Найти в Дзене

Топонимика на пути туристической группы И. Дятлова

Одним из проявлений исторической памяти народа является устное народное творчество, прежде всего легенды, предания, многие из них являются отражением, пусть иногда искаженным, реальных событий. В рамках данной статьи будут освещены топонимы, которые встречались (либо должны были встречаться) на маршруте группы туристов под руководством Игоря Дятлова в Ивдельском районе Свердловской области. Они связаны с мансийским языком и легендами, связанными с местностью. Манси - малочисленный финно-угорский народ, довольно компактно проживающий на Северном Урале. Они жили в его предгорьях уже за 2 - 3 тысячи лет до н.э. Как это ни странно звучит, но маршрутный лист И. Дятлова так и не был обнаружен, или был умышленно скрыт следствием, чтобы не выдать реальное место гибели группы. Первым упоминанием о фактическом маршруте группы Дятлова мы находим в радиограмме поискового штаба: "...След видел пастух Анямов Андрей. ...следы направляются от верховьев Ауспии от ее направления восточного склона Ур

Одним из проявлений исторической памяти народа является устное народное творчество, прежде всего легенды, предания, многие из них являются отражением, пусть иногда искаженным, реальных событий.

В рамках данной статьи будут освещены топонимы, которые встречались (либо должны были встречаться) на маршруте группы туристов под руководством Игоря Дятлова в Ивдельском районе Свердловской области. Они связаны с мансийским языком и легендами, связанными с местностью. Манси - малочисленный финно-угорский народ, довольно компактно проживающий на Северном Урале. Они жили в его предгорьях уже за 2 - 3 тысячи лет до н.э.

Как это ни странно звучит, но маршрутный лист И. Дятлова так и не был обнаружен, или был умышленно скрыт следствием, чтобы не выдать реальное место гибели группы. Первым упоминанием о фактическом маршруте группы Дятлова мы находим в радиограмме поискового штаба: "...След видел пастух Анямов Андрей. ...следы направляются от верховьев Ауспии от ее направления восточного склона Урала к северу к верховьям Лозьвы, также на западном склоне хребта по верховьям рек Ванья и Вишера...".

Основными целями туристического похода были достижения вершин Отортен и Ойкочакур. По пути они преодолели Серов,

Ивдель и Вижай. Согласно деталям дела, туристы прошли на лыжах вдоль реки Лозьвы и ее притоке Ауспии по тропе манси. 31 января дятловцы подошли к горе Холатчахль (в переводе с мансийского означает "Гора мертвецов"), в то время более известной как "высота 1079". 1 февраля группа поднялась на склон горы Холатчахль, где туристами было принято решение остановиться. Что случилось в эту ночь, неизвестно до сих пор.

р. Лозьва // fb.ru
р. Лозьва // fb.ru

р. Ауспия // isllgan.ru
р. Ауспия // isllgan.ru

Горный хребет Поясовый камень // semantic.uraic.ru
Горный хребет Поясовый камень // semantic.uraic.ru

Перевал Дятлова, гора Отортен - аэрофотосъемка Урала
Перевал Дятлова, гора Отортен - аэрофотосъемка Урала

Перевал Дятлова с вершины г. Холатчахль // pikabu.ru
Перевал Дятлова с вершины г. Холатчахль // pikabu.ru

Лозьва - основная река, вдоль русла которой продвигалась группа. Левый приток р. Тавда, длина 637 км. Исток - оз. Лунтхусаптур. Местоположение - хребет Поясовый камень. Современное имя реки является производным от мансийского "Лусум-Я", происхождение которого неизвестно. Исток находится в небольшом озере Лунтхусаптур ("озеро гусиного гнезда" - мансийск.), расположенное на южных склонах горы Отортен (восточная сторона Поясовый камень). Поясовый камень - известный горный хребет. Здесь находятся две его вершины, которые у коренных жителей народа манси пользуются дурной славой. Название горы Отортен на языке манси означает "Не ходи туда".

Ауспия - правый приток Лозьвы. Длина - 29 км. Рядом с горой Холатчахль и рекой Ауспией находится перевал Дятлова. Название в оригинале "Аукспи" (мансийск.), происхождение данного слова неизвестно.

Холатчахль (манс. Холат-Сяхл, иногда "высота 1079), гора на границе Республики Коми и Свердловской области. Название заимствовано из мансийского языка. Существует две версии значения названия: 1. "Мертвая вершина" за отсутствие растительности и мрачный характер покрытой лишь каменными осыпями и лишайником вершины (В.А. Варсанофьева). 2. "Гора мертвецов" после гибели туристов. 3. В современных работах по топонимике Северного Урала название связывается с мансийскими легендами о всемирном потопе и гибели людей на горе в далеком прошлом.

Унья (Ванья), Вишера и Ниолс - реки, по верховьям истоков которых планировалось пройти вдоль хребта Поясовый камень после восхождения на гору Отортен. Унья - левый приток р. Печора, начинается на западном склоне Северного Урала. Вишеру манси называли Пассер-Я, что означает "большая вода". Наиболее вероятно, что гидроним "Вишера" возник в европейской части России, а позже перешел на Урал вместе с новгородцами, у которых еще в X - XI вв. здесь пролегал водный путь. Известный уральский лингвист А.К. Матвеев предполагал, что в основе имени реки - древнее финно-угорское название со значением "водный путь". Ниолс - левый приток Вишеры. Исток находится на склоне Урала, недалеко от границы со Свердловской областью.

Что же скрывает Отортен? Как бы там ни было, гора хорошо защищается от непрошенных гостей.