Найти в Дзене
Колесо истории

Почему ЕВРОПА боялась ЖЕНЩИН

Когда на европейских площадях зажигались костры, никто не считал это жестокостью. Это называли очищением. Люди приходили смотреть, как горят те, кого считали виновными во всех бедах — от неурожая до болезни. Верили, что огонь вернёт миру равновесие. Так началась и длилась почти три века одна из самых мрачных страниц европейской истории — охота на ведьм. И если в хрониках остались имена инквизиторов и судей, то настоящие истории тех, кого сжигали, почти исчезли. Корни веры в ведьм уходят далеко в древность. В дохристианской Европе считалось, что мир населен духами, а люди могут с ними общаться. В каждой деревне была женщина, знавшая, какие травы снижают жар, как помочь роженице или отвести сглаз. Она не была врагом, напротив — к ней шли за помощью. Но в позднем Средневековье отношение к магии изменилось. Христианская церковь стремилась искоренить всё, что напоминало о языческих обычаях. Народные целители, гадалки, знахарки стали подозрительными. Если раньше они «знали больше других», то
Оглавление

Когда на европейских площадях зажигались костры, никто не считал это жестокостью. Это называли очищением. Люди приходили смотреть, как горят те, кого считали виновными во всех бедах — от неурожая до болезни. Верили, что огонь вернёт миру равновесие. Так началась и длилась почти три века одна из самых мрачных страниц европейской истории — охота на ведьм. И если в хрониках остались имена инквизиторов и судей, то настоящие истории тех, кого сжигали, почти исчезли.

Жак Раймон Браскасса
Жак Раймон Браскасса

От языческих духов к «слугам дьявола»

Корни веры в ведьм уходят далеко в древность. В дохристианской Европе считалось, что мир населен духами, а люди могут с ними общаться. В каждой деревне была женщина, знавшая, какие травы снижают жар, как помочь роженице или отвести сглаз. Она не была врагом, напротив — к ней шли за помощью.

Но в позднем Средневековье отношение к магии изменилось. Христианская церковь стремилась искоренить всё, что напоминало о языческих обычаях. Народные целители, гадалки, знахарки стали подозрительными. Если раньше они «знали больше других», то теперь стали «служить дьяволу».

Когда страх стал законом

В XIV–XV веках Европа пережила тяжёлые времена: эпидемии, войны, голод. Люди искали виновных. И нашлись те, кто решил — виноваты ведьмы.

В 1487 году в Германии вышла книга «Молот ведьм» (Malleus Maleficarum), написанная двумя доминиканскими инквизиторами — Генрихом Инститорисом и Якобом Шпренгером. Этот трактат стал своего рода «инструкцией» для судей и священников. В нём утверждалось, что ведьмы существуют, вступают в союз с дьяволом, вредят людям и государству.

Книга быстро разошлась по всей Европе. Судебные процессы, основанные на доносах и пытках, стали обычным явлением. Женщину могли обвинить во всём: не помог урожай — значит, сглазила. Коровы перестали давать молоко — значит, колдовство. Умер ребёнок — не иначе, ведьма.

Кто и зачем сжигал

Распространённый миф говорит, что ведьм сжигала церковь. На деле чаще всего этим занимались светские суды — городские и сельские. Власти видели в процессах не только «защиту веры», но и способ укрепить порядок, показать силу закона.

Обвиняемыми становились в основном женщины из народа: вдовы, одинокие, повитухи, лекарки. Те, кто не имел заступников. Их пытали, вынуждая признаться в том, чего не было. Показания выбивали не ради истины, а ради примера — чтобы другие боялись.

Согласно современным исследованиям историков, с конца XV по XVIII век в Европе по обвинениям в колдовстве было казнено от 40 до 60 тысяч человек, а по некоторым оценкам — до 100 000. Большинство жертв составляли женщины. Особенно активно охота велась в Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии.

Не только женщины

Хотя слово «ведьма» женского рода, мужчины тоже попадали под обвинения. В некоторых регионах — особенно в Исландии, Эстонии и некоторых частях Норвегии — доля казнённых мужчин была не просто высокой, а преобладающей, составляя до 80-90% от всех жертв. Их называли колдунами или «чёрными священниками». Но в целом по Европе образ колдовства прочно связывался с образом женщины — слабой, соблазнительной и опасной.

Судебные документы того времени поражают. Там можно найти признания в «полётах на шабаш», «поцелуях сатане» или «превращении в кошку». Конечно, всё это было результатом давления и пыток. Люди говорили то, что от них хотели услышать.

Почему вера в ведьм держалась так долго

С одной стороны, охота на ведьм была порождением страха. Но с другой — отражением того, как работало общественное сознание.
В Европе того времени религия, право и повседневная жизнь были тесно переплетены. Люди действительно верили в магию — не как в сказку, а как в часть реальности.

Кроме того, существовала социальная зависть. Бедные подозревали богатых в нечистой силе, мужчины — женщин, деревенские — горожан. Ведьма становилась удобным образом «другого» — того, кого можно обвинить в несчастье.

Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798)
Ф. Гойя. «Шабаш ведьм» (1798)

Кто положил конец кострам

Поворот наступил в XVII–XVIII веках. Постепенно в Европе укреплялись идеи рационализма и научного подхода. Учёные начали объяснять болезни, неурожай и погодные явления естественными причинами.

Одним из первых против охоты на ведьм выступил Фридрих Шпее, немецкий иезуит, видевший десятки казней. В своём трактате «Cautio Criminalis» он писал, что под пытками любой человек признается даже в том, чего не делал. Его слова стали началом пересмотра отношения к этим процессам.

Постепенно суды начали отказываться от признаний, полученных силой. В XVIII веке в большинстве стран Европы охота на ведьм сошла на нет. Одной из последних официальных казней за колдовство в Европе стала казнь Анны Гёльди в Швейцарии в 1782 году, однако исторически последний зафиксированный случай произошёл в 1793 году в Польше.

Что осталось от веры в ведьм

Прошло несколько столетий, но слово «ведьма» никуда не исчезло. Сегодня оно звучит иначе — как символ независимости и знания. В культуре XX–XXI веков ведьма стала скорее образом женщины, которая не подчиняется правилам, чем существом из народных страхов.

Но в архивах сохранились тысячи судебных актов, где рядом с именами простых людей стоят слова: «сожжена за колдовство». Эти документы напоминают, как далеко может зайти общество, когда страх становится оправданием насилия.

ru.pinterest.com
ru.pinterest.com

Послесловие

Когда читаешь протоколы тех процессов, поражает не жестокость, а логика, с которой она оправдывалась. Всё делалось «по закону», с печатью, подписью, свидетелями. Это, пожалуй, самое страшное — когда неправду узаконивают.

И всё же, как ни парадоксально, именно из тьмы костров выросла новая эпоха — эпоха разума. Европа прошла через страх, чтобы научиться сомневаться.

А вы как думаете — если бы не охота на ведьм, родилось бы Просвещение, или человечество всё равно пришло бы к разуму другими путями?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории — о людях, событиях и открытиях, которые изменили историю.

Почитайте и другие статьи: