которая сглаживает все твои резкие команды.
Ярчайший пример — знаменитые роботы DSG, особенно сухая DQ200, которую ставили на кучу машин VAG, включая народную Skoda Octavia. Эта коробка — чемпион по езде "внатяг". Она может воткнуть 7-ю передачу уже на 60 км/ч, а потом "пилить" на ней, пока скорость не упадёт почти до пешеходной. Чтобы заставить её скинуть пару передач вниз, педаль надо буквально продавить в пол. Всё ради того, чтобы держать мотор на минимально возможных оборотах для экономии. Это , кстати, было сделано не только ради экологии, но и для продления срока службы самок кпп и ее сцеплений.
Но инженеры пошли ещё дальше. Именно гонка за экологией и топливной экономичностью породила массовое нашествие вариаторов (CVT). С точки зрения эко-логики, это идеальная трансмиссия. Она не имеет ступеней и может постоянно держать двигатель в самом эффективном диапазоне оборотов, выжимая из каждой капли топлива максимум. Правда, ценой монотонного гула и, зачастую, не самого выдающегося ресурса.
Что из-за этого страдает (ломается)?
Страдает ваша безопасность и нервы. Когда нужно быстро ускориться для обгона, а машина "думает", это может плохо кончиться. Ведь вариаторы зачастую гидротрасформаторные, что не добавляет им скорости работы . Страдают и сами трансмиссии, которые работают в неоптимальных режимах.
Как влияет на ресурс двигателя? 💔
Постоянная езда на низких оборотах "внатяг" — это детонационные нагрузки, которые разрушительно действуют на элементы мотора.
Есть ли реальная польза? 🤷♂️
На бумаге в лабораторных тестах — да. Расход топлива и выбросы выглядят красиво. В жизни, чтобы ехать нормально, ты давишь газ сильнее, и вся экономия улетучивается.
№5. Система Старт-Стоп
Идея хорошая: остановился в пробке — мотор заглох, не коптишь. Но давайте посмотрим на это с точки зрения железа.
Что из-за этого страдает (ломается)?
Стартер, который теперь работает в 1000 раз чаще. Аккумулятор (специальный и очень дорогой). Цепь ГРМ, которая получает ударную нагрузку при каждом запуске.
Да, стартеры в таких авто используются специальные, но в случае поломки как ремонт так и сам стартер будет стоить в несколько раз дороже, чем обычный. Я на своей рио уже успел поменять втягивающее.
Как влияет на ресурс двигателя? 🪦
Каждый запуск мотора — это несколько секунд работы практически без смазки. Особенно страдают вкладыши коленвала. Умножьте этот износ на сотни запусков в день в городской пробке, и поймёте, почему ресурс таких моторов заведомо ниже.
Есть ли реальная польза?
Для производителя — да, ещё одна галочка в отчёте по экологии. Для владельца — сомнительная экономия топлива в обмен на ускоренный износ жизненно важных и дорогих деталей.
Так что же в итоге? Мы не против чистого воздуха. Но мы должны понимать, что за всё приходится платить: сложностью, снижением надёжности и потерей удовольствия от вождения. Наша задача — знать эти слабые места своей машины и уделять им внимание.
Если любишь такие честные разборы, заглядывай в мой телеграм-канал @autosoviet. Там мы постоянно копаемся в подобных неочевидных, но важных вещах.