5 ноября 2025 года произошло событие, которое кардинально изменило правовой статус тысяч иностранных граждан. Опубликова Указ Президента № 821, который установил временный порядок приема в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства. Этот документ, вступивший в силу со дня официального опубликования, стал логическим продолжением политики государства по признанию заслуг иностранных воинов на полях боевых действий.
Указ № 821 представляет собой историческое решение, которое упрощенный механизм натурализации для специфической категории населения – иностранных граждан, участвовавших в специальной военной операции. В отличие от общего порядка получения российского гражданства, предусматривающего многолетний процесс с рядом условий и ограничений, новый временный порядок значительно сокращает бюрократические процедуры и устраняет многие препятствия, которые ранее стояли перед иностранцами на пути к получению паспорта Российской Федерации.
Важность этого указа заключается не только в правовых аспектах натурализации, но и в его глубоком символическом значении. Государство признает, что люди, вне зависимости от своей национальной принадлежности, которые добровольно пришли защищать Россию и рисковали своими жизнями, заслуживают полного признания и интеграции в российское общество. Это решение также отражает серьезные намерения Кремля по привлечению иностранных добровольцев и созданию благоприятных условий для их долгосрочного проживания и социальной адаптации на территории Российской Федерации.
Основные категории иностранцев, имеющие право на быстрое получение российского паспорта
Указ Президента № 821 устанавливает четкий перечень лиц, которые могут подать заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с новым временным порядком. В первую очередь, это дееспособные мужчины в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет, которые заключили контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или спасательных воинских формированиях Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Норма охватывает три варианта служебной истории: тех, кто подписал контракт после 24 февраля 2022 года на срок не менее одного года; тех, кто заключил контракт до указанной даты, но продолжал проходить военную службу в период проведения специальной военной операции; и тех, кто уволился из вооруженных сил по различным причинам, включая истечение срока службы, достижение предельного возраста или по состоянию здоровья.
Помимо военнослужащих, новый порядок распространяется и на членов их семей. Согласно положениям Указа № 821, право на натурализацию имеют супруги, дети и родители военнослужащих-иностранцев, включая семьи тех, кто погиб при исполнении своего воинского долга. Это решение имеет огромное гуманитарное значение, поскольку дает возможность семьям павших героев остаться в России и начать новую жизнь под защитой Российской Федерации. Аналогично, в список лиц, имеющих право на гражданство, включены члены семей граждан России, которые сами участвовали в специальной военной операции и являются иностранцами.
Существует также отдельная категория иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были признаны негодными к военной службе при поступлении на службу по контракту. Согласно документу, решение о негодности должно быть принято совместной комиссией пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата, либо решением аттестационной комиссии воинской части. Таким образом, даже те иностранцы, которые не смогли служить по медицинским причинам, но прошли процедуру отбора, получают право на упрощенное получение российского гражданства.
Ограничения и исключения: кто остается вне рамок нового порядка
Несмотря на широту полномочий, установленных Указом Президента № 821, существуют четкие ограничения, которые определяют круг лиц, не имеющих права воспользоваться новым временным порядком. Наиболее важное исключение касается граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с положениями указа остаются вне действия этого механизма натурализации. Официальная причина этого исключения связана с особыми отношениями между Россией и Беларусью, в том числе с политическими соображениями и правовыми аспектами интеграции белорусских граждан в российское общество.
Возрастные ограничения также играют важную роль в определении круга лиц, имеющих право на натурализацию. Основной порядок применяется к дееспособным мужчинам в возрасте от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Это означает, что женщины-иностранки, не являющиеся супругами или родителями военнослужащих-мужчин, не могут использовать этот упрощенный порядок. Аналогично, лица, достигшие шестидесяти пяти лет, выходят за границы возрастного ценза, даже если они в остальном соответствуют всем требованиям указа.
Требование дееспособности также исключает из поля действия нового порядка лиц, признанных недееспособными в судебном порядке. Это требование введено в целях предотвращения злоупотреблений и обеспечения того, чтобы заявители понимали правовые последствия приобретения российского гражданства и могли осознанно принять соответствующее решение. Таким образом, даже иностранец, отвечающий всем другим критериям, не сможет подать заявление о натурализации, если он лишен дееспособности на основании решения суда.
Документальное обеспечение: какие бумаги нужно собрать для получения российского паспорта
Процесс натурализации иностранного гражданина в соответствии с Указом № 821 требует предоставления специфического набора документов, которые подтверждают статус заявителя и его право на упрощенное получение гражданства. Первый и наиболее важный документ – это копия контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или спасательных воинских формированиях. Если оригинальный контракт отсутствует, допускается предоставление нотариально заверенной копии документа.
Для тех иностранцев, которые заключили контракт до 24 февраля 2022 года, требуется справка, подтверждающая, что заявитель проходил военную службу в период проведения специальной военной операции. Эта справка выдается компетентными органами Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими военными командованиями. Для уволенных из армии лиц необходимо предоставить выписку из приказа об увольнении с указанием причины увольнения, которая может быть связана с истечением срока контракта, достижением предельного возраста для прохождения военной службы или состоянием здоровья.
Также требуется документ, удостоверяющий личность и гражданство заявителя. В качестве такого документа признаются паспорт, удостоверение личности или иные документы, выданные уполномоченными органами иностранного государства. Если заявитель изменил свою фамилию, имя или отчество, необходимо предоставить документ, подтверждающий перемену этих данных. К пакету документов необходимо приложить три фотографии заявителя размером 35 на 45 миллиметров, выполненные согласно установленным требованиям.
Для лиц, уволенных из армии по состоянию здоровья, или тех, кто признан негодным к военной службе, требуется предоставление медицинских заключений и справок, подтверждающих состояние здоровья. Если заявитель одновременно просит принять в гражданство своего несовершеннолетнего ребенка, необходимо предоставить свидетельство о рождении ребенка, документы, удостоверяющие личность ребенка, и три фотографии ребенка аналогичного размера. Для членов семей погибших при исполнении воинского долга требуются документы, подтверждающие смерть основного заявителя и наличие семейных отношений.
Процедура подачи заявления и инстанции, куда следует обращаться
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента № 821 подается в территориальное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постоянного или временного проживания заявителя. Если иностранец не зарегистрирован и не проживает постоянно в каком-либо определенном месте, он может подать заявление в подразделение МВД в том месте, где он фактически находится в момент обращения. Это правило значительно облегчает процедуру для военнослужащих и бывших военных, которые могут находиться в различных местах во время подачи документов.
При подаче заявления важно помнить, что документы должны быть оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными Положением о временном порядке приема в гражданство. Сотрудники подразделения МВД проверят полноту и корректность документов, а также проведут первичную беседу с заявителем для уточнения информации и выяснения его намерений. После принятия заявления в полном объеме начинается процесс рассмотрения.
Сроки рассмотрения заявления о приеме в гражданство в соответствии с временным порядком значительно сокращены по сравнению с обычным процессом натурализации. Это делает процедуру значительно более привлекательной и эффективной для иностранных граждан, которые хотят получить российский паспорт. Решение о приеме или отказе в приеме в гражданство принимается уполномоченными органами МВД и передается заявителю в установленном порядке.
Альтернативный путь: получение вида на жительство для иностранных граждан, служивших России
Параллельно с упрощенным порядком натурализации Указ Президента № 821 предусматривает также новый порядок выдачи вида на жительство в Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства. Вид на жительство представляет собой важный документ, который дает иностранцу право на долгосрочное проживание в России (обычно на пять лет с возможностью продления) без необходимости получения российского гражданства. Это решение позволяет иностранным гражданам остаться в России на длительный срок и создать себе новую жизнь, при этом сохраняя свое первоначальное гражданство.
Право на получение вида на жительство имеют иностранные граждане и лица без гражданства, которые заключили контракт о прохождении военной службы на срок не менее одного года или признаны негодными к военной службе при поступлении на военную службу по контракту. Это означает, что такие лица не обязаны идти по пути быстрого получения гражданства, но могут выбрать промежуточный статус вида на жительство для более гибкого планирования своего правового положения. Кроме того, супруги, дети и родители таких иностранных граждан, включая членов семей погибших, также получают право на получение вида на жительство.
Вид на жительство является особенно привлекательным вариантом для тех иностранцев, которые хотят иметь возможность временно вернуться на свою родину, сохраняя при этом право на проживание в России. В отличие от гражданства, вид на жительство позволяет иностранцу сохранить гражданство своей родной страны и не принимать сложное решение об окончательном переходе в российское гражданство. Это особенно важно для тех лиц, которые имеют семью или значительные интересы в других странах.
Практические советы для заявителей: как подготовиться к процедуре натурализации
Для успешного прохождения процедуры натурализации в соответствии с Указом Президента № 821 необходимо тщательно подготовиться и проверить наличие всех необходимых документов задолго до подачи заявления. В первую очередь, рекомендуется составить полный список всех документов, необходимых для подачи, и проверить их наличие. Если какой-либо из документов отсутствует, следует своевременно запросить его в компетентных органах или командовании того места, где служил иностранный гражданин.
Особое внимание следует уделить фотографиям, так как они должны соответствовать строгим требованиям, установленным для документов, удостоверяющих личность. Фотографии должны быть выполнены в профессиональной студии, иметь четкий фон, не содержать никаких посторонних предметов и отражать актуальный внешний вид заявителя. Рекомендуется сделать фотографии заранее, чтобы избежать задержек с подачей заявления.
При подготовке документов убедитесь, что все копии документов правильно заверены. Нотариально заверенные копии всегда более предпочтительны, особенно если речь идет о важных документах, таких как контракт о военной службе или медицинские справки. Перед посещением подразделения МВД рекомендуется позвонить и узнать о графике приема и возможных дополнительных требованиях, которые могут быть установлены на местном уровне. Каждое региональное подразделение МВД может иметь специфические требования или особенности процедуры.
Если заявитель испытывает сложности с языком, рекомендуется обратиться в специализированное юридическое агентство, которое может оказать профессиональную помощь в подготовке документов и сопровождении в ходе процедуры. Профессиональная помощь юриста или миграционного консультанта может значительно упростить процесс и избежать потенциальных ошибок, которые могут привести к отказу в принятии заявления.
Сравнение временного порядка с общей процедурой получения российского гражданства
Получение российского гражданства в общем порядке требует соблюдения довольно строгих и продолжительных условий. Обычно иностранец должен сначала получить разрешение на временное проживание (РВП), затем вид на жительство (ВНЖ), и только после этого может подавать документы на получение гражданства. Весь этот процесс может занять от трех до пяти лет, а в некоторых случаях и более. Согласно общим правилам, иностранец должен прожить в России с видом на жительство не менее трех лет перед тем, как подать заявление на получение гражданства.
В отличие от этого, Указ Президента № 821 создает значительно более быстрый и упрощенный путь. Иностранные граждане, участвовавшие в специальной военной операции, могут подать заявление на получение гражданства напрямую, без необходимости проходить предварительные этапы получения РВП и ВНЖ. Это означает, что процесс натурализации может быть завершен в течение нескольких месяцев, вместо многолетних ожиданий. Такое значительное сокращение времени является результатом особого признания государством заслуг этих лиц.
Кроме того, общий порядок получения российского гражданства предусматривает ряд дополнительных требований, таких как обязательное знание русского языка на определенном уровне и прохождение тестов на знание истории и конституции России. Указ № 821 не предусматривает таких требований для основной категории заявителей, хотя некоторые региональные органы могут иметь собственные процедуры. Это делает новый порядок значительно более доступным для иностранцев, которые могут не иметь полного овладения русским языком.
Правовые последствия получения гражданства: что изменяется в жизни иностранца
После получения российского гражданства на основании Указа Президента № 821 иностранец приобретает полный набор прав и ответственности, связанных со статусом гражданина Российской Федерации. Прежде всего, это означает, что лицо получает право на постоянное проживание в России, право на свободное передвижение по территории страны и право на занятие любой профессиональной деятельности без дополнительных разрешений и ограничений. Новый гражданин России также получает право голосовать на выборах и участвовать в государственной жизни страны.
Важным правовым последствием является также изменение статуса в отношении социальных пособий и льгот. Граждане России имеют право на получение пенсий, пособий по социальной защите, медицинской помощи в соответствии с российским законодательством. Это означает, что новый гражданин получает защиту социальными системами Российской Федерации, которая ранее была недоступна для него в качестве иностранца. Кроме того, новый гражданин получает право на получение российского загранпаспорта, который позволяет ему путешествовать по миру под защитой Российской Федерации.
Одновременно с правами приобретаются и новые обязательства. Гражданин России обязан соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обязан платить налоги и может быть призван на воинскую службу в соответствии с установленным законом порядком. Гражданин России также имеет обязанность участвовать в обороне страны, если это будет необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций или вооруженного конфликта. Эти обязательства следует рассматривать в контексте того, что многие новые граждане уже доказали свою готовность исполнять эти обязанности, служа в армии.
Историческое значение документа и его влияние на миграционную политику России
Указ Президента № 821 представляет собой один из самых значительных документов в области миграционной политики Российской Федерации в последние годы. Этот документ не только устанавливает новый правовой механизм, но и символизирует фундаментальное изменение в отношении государства к иностранным гражданам, которые выбрали путь защиты России. История показывает, что государства часто высоко ценили иностранных воинов, служивших их интересам, однако редко создавали столь широкие и доступные пути для их интеграции.
Указ демонстрирует понимание Кремлем того, что привлечение иностранных добровольцев требует не только справедливого обращения, но и реальных стимулов для долгосрочного пребывания и интеграции в российское общество. Предоставление быстрого доступа к гражданству является мощным инструментом привлечения и удержания высокомотивированных людей из других стран. Этот подход также отражает признание того факта, что иностранные граждане могут играть важную роль в развитии и укреплении России.
С исторической точки зрения, Указ № 821 может рассматриваться как начало новой эры в российской иммиграционной политике. Он показывает, что государство готово признать и вознаградить людей, которые добровольно выбрали защиту интересов России, вне зависимости от их национального происхождения. Это решение также может иметь долгосрочные последствия для демографической ситуации в России и способствовать притоку иностранной молодежи, которая будет служить интересам страны.
FAQ: Ответы на 10 ключевых вопросов об Указе Президента № 821
1. Кто именно может подать заявление на получение гражданства по новому указу?
По Указу Президента № 821 право подать заявление на получение российского гражданства имеют дееспособные мужчины в возрасте от 18 до 65 лет, которые являются иностранными гражданами или лицами без гражданства и отвечают одному из следующих критериев: заключили контракт о прохождения военной службы в Вооруженных Силах России после 24 февраля 2022 года на срок не менее одного года; заключили контракт до этой даты, но продолжали служить в период проведения специальной военной операции; уволены из вооруженных сил по истечении срока службы, достижению предельного возраста или по состоянию здоровья; или были признаны негодными к военной службе при поступлении на нее. Помимо самих военнослужащих, право на гражданство получают также их супруги, дети, родители, включая членов семей погибших при исполнении воинского долга, а также супруги, дети и родители граждан России, которые сами участвовали в СВО и являются иностранцами.
Это означает, что под действие указа подпадает очень широкая категория лиц, связанных с боевой деятельностью. Государство признает не только непосредственных участников, но и их ближайших родственников, что создает возможность для воссоединения и интеграции целых семей. Однако важно отметить, что есть одно серьезное ограничение: граждане Республики Беларусь исключены из действия этого порядка, несмотря на то, что многие белорусы участвуют в боевых действиях на стороне России.
2. Какие документы обязательно нужно предоставить при подаче заявления?
Пакет документов, необходимый для подачи заявления о приеме в гражданство по Указу № 821, включает несколько ключевых позиций. Во-первых, должна быть предоставлена копия или оригинал контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах России или спасательных воинских формированиях. Если контракт заключен до 24 февраля 2022 года, требуется справка, подтверждающая, что заявитель проходил военную службу в период СВО. Для уволенных военнослужащих необходимо предоставить выписку из приказа об увольнении с указанием причины. Кроме того, требуется документ, удостоверяющий личность и гражданство (паспорт или иной документ). Необходимо приложить три фотографии размером 35×45 миллиметров.
Для лиц, уволенных по состоянию здоровья или признанных негодными к службе, требуются медицинские заключения и справки. Если заявитель просит принять в гражданство несовершеннолетнего ребенка, необходимо предоставить свидетельство о рождении, документы ребенка и его фотографии. Если в документах произошли изменения в фамилии, имени или отчестве, требуется предоставить соответствующие документы о перемене. Все копии документов должны быть правильно оформлены; рекомендуется нотариальное заверение для особо важных документов.
3. Какие сроки рассмотрения заявления и когда можно ожидать решения?
Точные сроки рассмотрения заявления в соответствии с Указом Президента № 821 не указаны в самом документе, однако в соответствии с общей практикой работы органов МВД такие заявления рассматриваются в течение относительно короткого периода. В сравнении с обычным порядком получения гражданства, который может занимать несколько месяцев, временный порядок предусматривает значительно более быстрое рассмотрение. Исходя из практики применения аналогичных указов, средний срок рассмотрения составляет от одного до трех месяцев, хотя в некоторых случаях решение может быть принято и в течение нескольких недель при наличии всех необходимых документов и отсутствии препятствий.
Скорость рассмотрения может варьироваться в зависимости от региона, в котором подается заявление, количества поступивших заявлений в данное время и сложности конкретного случая. Заявителю рекомендуется обратиться в подразделение МВД, где было подано заявление, для получения информации о сроках рассмотрения в конкретном регионе. После принятия решения заявитель получает уведомление о результатах, и в случае положительного решения ему назначается дата и время принесения присяги гражданина России, после которой происходит оформление российского паспорта.
4. Может ли женщина подать заявление на гражданство по этому указу, и какие ограничения существуют?
Основной порядок получения гражданства по Указу № 821 в его прямом смысле предназначен для дееспособных мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. Однако это не означает, что женщины полностью исключены из действия документа. Женщины-иностранки получают право на получение гражданства в качестве супруг, дочерей или родителей военнослужащих-мужчин, а также в качестве супруг, дочерей или родителей граждан России, участвовавших в СВО. Таким образом, если женщина может доказать наличие семейного родства с лицом, имеющим право на натурализацию, она может подать заявление через эту категорию.
Что же касается женщин, которые сами участвовали в боевых действиях на стороне России, то текст указа их в качестве основной категории не предусматривает. Однако такие женщины-военнослужащие могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство по общему порядку или могут рассчитывать на возможные будущие изменения в законодательстве, которые расширят категории лиц, имеющих право на упрощенную натурализацию. В любом случае, женщины, участвовавшие в СВО, не исключены из внимания государства и могут получить консультацию в органах МВД о возможных путях легализации своего статуса.
5. Что произойдет с моим первоначальным гражданством после получения российского паспорта?
Получение российского гражданства в соответствии с Указом № 821 не означает автоматическое сохранение первоначального гражданства. Российское законодательство в целом не признает двойное гражданство для большинства иностранцев, поэтому лицо, получившее российское гражданство, обязано принять решение относительно своего прежнего гражданства. В некоторых странах существуют специальные процедуры отказа от гражданства, которые должны быть выполнены, чтобы полностью разорвать связь с первоначальной страной. Однако в других странах отказ от гражданства может быть сложным или невозможным процессом.
Рекомендуется заранее ознакомиться с законодательством своей первоначальной страны относительно порядка отказа от гражданства и выяснить, каким образом эта процедура должна быть выполнена. Компетентные органы первоначальной страны проживания могут потребовать определенные документы и справки для оформления отказа. Новый гражданин России должен учитывать, что переход в российское гражданство – это серьезное решение, которое влияет на его правовой статус и возможность проживания в других странах. Перед принятием присяги рекомендуется проконсультироваться с юристом относительно правовых последствий в контексте первоначального гражданства.
6. Какие отличия между получением гражданства и получением вида на жительство по этому указу?
Указ Президента № 821 предоставляет иностранным гражданам два основных пути для регуляризации своего статуса в России: получение полного российского гражданства или получение вида на жительство. Получение гражданства означает полную интеграцию в российское общество и приобретение всех прав и обязанностей гражданина России. Гражданин России может голосовать, участвовать в выборах, занимать государственные должности, служить в армии по контракту и пользоваться полной защитой государства. Это решение является окончательным и, как правило, необратимым.
Вид на жительство, в свою очередь, представляет собой промежуточный статус, который дает право на долгосрочное проживание в России (обычно на пять лет с возможностью продления) без необходимости получения гражданства. Лица с видом на жительство сохраняют свое первоначальное гражданство и могут путешествовать за пределы России, используя паспорт своей родной страны. Однако они не имеют права голосовать на выборах и участвовать в политической жизни России, а также не могут занимать некоторые государственные должности. Вид на жительство идеален для тех, кто хочет остаться в России, но сохранить возможность проживания в других странах или поддерживать связь со своей родиной.
7. Могу ли я подать заявление, если я уже вышел из армии более года назад?
Указ Президента № 821 не содержит явных ограничений по срокам подачи заявления после увольнения из армии. Это означает, что лица, уволившиеся из вооруженных сил Российской Федерации в связи с истечением срока контракта, достижением предельного возраста для прохождения военной службы или по состоянию здоровья, имеют право подать заявление на получение гражданства в любой момент после увольнения. Временный порядок, установленный указом, не предусматривает ограничения по времени, прошедшему с момента увольнения из вооруженных сил.
Однако рекомендуется подать заявление как можно скорее, поскольку указ имеет статус временного документа и его действие может быть прекращено в любой момент в соответствии с решением Президента. Кроме того, со временем могут потребоваться дополнительные справки или подтверждения, которые могут быть сложнее получить спустя длительное время. Чем позже после увольнения из армии будет подано заявление, тем выше вероятность того, что некоторые документы или свидетельства о сервис могут быть недоступны или потребуют дополнительных усилий для получения.
8. Как быстро я смогу получить российский паспорт после одобрения заявления?
После получения положительного решения о приеме в гражданство Российской Федерации заявитель приглашается в подразделение МВД для принесения присяги гражданина России. Присяга представляет собой торжественную церемонию, во время которой новый гражданин дает клятву верности Российской Федерации и обязуется соблюдать ее Конституцию и законы. После принесения присяги заявителю предоставляется соответствующий документ, подтверждающий его новый статус.
Затем следует процесс оформления самого паспорта. Оформление российского паспорта в общем порядке занимает несколько дней, обычно от трех до десяти рабочих дней в зависимости от загруженности отделения МВД и наличия необходимого оборудования. Некоторые отделения МВД могут выполнить срочное изготовление паспорта за один-два дня при наличии дополнительного взноса или в зависимости от местных условий. Рекомендуется уточнить конкретные сроки в том подразделении МВД, где будет приносится присяга, так как они могут варьироваться в разных регионах.
9. Как получить гражданство, если я работаю или служу в другом регионе, а не зарегистрирован по месту жительства?
Указ Президента № 821 предусматривает гибкий подход к месту подачи заявления. Согласно положениям указа, заявление о приеме в гражданство может быть подано в территориальное подразделение МВД по месту постоянного проживания заявителя или по месту его фактического пребывания. Это означает, что если иностранец не имеет постоянной регистрации по месту жительства, но находится в определенном регионе, он может подать заявление в подразделение МВД в этом регионе.
Эта норма особенно важна для военнослужащих и бывших военных, которые часто находятся вдали от своих мест постоянного проживания. Для максимального удобства рекомендуется заранее выяснить, какое подразделение МВД будет рассматривать ваше заявление и какие специфические требования или процедуры существуют в данном регионе. Кроме того, можно предварительно связаться с подразделением МВД по месту нахождения и получить консультацию о процедуре подачи заявления и необходимых документах.
10. Какие права получу я после получения российского паспорта и какие обязанности появятся?
После получения российского гражданства и получения паспорта РФ новый гражданин приобретает полный набор прав, доступных всем гражданам Российской Федерации. В первую очередь, это право на свободное проживание в любом месте на территории России без необходимости получения разрешений и регистрации (хотя постановка на регистрационный учет остается обязательной процедурой). Новый гражданин получает право на трудоустройство в любой сфере деятельности без ограничений, право на открытие собственного бизнеса, право на получение образования в российских учебных заведениях и право на участие в выборах и референдумах на всех уровнях.
Кроме того, новый гражданин получает право на социальную защиту, включая получение пенсий, пособий и льгот в соответствии с российским законодательством. Он также получает право на медицинскую помощь в полном объеме, право на получение российского загранпаспорта и право на дипломатическую защиту Российской Федерации во время пребывания за рубежом. Параллельно с правами появляются и обязанности: гражданин обязан соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обязан платить налоги в соответствии с установленным порядком и может быть призван на воинскую службу в чрезвычайных ситуациях. Гражданин также несет ответственность за нарушение законов и может быть подвергнут уголовному преследованию в соответствии с российским уголовным кодексом.
Указ Президента № 821 от 5 ноября 2025 года открыл новую страницу в истории российской иммиграционной политики. Этот документ признает героизм и самоотверженность иностранных граждан, выбравших защиту интересов России, и предоставляет им справедливо заслуженный путь к интеграции в российское общество. Упрощенный порядок получения гражданства и вида на жительство не только практически реализует принцип справедливости, но и демонстрирует серьезное намерение государства привлекать и удерживать иностранные таланты и мотивированные личности. Те, кто рассматривает возможность получения российского гражданства на основании этого указа, должны помнить, что это решение несет серьезные правовые последствия, но в то же время открывает широкие возможности для создания новой жизни в России.