В этом году русский адмирал Михаил Лазарев отмечает свое 237-летие. Он внес неоценимый вклад в российскую и мировую и историю, став первооткрывателем целого материка – Антарктиды. Насколько тяжелой была эта экспедиция и что известно о его личности – подробнее в материале 5-tv.ru.
«Юноша острого ума и благородного поведения»
Михаил Петрович Лазарев родился 14 ноября 1788 года во Владимире, в семье правителя Владимирского наместничества Петра Гавриловича Лазарева.
У Михаила было три брата, двое из которых также стали флотоводцами: Андрей стал вице-адмиралом, а один из младших, Алексей, — контр-адмиралом.
Во время правления Петра Гавриловича город Владимир стал активно застраиваться. В 1797 году его удостоили должности сенатора в Петербурге, куда потом перебралась семья.
Перед смертью в 1800 году он определил троих сыновей в морской кадетский корпус. Михаил был одним из лучших студентов на курсе и стал одним из 30 счастливчиков, кто попал на стажировку в Англию. Там он был приобщен к передовым военно-морским технологиям и в совершенстве освоил английский язык.
Этот навык открыл перед ним много возможностей, в том числе помог ему общаться с иностранными коллегами в кругосветных плаваниях. Британцы характеризовали молодого Лазарева как «юношу острого ума и благородного поведения».
Но та поездка в Англию была не простым ознакомительным туром или стажировкой в привычном понимании этого слова. Лазареву было 20 лет, но в ходе стажировки он уже начал принимать участие в дальних плаваниях. У него даже был бой с французским кораблем. Британия закалила юношу, и оттуда он вернулся уже мичманом.
Позже он прошел еще две войны – со шведами и французами. Затем наконец поехал в кругосветное плавание уже будучи капитаном корабля. Всего таких путешествий у него было три. Все три поездки он совершил в должности капитана, что является рекордом и по сей день.
Совместно с Фаддеем Беллинсгаузеном он командовал Первой русской антарктической экспедицией в 1819-1821 годах. Именно в ходе этого путешествия люди впервые подобрались к берегам загадочной Антарктиды. Произошло это 28 января 1820 года.
В 1821 году, после возвращения из экспедиции, Лазарева произвели в капитаны второго ранга и назначили командиром фрегата «Крейсер». Это судно потом обогнуло земной шар в 1822–1825 годах.
«Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и в своих подчиненных умел вызвать те же чувства и стремления», – сказано в биографии адмирала.
Позже Лазарев стал служить на линейном корабле «Азов», который получил известность во время Наваринского сражения в 1827 году. В 1828–1829 годах Лазарев руководил морской блокадой Дарданелл, а в 1830 году вернулся в Кронштадт из Средиземного моря. На тот момент он уже был в должности командира эскадры, в которую входило десять кораблей.
В 1832 году его назначили на пост начальника штаба Черноморского флота. В 1833-м под его командованием был совершен поход в Босфор, в результате которого заключен Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией.
В этом же году Михаил Петрович стал вице-адмиралом и был назначен командующим Черноморским флотом и портами Черного моря, а также военным губернатором Севастополя и Николаева.
В ходе его службы было построено 16 линейных и более 150 других кораблей, в том числе первые пароходофрегаты и корабли с металлическим корпусом. Он также создал и реорганизовал многочисленные учреждения и подразделения. Моряки-черноморцы принимали активное участие в боевых действиях, содействуя сухопутным войскам в десантных операциях на турецком побережье.
Михаил Лазарев умер от рака желудка в Вене 23 апреля 1851 года. На момент смерти ему было 62 года. Он похоронен в усыпальнице Владимирского собора в Севастополе.
В честь Лазарева назвали одно из антарктических морей, атолл в группе островов Россиян, мысы в Амурском лимане и на Алеутских островах, остров в Аральском море, бухта и порт в Японском море.
Также его имя носит российская антарктическая станция Новолазаревская, ледник, горы на Земле Виктории, залив (Земля Александра I), берег на острове Петра I в Антарктиде, желоб в Индийском океане и некоторые советские и российские корабли и суды.
Ледяной ад
Подготовка к экспедиции 1819-1821 года шла тщательно. У Лазарева и Беллинсгаузена было два корабля — шлюп «Восток» под командованием Беллинсгаузена и шлюп «Мирный» под командованием Лазарева. Экипажи насчитывали около 190 человек, в том числе офицеры, ученые, медики и матросы.
В июле 1819 года экспедиция начала свой путь из Кронштадта. После пересечения Атлантики морские судна прошли мимо Рио-де-Жанейро и достигли южной Атлантики.
Именно здесь их ждало испытание погодой: штормы, холод, промозглая сырость. Моряки много болели, а их одежда и обувь быстро приходили в негодность. В подобных условиях было невозможно даже высушить вещи.
Но самое пугающее ждало их впереди. В январе 1820 года они пересекли воды, в которые еще заходил человек. Температура была ниже нуля, корабли покрылись льдом, а вокруг стоял густой туман. В таких условиях выжить в условиях того времени – настоящее везение. Столкновение с айсбергом могло бы незамедлительно отправить корабль на дно.
Когда они приблизились к Антарктиде, то увидели побережье, покрытое ледниками. Места, где они были, позже назвали: Земля Александра I и остров Петра I.
Их экспедиция – настоящий подвиг и пример человеческой силы, мужества, воли и упорства. В ходе путешествия они столкнулись с большим количеством сложностей и опасностей. Они прошли весь путь вопреки неблагоприятной погоде и техническим трудностям. Но самое пугающим было, пожалуй, гнетущее чувство абсолютной неизвестности. Мореплаватели не могли знать наверняка, смогут ли вернуться живыми и достигнут ли своей цели.
Они прекрасно понимали, что в том месте, где они находятся, они уже не смогут найти помощь. Это чувство полной изоляции может выбить из колеи любого, но эти моряки настолько «горели» своим делом, что гибель их совсем не пугала. Они знали, что делают важное дело.
Таинственная южная земля
Стоит отметить, что до этого веками Антарктида считалась лишь мифом, это было нечто вроде сказки или легенды. Еще философ Аристотель в свое время предположил существование некой южной земли, которая должна уравновесить континенты на севере — Terra Australis Incognita.
Но люди не могли долгое время не могли найти доказательств этой теории. Только в XVIII веке мореплаватель Джеймс Кук активно взялся за изучение этого вопроса. Он приблизился к антарктическому льду в 1773 году, но сам континент так и не смог увидеть. Кук посчитал, что если там и есть земля, то добраться до нее будет невозможно из-за ледяных барьеров.
В XIX веке интерес к этой загадочной земле возрос, и возможностей для ее изучения становилось все больше. В 1819 году русский император Александр I поручил исследовать южные моря, найти новые земли и изучить местный климат. Эту миссию он доверил как раз Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву.
Открытие Антарктиды навсегда вписало фамилии Лазарева и Беллинсгаузена в историю, а Россия стала первой страной, доказавшей существование шестого континента. Это, без преувеличения, одно из важнейших событий в географической науке.
Мореплаватели также доказали всему миру, что наша страна способна наравне с другими великими державами участвовать в эпохе географических открытий.