Возможно, вы уже слышали новость: китайские автоконцерны, мол, нашли способ виртуозно обойти утилизационный сбор, искусственно занижая лошадиные силы в своих новых моделях. Кажется, спасение близко! Но мы думаем иначе, и сейчас мы вам расскажем о своей точке зрения. Так это или нет – судить вам, да и ясно станет со временем. Но пока это пахнет очередной хитрой уловкой со стороны заинтересованных лиц, назовем их "И".
Ох уж эти китайские автопроизводители! Всего-то и надо было – чуток подкрутить циферки в документах, и вот уже новые Haval, Geely и Exeed, которые раньше казались нам такими желанными "серыми" гостями, снова готовы сорваться с цепи. «Вот оно!» – думает наивный автолюбитель, предвкушая заветную «китайскую мечту» по более-менее приемлемой цене. А заодно и отечественный автопром, кажется, обрел спокойствие: конкуренция с «бэушкой» из Поднебесной ослабла, а вот официальные дилеры китайских брендов, эти радетели за «белый» ввоз, явно потирают руки.
Но давайте посмотрим глубже, не сквозь призму сладкой наивности и сиюминутных желаний получить желаемое в обход ограничений. А через объектив, который позволяет увидеть, неужели все так красочно и шум в виде утилизационного сбора будет решен в одночасье.
Для этого стоит вернуться на год назад.
1 января 2025 года. Вдруг, словно гром среди ясного неба, крупные китайские производители, такие как Exeed и дочерняя марка Jetour, прекращают продажу новых автомобилей компаниям, специализирующимся на экспорте БУ автомобилей (по документам). Полный запрет, пока автомобиль не достигнет возраста шести месяцев. «Ну, что ж, – подумали мы, – бывает. Видимо, решили разобраться с внутренним рынком».
1 июня 2025 года. Эстафету подхватывают Geely, Li, Voyah и другие гиганты. Теперь и у них действует постановление: новый автомобиль, выпущенный для внутреннего рынка КНР, должен провести в эксплуатации не менее шести месяцев. И только потом – экспортируй, сколько влезет. «Странно, – недоумеваем мы, – но ладно. Китайцы – народ консервативный, видимо, заботятся о качестве и хотят, чтобы их машины сначала «обкатали» на родине». И вроде как смирились, свыклись. Ну, есть теперь выбор из автомобилей с датой выпуска более шести месяцев.
...Август! Страшный и роковой для многих месяц. Минпромторг впервые намекнул на повышение утилизационного сбора. Сентябрь – напряженное ожидание, никаких ясности. Октябрь – стало понятно, что утиль не миновать, вопрос только в том, когда. И вот, наконец, ноябрь. Мы получаем заградительный утиль, который в некоторых случаях превышает стоимость самого автомобиля в два раза!
Пример? Пожалуйста. Новая Toyota Camry 2022 года выпуска, с двухлитровым двигателем и пробегом около 30 000 км, обходилась покупателю в 2 300 000 рублей. А вот с 1 декабря цена на аналогичный автомобиль взлетит до 3 500 000 рублей. А что говорить про машины с двигателями 2,5 литра и мощностью более 200 л.с.? Там утиль превращается в настоящий абсурд – почти 3 000 000 рублей! Хочешь двухлитровый VW Tiguan? Занеси еще один такой же на таможню.
«Ну ладно, – говорим мы, – сейчас не про это. Сейчас про ту самую новость о том, что китайские производители занизят лошадиные силы, и мы все будем в шоколаде!» СТОП! А на какие автомобили? Верно, на новые. А на какие марки? Верно, на те самые, которые прекратили продажи новых автомобилей для последующего экспорта.
Так в чем же прикол, спросите вы? Да в том, что те самые «новые» автомобили с заниженными лошадиными силами будут производиться для официальных дилеров соседних государств. Да-да, стали догадываться? Верно.
А что помешает нам купить новый автомобиль и доставить его как физическому лицу для личного пользования? Ну, во-первых, те самые ограничения, которые ввели крупные производители в Китае. Ну и во-вторых! Как мы получим из Китая автомобиль с заниженными лошадиными силами, ведь сам Китай в них не нуждается, им не надо занижать лошадиные силы. А тот факт, что весь рынок параллельного импорта завязан на подержанные авто, и даже если автомобиль новый, он по документам покидает Китай как бывший в употреблении, то никто для внутреннего рынка Китая из производителей не будет занижать лошадиные силы.
Получается, что хитрость «И» состоит не в том, чтобы обойти утилизационный сбор, а в том, чтобы легитимизировать появление на рынке новых автомобилей, но не для всех, а для избранных. Для тех, кто готов работать через официальные каналы, кто не пытается урвать кусок «серого» рынка.
Вся эта история с «заниженными лошадками» – это не про облегчение жизни простого автолюбителя, который хочет купить подержанный автомобиль из-за рубежа. Это про создание искусственного дефицита на вторичном рынке, про укрепление позиций официальных дилеров и, конечно же, про поддержку отечественного автопрома, который вдруг оказался «в беде» перед лицом доступных «серых» машин.
"И", словно заботливый родитель, говорит нам: «Не беспокойтесь, мы вас защитим! От чего? От соблазна выбора, от здравого смысла, от возможности сэкономить». И вот, вместо того, чтобы снижать пошлины, развивать собственное производство (которое, кстати, почему-то отстает в технологиях от наших «стратегических партнеров»), нам подсовывают новую «гениальную» схему.
Что будет дальше? Скорее всего, «серые» схемы станут еще более изощренными, или же цены на «новые» машины с «заниженными» характеристиками у официалов вырастут до астрономических высот. А простые люди, как всегда, останутся у разбитого корыта, наблюдая, как «И» продолжают свою игру, где правила понятны только им самим.
А нам остается лишь иронично улыбаться и ждать, когда очередная «хитрая уловка» станет явной, и мы вновь сможем говорить: «А мы же говорили!»